Психические нагрузки профессионалов

Одна из характерных черт постиндустриального общества -широкое распространение профессиональной деятельности. Значительно возросла численность специалистов в области вычислительной техники, медиков, психотерапевтов и т.п. Специалисты различных профессий и технического профиля составляют большой процент рабочей силы. Их количество увеличивалось за счет численности рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Даниел Белл (1974) предсказывает, что к концу века специалисты в области технологии и другие станут крупнейшей профессиональной группой в американском обществе.

Термин "профессионал" означает, что человек хорошо знает и любит свое дело. Все профессионалы, включая воспитателей детских садов, юристов и владельцев похоронных контор, придерживаются определенных принципов. В то же время они находятся "на службе" и работают за деньги. Хотя некоторые профессионалы (например, священники или профессора колледжей) не получают деньги непосредственно от своих клиентов, всегда возникает своего рода противоречие между профессиональными стандартами и личными интересами. Чтобы ослабить это противоречие, идея личного интереса отвергается в официальных заявлениях профессиональных групп. Так, Американская медицинская ассоциация поддерживает идею, что врачи служат пациентам не ради денег, а потому, что верны клятве Гиппократа.

Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы (Орзак, 1972). Полупрофессионалы (например, помощники учителей и техники-рентгенологи) имеют "промежуточный" статус и могут испытывать некоторый дискомфорт на работе. Техники являются наглядным примером озабоченности своим положением. Они оказались между высоким статусом инженеров и низким статусом квалифицированных рабочих. Они могут обладать квалификацией не ниже, чем у инженеров, но зарабатывают меньше денег, пользуются меньшим престижем и имеют меньше шансов продвигаться по служебной лестнице. Вероятно, существует несколько способов решения этой проблемы. По-видимому, они меняют работу чаще, чем требуется, стремятся выглядеть более высокопоставленными, чем на самом деле, - для этого они нанимают секретарей и поддерживают дружеские связи с инженерами. Иногда они даже пытаются получить должности инженеров (Эван, 1964). "Чтобы избавиться от тревоги по поводу статуса, полупрофессионалы часто стремятся стать профессионалами. Например, в течение ряда лет агент по страхованию жизни может достичь такого профессионального статуса, при котором он сам устанавливает требования и руководит организацией" (Тэйлор, Пеллегрин, 1972).

В общем, что касается человеческих выгод и затрат, технический прогресс привел к противоречивым результатам. С одной стороны, понизилась необходимость в физическом труде благодаря использованию других источников энергии. Кроме того, большинство работников стали больше зарабатывать. Однако промышленный прогресс создал ряд серьезных проблем. Во-первых, в ранний период развития промышленности огромное количество фабричных рабочих было занято неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом. Технический прогресс ликвидировал многие виды такого труда, и рабочие были вынуждены наспех переквалифицироваться. Однако новая работа часто еще больше ограничивала их возможности контролировать содержание своего труда. Более того, узкая специализация, взаимозависимость между профессиями и возникновение сложных организаций стали причиной ролевых конфликтов, вселявших чувство тревоги.

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 16. Экономическая система

Наши рекомендации