Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан
План:
1. Сущность политической культуры
2. Функции политической культуры
3. Типология политической культуры
4. Политическая идеология
5. Национальная идея республики Казахстан
Список литературы:
1. Мельник В.А. Мораль в политике. Хрестоматия Б.Г. Капустина
2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. – М., 1995.
3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008
4. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке, А., 2003.
5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009
6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.
7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004.
8. Скрипкина Ж.Б. Социальная политика. М., 2005.
Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры.
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Можно выделить следующие функции политического сознания: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале 19 века. С тех пор в мировой политике сложились различные суждения об идеологии.
Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать некоторые законы, которые определяют функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена. То есть всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления и раскрепощения. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть закона «крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы. Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое поколение ищет новую идеологи. У истоков эта волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на левые силы. Затем движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения.
Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т.д.). Политические идеологии стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-либо группы на власть. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии определенной группы, стремящейся подчинить общественной мнение собственным идеалам. Идеология, как правило институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии рассматривается несколько уровней политической идеологии.
Теоретический уровень – это наиболее абстрактный, на котором рассматриваются идеалы и ценности определенного социального слоя, нации и т.д.
Программно-политический уровень – здесь теоретические требования переходят в разряд действительных лозунгов, требований, определенных действий. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым уровнем.
Актуализированный уровень - здесь рассматриваются степень освоения людьми пропагандируемых идей, ее влияние на практическую деятельность людей, на политическое поведение.
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Именно поэтому ее изучение не ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и ряде некоторых других стран.
Политологи считают, что политическая культура – это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности, это совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.
Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей).
Специфическими функциями политической культуры можно назвать:
- интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
- сохранение и развитие основ политической деятельности;
- проверка истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
- проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов;
- профетическая, прогностическая в отношении перспектив общественного развития;
- апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур, которые позволили бы проводить сравнения и интерпретации. До последнего времени западные политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя западную на первое место в качестве эталона и даже общечеловеческой перспективы. Например, Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры:
1. гомогенная (англо-американская). Господствует гомогенная секулярная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны существование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентаций, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства политической системы. Основные черты – светский, прагматический характер, понимание политики как процесса объединения интересов, тяготение электората к политическому центру;
2. фрагментированный (континентально-европейская). Во фрагментированной культуре среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил политической игры. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом. В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию. Способность заинтересованных групп переводить потребности в приемлемые политические альтернативы ограничена, что ведет к усилению противоречий между различными субкультурами. Основные черты – поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность;
3. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран;
4. тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты – ключевой метафорой в политике является «механизм» и идеал специфической «рациональности», при которой человеческое действие уподобляется автомату, полный политический контроль над всеми сторонами жизни, использование насилия в качестве инструмента политического регулирования.
Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры:
- приходская культура;
- зависимая культура;
- политическая культура участия.
Таким образом, неформальные социальные структуры, группы воспитывали чувство преданности и долга, подчинения авторитету, старшему по возрасту и чину, групповой конформизм, пассивность и послушание рядовых. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Отличительной особенностью традиционного японского общества, которая сохраняет свое значение поныне, является тот факт, что неформальная иерархия играет большую роль, нежели формальные структуры. Мнение, суждение группы является истиной в последней инстанции. В рамках группы не принято соперничать – действовала норма социальной нивелировки «шляпка гвоздя не должна торчать»: неприлично высовываться, все гвоздики должны быть забиты одинаково. Межличностные отношения между различными группами затруднены, смена групп – тоже. Клановость, замкнутость, кастовость характерна и для современной Японии. Все решения в группах принимались и принимаются через согласование и консенсус. «Никто не может служить двум хозяевам» - считают японцы и стараются сохранить преданность одной фирме, а во внешней ориентации – одной стране, Соединенным Штатам.
Интересно отметить, что долгое время западные политологи разделяли мнение, что конфуцианские ценности являются тормозом на пути развития стран АТР и враждебны духу экономического развития. Западные политологи выделили четыре основных принципа организации конфуцианского общества, которые, по их мнению, препятствуют развитию либерального общества:
- клановый характер – выдвижение на первое место интересов семьи;
- право наследования за всеми детьми (как фактор распыления капитала);
- чрезмерное внимание к личному накоплению (как препятствие на пути обращения капитала);
- жесткая социальная иерархия, в которой ремесленники и торговцы занимают нижнее место в социальной иерархии (как препятствие на пути развития среднего класса).
Таким образом, политическая культура групповой ориентации, восточное неиндивидуалистическое правовое и гражданское сознание, основанное на компромиссе, способность к реинтерпретации ценностей в духе современности с опорой на национальную традицию характерно для стран конфуцианско-буддийской ориентации. Успех этих стран показал, что благополучие нации складывается не только из экономических показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного единства народа, поверившего в свои силы.
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.
Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности властьдержателям и священности государственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».
Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.
Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире:
- принцип универсальности ислама;
- принцип панисламизма – убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности;
- идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата;
- идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу.
Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, со страниц Корана сам Мухаммед предстает перед нами как выдающийся прагматичный государственный деятель. Не будет преувеличением утверждение, что как политик Мухаммед заслуживает самой высокой оценки. Он сумел создать сильную мировую империю, то есть имперские амбиции здесь налицо. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.
Феномен российской политической культуры сегодня является предметом напряженного научного анализа. Изучая весь спектр политической культуры, можно получить только позитивистски-нейтральную модель. На самом деле это далеко не так: политические интересы россиян сегодня, так же как и раньше во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для политической культуры России присуще многослойность, многоярусность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время не имеет строго алгоритма, оно растекается, соединяя в себе противоречивые пласты.
Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время неизменно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея – что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира – русская душа болеет более мировыми проблемами. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении. Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. В целом, русская духовность делит мир на две ипостаси – свет и тьма, но особенно остро это ощущается в политической власти. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают».
Национальная идея рождается с развитием общества.
По словам Президента, в основу идеи должны быть заложены четыре фактора. «Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Третье, я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество». Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины»
Национальная идея Казахстана и стратегия конкурентоспособности
У национальной идеи нет одного всеми признанного определения, как говорится, сколько людей столько и мнений. Одни под национальной идеей понимают казахские обычаи и традиции. Вторые призывают всемерно развивать государственный язык. Мол, если все будут изъясняться на нем, вопрос национальной идеи отпадет сам собой. Третьи под этим термином понимают патриотическое воспитание молодежи и изучение истории своей страны.
Безусловно, для нас важны и наша история, и обычаи, и традиции. Однако нельзя забывать, что Казахстан сегодня полноправный член международного сообщества. Для наглядной иллюстрации возьмем Японию. После сокрушительного поражения во Второй мировой войне это маленькое островное государство довольно быстро встало на ноги. Сегодня Страна восходящего солнца - признанный лидер мировой экономики. В послевоенной Японии все силы общества были направлены на всемерное развитие образования и подготовку высококлассных специалистов. Идея фикс для нации стало производство только качественных товаров, преимущественно высокотехнологичных продуктов. Результат - ныне весь мир с удовольствием покупает японские компьютеры, автомобили, бытовую технику, ценя их за качество и надежность. У нас довольно и сырья, и квалифицированных кадров, и технических возможностей. Это прочный фундамент, на котором мы можем возвести экономически сильное, процветающее государство. Все зависит от строителей.
Автором германского экономического чуда по праву считается первый премьер-министр послевоенной Германии Эрхард. Он смог поднять из руин разрушенную страну всего за десять лет. Однако главный секрет успеха эрхардовских реформ лежит как в экономической, так и в духовной плоскости. Он сумел вселить в немцев, потерпевших национальное унижение после поражения во Второй мировой войне, дух уверенности в будущем страны и правильности своего курса.
Это как нация должна проникнуться острейшей необходимостью, жизненной целесообразностью и светлым идеалом, чтобы положить все свои силы, знания, старание и терпение на добросовестную работу ради поэтапной реализации высокой цели. Очевидно, для того, чтобы нация восприняла и прониклась высокой национальной идеей, должно выполняться несколько непременных условий.
Во-первых, народ, нация должна верить, быть уверенной в том, что национальная идея и ее составляющие обоснованны, точно выверены, что она нацелена на решение благородных задач существенного повышения жизненного уровня настоящего и будущего поколений населения страны, что это не очередная популистская кампания или политическая авантюра в угоду узкому кругу власть имущих и богатых. Во-вторых, народ в подавляющей массе должен верить и доверять своим лидерам, которые предлагают понятную, целенаправленную программу действий и которые для ее претворения ставят во главу угла свою честь и достоинство в правильном понимании этих слов (но не безапелляционную защиту от критики, недовольства и непринятия его программы и действий). Лидеры должны реально обеспечить разделение трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), без чего никогда не достичь подлинной демократизации общества, они должны быть далеки от нелицеприятных и грязных дел, от кумовства, клановости и сокрытия неправедных дел своих близких. К власти должны допускаться исключительно честные, высококвалифицированные, опытные, знающие производство и людей, преданные высоким идеалам и своему народу специалисты. В-третьих, нация поверит национальной идее и своим лидерам и поддержит их, если поверит и убедится, что власть поведет реальную жесткую и постоянную борьбу с таким позорящим нацию явлением, как коррупция, что это не очередная кампанейщина, когда для видимости привлекут к ответственности отдельных второстепенных руководителей или чиновников, многих из которых затем осуждают условно или амнистируют. Отдельный вопрос - борьба с коррупцией. Обуздать ее можно только усилиями всей нации, поскольку она сегодня проникла во все поры общества. Ныне нет такого учреждения, ведомства или организации, где не берут взяток. Пока так будет продолжаться, ни один закон, даже самый хороший, не будет выполняться. Если нация поверит во все это, она во имя национальной идеи и счастья будущих поколений может пойти даже на временные жертвы. Вспомним, как повели себя народы Малайзии, Южной Кореи, Сингапура и других юго-восточных азиатских "тигров" в период экономического кризиса конца 90-х годов. Но если народ, нация не будет верить национальной идее и своим лидерам или потеряет веру в них в процессе реализации национальной идеи, то о лучшем будущем можно забыть, национальная идея и люди, провозгласившие ее и взявшиеся за ее претворение, будут окончательно дискредитированы. И тогда правителям, которые захотят изменить ситуацию, по-новому реформировать общество, экономику государства и образ жизни, при всем их благородстве и преданности новым идеям, трудно будет убедить, поднять и повести за собой народ на новые свершения.
Важным направлением является сохранение национальных, культурных и исторических ценностей. Конфуций однажды сказал: "Того, кто не видит далеких трудностей, поджидают близкие неприятности". Молодежь - будущее страны, которому нам предстоит передать национальные, культурные и исторические ценности. Поэтому уже сегодня надо задаться вопросом: чем живут казахстанские юноши и девушки? Постараться воспитать в них патриотизм, свободолюбие, уважение к языку, обычаям и традициям своего народа.
Конкурентоспособность. Поскольку сильная экономика - тот локомотив, который приведет нас к воплощению национальной идеи.
Конкурентоспособность относится не только к предпринимательству, но и к деятельности государства на всех уровнях. Она оценивает, как страна формирует свое экономическое будущее, качество происходящих в ней политических процессов, уровень образования, развитие информационной инфраструктуры, благоприятствование культуры и системы ценностей для инновации.
Главными показателями конкурентоспособности страны являются рост уровня жизни граждан, стабильность государства, законопослушность общества.
В свое время конкурентоспособность любой страны зависела от наличия трех основных факторов производства - природных и трудовых ресурсов и наличия капитала. С бурным развитием техники конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что наличие факторов производства является важным, но недостаточным условием успешной конкуренции. Если в "старой" экономике источником конкурентных преимуществ были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила, то теперь основным источником экономического роста и конкурентоспособности является производство идей. Экономический успех государства, то есть его конкурентоспособность, определяется наличием в нем конкурентоспособных отраслей и производств, высококлассных кадров. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом экономической политики государства. Важным аспектом обеспечения конкурентоспособности национальной экономики является стратегическое планирование. Все действия государства должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели экономики и страны в целом.
Государственные институты, "родившиеся" в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития 2003-2015 годов, становятся реальной силой конкурентоспособной отечественной экономики. Главная цель стратегии - снять Казахстан с нефтяной иглы путем развития несырьевых секторов экономики. Государственная политика играет важную роль в привлечении инноваций и скорейшем достижении страной инновационной стадии. Однако в настоящее время в Казахстане практически не проводится инновационная политика.
Целью казахстанской инновационной политики должно стать создание механизмов использования отечественного инновационного потенциала, привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с нашими природными богатствами, человеческим и научным потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условием такого развития должно стать, во-первых, развитие нескольких конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей, продукция которых сможет по качеству соперничать с заморскими аналогами, во-вторых - интеграция транснациональных национальных компаний в отечественную экономику.
Государственную инновационную политику необходимо проводить в тесной связке с инвестиционной политикой страны, которая в свою очередь должна работать на привлечение инвестиций, несущих современные технологии.
В настоящее время на долю новых технологий в развитых странах приходится более 70 процентов прироста ВВП, тогда как в Казахстане планируется увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8 процента в 2005 году до 1,7 процента к 2015 году. Такой разрыв неудивителен. В развитых странах на науку тратят порядка 3-4 процентов от ВВП, у нас - 0,2 процента. Пока на всю казахстанскую науку выделяют столько денег, сколько в год получает на исследования средний американский университет, - говорить о развитии инноваций в стране не приходится. Ученые боятся отдавать свои разработки бизнесменам, поскольку у нас слабо работает закон об интеллектуальной собственности. Целесообразно создание в Казахстане структуры наподобие Силиконовой долины в США, которая будет объединять ученых и предпринимателей. Главная цель - коммерциализация ноу-хау отечественных ученых. Говоря проще, полный цикл производства - от научной идеи до готового товара. В Казахстане назрел вопрос о необходимости разработки национальной стратегии конкурентоспособности. Это не говорит о том, что в стране не делается ничего. Проводимые экономические преобразования и их устойчивый рост последних лет доказывают, что Казахстан движется в правильном направлении. Однако нынешняя глобализация мировой экономики - серьезный вызов многим предприятиям, регионам и странам, требующим радикальной перестройки экономической политики, свободного обмена товарами и информацией, усиления внимания к таким категориям продукта, как качество, инновационность.
Идею конкурентоспособности, как национальную идею страны, использовали многие страны мира. Опыт западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития.
Нужен системный подход в идее формирования конкурентоспособной экономики.
В технических и экономических вузах следует ввести новые дисциплины: конкурентные стратегии на мировых рынках, теория и практика конкурентных преимуществ, конкурентоспособность товаров и услуг.
Необходимо изменение психологии и сознания людей, идея конкурентоспособности должна проникнуть во все сферы человеческой жизни, начиная с детского садика, школы, среднего и высшего учебных заведений, производства и заканчивая государством и Президентом.
Национальная идея страны должна основываться на народном единстве, экономической конкурентоспособности и интеллектуальном обществе
Ключевые термины по теме лекции: политическая культура, политическое сознание, типологизация политических культур, демократия, мусульманская политическая культура, западная политическая культура, национальная идея, конкурентоспособная экономика, инновационность.
Тема 15