Проблемы во взаимоотношениях с субъектами.
Федеративный договор.
Территориягосударства РФ составляет 17075,4 тыс. км. Форма государственного устройства — федерация. Входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.
В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.
На территории Федерации насчитывается 1066 городов и 2270 поселков городского типа.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 147,5 млн. чел. (на 01.01.97), при этом по сравнению с 1993 г. численность населения сократилась почти на 0,5 млн. чел. Средняя плотность населения — 9 чел/кв.км. В то же время в некоторых областях плотность населения не превышает 2 чел/км., а в некоторых — достигает 58 чел/км. 4/5 всего населения страны сосредоточено в Европейской России и на Урале. Основная масса населения — городское (74%). Высокий процент городского населения (80-90%) характерн для северных и восточных районов страны, где освоение природных ресурсов требует создания городов, а условия для сельского хозяйства очень ограничены.
Трудовые ресурсы составляют 48% от всего населения страны, причем для России характерен невысокий уровень безработицы (0.75%); из общего числа работающих 42% заняты в промышленности и строительстве, 15% — в сельском хозяйстве.
Большинство населения, проживающего на территории Федерации — русские (81,5%). В то же время в России проживает свыше 100 народов.
Многонациональный состав населения во много предопределил то, что одной из самых серьезных проблем после распада СССР для России стала проблема сохранения целостности территории.
В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.
Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР — неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратится в одну из форм конфедерации. В ноябре 1992 г. Г.В. Старовойтова ушла в отставку.
Сепаратистские настроения на местах проявились в создании региональных объединений с тем, чтобы защищать собственные интересы, ущемляемые Центром («Сибирское соглашение», «Великая Волга» и др.).
Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были до известной степени урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.
Следующим этапом определения взаимоотношений субъектов Федерации стало принятие Конституции 1993 г. Принципы федерализма, определяющие по Конституции государственно-территориальное устройство Российской Федерации, следующие:
1) государственная целостность;
2) равноправие и самоопределение народов;
3) единство системы государственной власти;
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).
Однако, ни подписание договора, ни принятие новой Конституции, не прекратило региональных конфликтов.
В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон.
После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.
Чеченская война.
Особенно напряженно сложились отношения Федерального правительства и Чечни.
В 1991 г. Чечено-Ингушетия была провозглашена республикой, а затем была разделена на два самостоятельных субъекта: Республику Ингушетию и Республику Чечню. Чеченская Республика стремилась выйти из состава Федерации.
В конце 1994 г. в Чечне при поддержке федерального центра был свергнут режим Д.М. Дудаева, но это только усилило напряженность. 30 ноября 1994 г. президентом России Б.Н. Ельциным был подписан указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики». 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены российские войска. Это не привело к подчинению республики федеральным законам. В июне 1995 г. отряды боевиков под командованием Ш. Басаева совершили налет на Буденовок, взяли большое количество заложников. В этих условиях правительство Федерации вынуждено было пойти на переговоры. Однако в октябре 1995 г., после покушения на генерала А.С. Романова, переговоры были прерваны и военные действия возобновились. Наибольшего обострения конфликт достиг после провала военной операции по обезвреживанию отрядов С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в январе 1996 г. В августе 1996 г. чеченскими боевиками был захвачен г. Грозный. 30 августа 1996 г. начались переговоры, в ходе которых была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике в начале 1997 г. Вопрос о. политическом статусе Чечни был отложен до 2000 года («Хасавюртские договоренности»).
В конце января 1997 г. выборы в Чечне состоялись и президентом республики стал А. Масхадов. С этого момента переговоры о статусе республики возобновились. 12 мая 1997 г. в Кремле состоялась первая встреча президентов России и Чечни, на которой был подписан договор о мире и основах отношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Однако суверенитет Ичкерии не был подтвержден.
В августе 1999 г. чеченские боевики напали на Дагестан. Это повлекло за собой новое обострение напряженности в регионе. После ряда террористических актов в Москве (взрыв двух домов, взрыв в торговом комплексе, взрыв в подземном переходе и т.д.), которые связывались с чеченскими террористами, началась антитеррористическая операция, проводимая силами регулярной армии и МВД.
Федеральным войскам противостоят группы боевиков так называемых «полевых командиров» и бывшего президента республики Масхадова. В конце 2000 г. главой администрации Чечни стал А. Кадыров. В начале 2001 г. сформировано правительство во главе со С. Ильясовым, однако военные действия не прекращены до сих пор.