Обострение национального вопроса.

В условиях горбачевской «оттепели» на рубеже 1987-1988 гг. начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ори­ентацией: от монархистов до анархистов. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации — «народные фронты» («Саюдис», «Рух», «Свободная Грузия» и т.д.). В противовес им сложились «интерфронты» — движения, высту­павшие против сепаратистских, националистических тенденций. Они объе­диняли в основном русскоязычное население.

В самой России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциалистической направленности. Например, в 1989 г. организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер — Жириновский), было создано Российское христиан-ско-демократическое движение (РХДЦ) (лидер — Аксючиц).

Кризис охватил КПСС — в 1989-1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы и Эстонии. Впоследствии из нее выделяется ВКПБ — в но­ябре 1991 г. (лидер — Андреева); весной 1990 образовалась т.н. Марксист­ская платформа КПСС (лидер — Исайчиков). В ноябре 1991 г. КПСС была запрещена, что привело к ликвидации ее как общесоюзной партии. С сере­дины 1991 г. начинается официальная регистрация партий Министерством юстиции России.

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных рес­публик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекаю­щими из этого правами и обязанностями. Весной-летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и др. союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некото­рых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в Нагорном Кара­бахе (1988-1990), в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990) и др.

«Парад суверенитетов» и «война законов» выливается не только в отде­ление от Центра и попытки урегулировать с ним отношения, но и в форми­рование собственных органов власти и управления.

С весны 1990 г. горбачевская администрация заметно теряет инициативу и, вынужденная постфактум принимать произошедшие изменения, начина­ет их законодательное оформление. Вводится новая государственная долж­ность — президент СССР. Ill съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством респуб­лик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 % принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 г. начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранить мно­гонациональное государство на основе реальной федерации субъектов.

Август 1991. Распад СССР.

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, фи­нансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчисле­ний в пользу Центра и основных направлений их расходования). Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их прави­тельств получили возможность участвовать в работе союзного Кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «Языком межнационального общения», утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного дого­вора, ослаблявший власть Центра, утрата действенного контроля за респуб­ликанскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М.С. Горбачева, который был изолирован в Крыму на даче в Фаросе, учреж­дается ГКЧП, в который вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков. ГКЧП (Государственный Коми­тет по чрезвычайному положению в стране) мотивировал свое выступление необходимостью защиты СССР и его Конституции, видя в подготовленном проекте Договора угрозу целостности союзного государства. В «Обращении к советскому народу» говорилось об «экстремистских силах, взявших курс на ликвидацию Советского Союза», растоптавших «результаты общенациональ­ного референдума о единстве Отечества». ГКЧП объявил о введении чрезвы­чайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении дея­тельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В ответ на это Президент РФ Б.Н. Ельцин, Председатель Совета Мини­стров И.С. Силаев и и.о. Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, анти­конституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, сам ГКЧП — неконституционным, и все его указы объявили не имеющими юридической силы на территории РСФСР. В Москве, а затем и в других крупных городах РСФСР были орга­низованы митинги протеста, демонстрации, даже баррикады — у здания Верховного Совета РСФСР. Сопротивление привело к кровопролитию только однажды — в ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Са­дового кольца и Калининского проспекта толпа попыталась остановить движение БТР, в результате погибли три человека.

Ряд воинских частей и военачальников отказались подчиняться приказам ГКЧП. Главнокомандующий ВВС маршал авиации Е.И. Шапошников, на­пример, не выполнил приказа Д.Т. Язова о приведении ВВС в повышенную боевую готовность. Против ГКЧП выступил частный сектор экономики.

22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке госу­дарственного переворота. Через несколько дней арестован председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов.

Горбачев вернулся в Москву. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее.

Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сен­тября 1991 г.) объявил о своем самороспуске. Однако в сентябре по инициа­тиве М.С. Горбачева предпринимается попытка вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств (конфедерацию с единым аппаратом прези­дентской власти). Но эта попытка не удалась — 8 декабря 1991 г. лидеры Рос­сии, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ). Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фак­том руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Наши рекомендации