Карточной системы. Денежная реформа.

Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушен­ной экономики. В годы войны было разрушено 1710 городов и поселков го­родского типа, более 70 тысяч сел и деревень; уничтожено 31850 заводов и фабрик (из них — 749 — заводов тяжелого и среднего машиностроения), за­топлено и взорвано 1135 шахт, 65 тысяч километров железнодорожной колеи. Было разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Предприятия, не разрушенные войной, были оснащены морально устаревшей и изношенной техникой (некоторые заводы были оборудованы еще дореволюционными станками!). Сузилась топливно-энергетическая база. Численность рабочих и служащих сократилась на 16 %.

В трудном положении оказалось сельское хозяйство — существенно сокра­тились посевные площади, техника была предельно изношена, недостаток ее не мог быть возмещен и живой тягловой силой (лошадей в деревне осталось вдвое меньше, чем до войны), многие полевые работы выполнялись вручную; суще­ственно сократилось трудоспособное население (почти на треть, причем муж­чин — более, чем в 2,5 раза), не хватало квалифицированных работников.

В то же время, в годы войны была фактически создана восточная произ­водственно-экономическая база, к началу 1946 г. построено 3500 новых крупных промышленных предприятий, в том числе — металлургических и машиностроительных заводов, электростанций, важных объектов военной промышленности.

Восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Уже к концу войны вступило в строй около трети разрушенных производственных мощностей. Было восстановлено 7500 крупных государственных предприятий.

Задачи восстановительного периода и перевода экономики на мирные рель­сы требовали определенных изменений в управлении промышленностью. В конце декабря 1945 г. было решено изменить систему наркоматов, управляю­щих промышленностью: часть наркоматов была преобразована (например, нар­коматы танковой промышленности и боеприпасов преобразованы в наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, наркоматы среднего машиностроения и минометного вооружения преобразованы в наркоматы ав­томобильной промышленности, машиностроения и приборостроения и т.д.); были созданы новые наркоматы (по строительству предприятий тяжелой инду­стрии, топливных предприятий, строительного и дорожного машиностроения).

15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы преобразованы в министерства.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь, одновремен­но, модернизацией военно-промышленного комплекса. Сокращение произ­водства вооружения началось еще в мае 1945 г. Ряд заводов был переведен на выпуск предметов народного потребления. В июне 1945 г. было принято решение об уменьшении плана выпуска военных самолетов и авиамоторов, в августе — о восстановлении и развитии автомобильной промышленности, производстве новых типов грузовых и легковых автомобилей. Утвержден­ный в июле народнохозяйственный план на третий квартал 1945 г. преду­сматривал увеличение гражданской продукции в общем производстве до 60%. Тем не менее, в начале 50-х гг. прямые военные расходы поглощали около 25% бюджета государства.

Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%). Этот рост основывался на:

высоких мобилизационных способностях директивной экономики, сохра­нявшихся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.); репарациях с Германии (4,3 млрд. долларов);

бесплатном труде заключенных ГУЛАГа (8-9 млн. чел.) и военноплен­ных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

перераспределении средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;

перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный. Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. В 1945 году его валовая продукция составляла 60% от довоенной. После засухи 1946 г. государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в дейст­вие ряд указов, карающих за «посягательство на государственную или колхозную собственность». В 1947 г. был подтвержден обязательный ми­нимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка. В 1948 г. колхозникам было рекомендовано продавать государству мелкий домаш­ний скот (в результате было забито более 2 млн. голов скота). Повышены налоги с продаж на свободном рынке. Ухудшение положения в сельском хозяйстве побуждает правительство укрупнить колхозы и ужесточить по­литический контроль за ними. Это сопровождалось новым и значитель­ным сокращением индивидуальных наделов крестьян. Уменьшилась нату­ральная оплата колхозникам. Тем не менее, реформа не улучшила положения в сельском хозяйстве, которое, в начале 50-х гг. с трудом под­нявшись на довоенный уровень, вступило в полосу стагнации. Чтобы обеспечить продовольственное снабжение городов и армии, пришлось ис­пользовать госрезервы.



Наши рекомендации