Вступление СССР в Лигу Наций.
В начале 30-х гг. СССР принял активное участие в международных конференциях по разоружению.
2 февраля 1932 г. открылась конференция в Женеве. СССР выступил с инициативой о всеобщем и полном разоружении, а в случае отклонения этого предложения — о частичном разоружении.
6 февраля 1933 г. СССР внес на рассмотрение Женевской конференции проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора). В результате, эту декларацию подписали Эстония, Латвия, Турция, Персия, Польша, Румыния, Афганистан, Чехословакия, Югославия и Литва, а позднее — Финляндия (пограничные с СССР страны).
18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и получил постоянное место в Совете Лиги Наций. В связи с этим событием необходимо отметить, что основную задачу своей деятельности в Лиге Наций Советский Союз видел в борьбе за обеспечение оптимальных условий для сохранения мира — прежде всего на европейском континенте. Актуальность этой задачи — особенно в свете событий, происходивших в Германии (приход к власти национал-социалистов) — была очевидна.
В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности. Наркоминдел разработал план создания системы коллективной безопасности в Европе:
«1. СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу Наций.
2. СССР не возражает... чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.
3. СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши.
5.... Участники соглашения должны... оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материальную помощь также в случае военного нападения, не предусмотренного самим соглашением...»
Переговоры о создании системы коллективной
Безопасности.
В ноябре 1933 г. СССР предложил США заключить региональный тихоокеанский пакт с участием Японии, США, СССР, Китая и других государств.
В 1934 год начались переговоры между СССР и Францией о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи (Восточный пакт). Участниками Пакта должны были стать: Польша, Чехословакия, Германия, СССР, прибалтийские государства и Финляндия. Кроме этого, планировалось заключение отдельного пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Таким образом, Франция стала бы гарантом Восточного пакта, а СССР, наравне с Англией и Италией, — гарантом Локарнского пакта 1925 года.
Главным противником инициатив СССР выступила фашистская Германия, поведшая шумную компанию в пользу заключения двусторонних договоров. 26 января 1934 г. двусторонний договор о ненападении с Германией заключила Польша.
5 декабря 1934 г. было подписано соглашение между СССР и Францией (позже к ним присоединилась Чехословакия): не заключать никаких политических соглашений с Германией без предварительного совещания друг с другом.
Между тем агрессивность фашистской Германии становилась все очевиднее:
10 декабря 1932 г. в Женеве состоялось совещание глав правительств Англии (инициатор), США, Франции, Италии, Германии. Поводом послужило обещание Германии уйти с Женевской конференции по разоружению, если не будет признано ее равноправие в вооружениях. В итоге 11 декабря 1932 г. Германия получила право на равенство в вооружениях;
в октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций;
16 марта 1935 г. в Германии был издан декрет о введении всеобщей воинской повинности;
7 марта 1936 г. Германия заявила об отказе от Локарнских соглашений и ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону (вплотную к границам Франции);
в сентябре 1936 г. в Германии был принят «четырехлетний план», главная цель которого заключалась в переводе всей экономики на военные рельсы;
в 1936-1937 гг. был создан Антикоминтерновский пакт (Германия, Япония, Италия).
В этой связи чрезвычайно актуально выглядели попытки СССР создать систему коллективной безопасности.
2 мая 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимопомощи (на 5 лет). Чуть позже подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией. Несмотря на безусловно положительное значение этих соглашений, они имели целый ряд отрицательных сторон: в частности, не был предусмотрен автоматизм действия обязательств о взаимопомощи; не заключена военная конвенция о формах, условиях и размерах военной помощи; в советско-чехословацком договоре оказание помощи со стороны СССР ставилось в зависимость от оказания помощи со стороны Франции.