Особенности развития русской культуры на рубеже веков.
Сложность и противоречивость исторической действительности (социальная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое обновление) обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующего периода. Вместе с тем, в духовной жизни России появились новые тенденции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем: вновь рассматриваются вопросы соотношения личности и общества, искусства и жизни, места художника в обществе. Все это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств. В России складывается историко-художественный период, названный современниками «серебряным веком» русской культуры.
Просвещение и образование.
Система образования на рубеже веков по-прежнему включала в себя 3 ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии и реальные училища), высшую (университеты, институты). По данным переписи 1913 года уровень грамотности составлял 38-39 %. Развитие начального образования связано прежде всего с деятельностью демократического общества; появляются новые типы культурно — просветительских школ для взрослых (наряду с существовавшими воскресными школами) — рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.
Развитие высшего, в особенности технического образования, было обусловлено растущей потребностью в специалистах. В начале XX века был открыт новый Саратовский Университет (1909) (всего в стране насчитывалось одиннадцать университетов); в 1912 году в России насчитывалось 16 высших учебных заведений. Получают распространение частные учебные заведения, самое знаменитое — университет Шанявского (1908-1918 гг.). Дальнейшее развитие в начале XX века получило женское высшее образование (в стране насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений).
Печать и книгоиздательство.
В начале XX века выходили 125 газет, в 1913 — более 1000, издается 1263 журналов. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями этого времени являлись — А.С. Суворин в Петербурге (он выпустил знаменитую «Дешевую библиотеку»), И.Д. Сытин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»).
Наука.
На рубеже XIX-XX веках получают развитие новые отрасли науки. В физике это — воздухоплавание. С развитием этой области связана деятельность И.Е. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэродинамики.
Ракетодинамика. Профессор Московского университета К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания, обосновал возможность межпланетных перелетов.
Физика. П.Н. Лебедев начинает разработку астрофизики, квантовой теории, теорию относительности, он также является основоположником исследований в области ультразвука.
Биология. Физиологу Павлову И.П., первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. Им также было создано учение о высшей нервной деятельности.
В 1908 году Нобелевская премия была вручена И.И. Мечникову за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены В.И. Вернадским. Гуманитарные науки.
Философия. Едва ли не самой важной областью науки и культуры рубежа веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания «серебряного века». Основы религиозно — философского Ре нессанса были заложены учением Соловьева B.C. (синтез религии, философии, науки; идея Богочеловечества). Также русская религиозная философская мысль развивалась в трудах таких блестящих философов как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский.
Экономика, история, литературоведение. В этот период работают такие знаменитые историки как В.А. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский. Одновременно делается попытка объяснить проблемы социологии, истории, философии с марксистских позиций (П.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский).
Литература.
Господствующим направлением в русской литературе на рубеже веков продолжает оставаться реалистическое (Л.Н. Толстой «Воскресенье» (1899), «Живой труп» (1900), Чехов А.П. «Палата № 6», «Ионыч» «Чайка», «Дама с собачкой», рассказы Бунина). Продолжателями реализма в литературе стали А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, А.И. Куприн и др.
Также в начале XX века получает распространение неоромантизм (прежде всего это связано с появлением первых рассказов М. Горького) и декадентство, для которого характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, культ красоты. Это время порождает замечательную поэзию, развивающуюся во многих направлениях. Наиболее значительное направление — символизм. Принято различать «старших» и «младших» символистов: «старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, 3. Гиппиус) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта; «младшие» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. К 1910 году символизм сменяется акмеизмом (отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму; представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) и футуризмом. Футуристы делали упор на разрушение старого мира, отрицание традиций в культуре. Футуристы делились на эгофутуристов (И. Северянин, В. Шершневич) и ку-бофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский).
Появляется также рабочая поэзия (Ф.С. Шкулев, Я.П. Бердников, Демьян Бедный).
Крестьянская тема — основная в творчестве С. Есенина.
Театр и музыка.
Театральное искусство развивалось также в нескольких направлениях: реалистическом (создание и развитие Художественного театра (1892), основанного Станиславским и Немировичем-Даньченко), театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1904); 3-й студии МХАТ под руководством Вахтангова Е.Б.), метаморфическом (театр В.Э. Мейерхольда).
Лучшие музыкальные традиции продолжаются в Мариинском и Большом театрах. Здесь работали виднейшие представители вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Реформаторами балетной школы становятся балетмейстер Фокин М.М. и балерина А.И. Павлова (мировое признание они получили после организации «русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже в 1909 — 1912 гг.).
Музыка. В начале XX века продолжает свою работу композитор Н.А. Римский-Корсаков, создающий оперы — сказки («Садко» (1896), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушок» (1907)). В творчестве молодых композиторов чувствуется усиление интереса к философско-эстетическим проблемам (Рахманинов СВ.: оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; Скрябин А.Н.: «Божественная поэма», «Прометей»; И.Ф. Стравинский: балеты «Жар-птица», «Петушок», «Весна священная»).
Архитектура.
Произошел подлинный переворот в архитектуре (появление новых строительных материалов — железобетон, металлоконструкции; совершенствование строительной техники). Утверждается новый стиль модерн (свободная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, облик которых подчинялся единому образно — символическому замыслу; в декоративной отделке использование цветных витражей; мозаичный фриз с растительным орнаментом).
Известные архитекторы: Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, В.М. Васнецов. В стиле модерн можно выделить несколько направлений: неорусское (Шехтель — здание Ярославского вокзала в Москве (1903), А.В. Щусев — здание Казанского вокзала в Москве (1913 — 1924), Васнецов В.М. — здание Третьяковской галереи), неоклассицизм (архитектор И.А. Фомин — особняк А.А. Половцева на Каменном острове в Петербурге); предконструктивизм (Шехтель Ф.О. — Торговый дом московского купеческого общества; типография «Утро России» (1907)).
Скульптура.
Скульптура как и архитектура рубежа веков освобождается от эклектизма Обновление скульптуры было связано с влиянием импрессионизма. Предста вителями этого направления были: скульптор П.П. Трубецкой (портрп И.И. Левитана, бюст Л.Н. Толстого, памятник Александру III в Петербурге) Андреев Д.А. (памятник Н.В. Гоголю в Москве), Голубкина А.С. («Идущий. 1903, «Сидящий человек» 1912, «Изергиль» 1904, «Старая» 1911 и др.)
Импрессионизм мало затронул творчество СТ. Коненкова, отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающии узы» (1902), «Рабочий — боевик» (1905), целая галерея обобщенно — символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора -«Ника» (1906), «Стрибог» (1910)).
На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Происходит поляризация художественных сил.
Живопись.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Художники этого направления: А.П. Рябушкин («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», «Едут», «Московская девушка XVII века»); А.В. Васнецов («Улица в Китай-городе. Начало XVII века»; М.В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).
Импрессионизм, как направление, представлен в работах таких художников как И.И. Левитан («Березовая роща», «Март», «Озеро», «Над вечным покоем»); К.А. Коровин — самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж», «Париж вечером», «Париж. Бульвар капуцинов», «Сирень»). Центральная фигура искусства рубежа веков — В.А. Серов. Художник работал в различных жанрах, особенно значительно его дарование портретиста (портреты К. Коровина, М. Ермоловой, княгини Орловой). Также великолепны его работы, выполненные в импрессионистической манере («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).
Представителями живописного символизма являлись: М. Врубель, творческая индивидуальность которого проявилась в различных видах искусства — в монументальном декоративном панно («Испания»), станковой картине («Царевна — лебедь»), портрете (С.Мамонтов, портрет Н.И.Забелы — Врубель), театральной декорации (к опере «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову). Центральный образ творчества Врубеля — Демон («Демон сидящий», «Демон поверженный»); Борисов — Мусатов В.Э. — его стилистика развивалась от импрессионистических эффектов к живописно — декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Призраки», «Весна»).
На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства», отличавшееся откровенным неприятием современной действительносги (своеобразный ответ российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже веков). Для них был характерен поиск художественного образа в минувшем. Художники этого направления: Сомов К.А. («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»), Бенуа Н.А. (версальские версии), Е.Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге»), Ко второму поколению мироискусников принадлежат Б.М. Кустодиев («Купчиха»), З.Е. Серебрякова («Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро», «Крестьяне»). Другое крупное объединение, возникшее в начале XX века — «Голубая роза», в которое вошли художники — символисты. Художники этого объединения: П.В. Кузнецов «Мираж в степи», М.С. Сарьян «Финиковая пальма».
Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916) обратились к эстетике постимпрессионизма, кубизма, а также к приемам русского лубка. Художники этого направления — P.P. Фальк («У пианино. Портрет Е.С.Потехиной-Фальк»), И.И. Машков, М.Ф. Ларионов.
В 1910-х годах в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления — М. Ларионов («Отдыхающий солдат»), Н.С. Гончарова («Мытье холста»), М.З. Шагал («Венчание», «Я и деревня»), П.Н. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»).
К 1910-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве (В.В. Кандинский, К.С. Малевич).
Некоторым особняком стоит творчество русского художника Петрова — Водкина К.С, которое, с одной стороны, связано с иконописной традицией, с другой стороны, легло в основу нового направления в русской живописи — авангарда (эксперименты с цветом и формой, решительный перевод плоскостного изображения в перспективную картину («Купание красного коня», «Петроградская мадонна»)).