Особенности развития русской культуры на рубеже веков.

Сложность и противоречивость исторической действительности (социаль­ная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое об­новление) обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующего пе­риода. Вместе с тем, в духовной жизни России появились новые тенденции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем: вновь рассмат­риваются вопросы соотношения личности и общества, искусства и жизни, мес­та художника в обществе. Все это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств. В России складывается историко-художественный период, названный современниками «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.

Система образования на рубеже веков по-прежнему включала в себя 3 ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии и реальные училища), высшую (университеты, институты). По данным переписи 1913 года уровень грамотности составлял 38-39 %. Разви­тие начального образования связано прежде всего с деятельностью демокра­тического общества; появляются новые типы культурно — просветительских школ для взрослых (наряду с существовавшими воскресными школами) — рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Развитие высшего, в особенности технического образования, было обу­словлено растущей потребностью в специалистах. В начале XX века был от­крыт новый Саратовский Университет (1909) (всего в стране насчитывалось одиннадцать университетов); в 1912 году в России насчитывалось 16 высших учебных заведений. Получают распространение частные учебные заведения, самое знаменитое — университет Шанявского (1908-1918 гг.). Дальнейшее развитие в начале XX века получило женское высшее образование (в стране насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений).

Печать и книгоиздательство.

В начале XX века выходили 125 газет, в 1913 — более 1000, издается 1263 журналов. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями этого времени являлись — А.С. Суворин в Петербурге (он выпустил знаменитую «Дешевую библиотеку»), И.Д. Сы­тин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»).

Наука.

На рубеже XIX-XX веках получают развитие новые отрасли науки. В фи­зике это — воздухоплавание. С развитием этой области связана деятельность И.Е. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэродинамики.

Ракетодинамика. Профессор Московского университета К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания, обосновал возможность межпланетных перелетов.

Физика. П.Н. Лебедев начинает разработку астрофизики, квантовой тео­рии, теорию относительности, он также является основоположником иссле­дований в области ультразвука.

Биология. Физиологу Павлову И.П., первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пи­щеварения. Им также было создано учение о высшей нервной деятельности.

В 1908 году Нобелевская премия была вручена И.И. Мечникову за иссле­дования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были за­ложены В.И. Вернадским. Гуманитарные науки.

Философия. Едва ли не самой важной областью науки и культуры рубе­жа веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей со­единения материального и духовного, утверждением «нового» религиозно­го сознания «серебряного века». Основы религиозно — философского Ре нессанса были заложены учением Соловьева B.C. (синтез религии, философии, науки; идея Богочеловечества). Также русская религиозная фи­лософская мысль развивалась в трудах таких блестящих философов как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский.

Экономика, история, литературоведение. В этот период работают такие зна­менитые историки как В.А. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский. Одно­временно делается попытка объяснить проблемы социологии, истории, филосо­фии с марксистских позиций (П.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский).

Литература.

Господствующим направлением в русской литературе на рубеже веков продолжает оставаться реалистическое (Л.Н. Толстой «Воскресенье» (1899), «Живой труп» (1900), Чехов А.П. «Палата № 6», «Ионыч» «Чайка», «Дама с собачкой», рассказы Бунина). Продолжателями реализма в литера­туре стали А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, А.И. Куприн и др.

Также в начале XX века получает распространение неоромантизм (прежде всего это связано с появлением первых рассказов М. Горького) и декадентство, для которого характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу инди­видуальных переживаний, культ красоты. Это время порождает замечательную поэзию, развивающуюся во многих направлениях. Наиболее значительное на­правление — символизм. Принято различать «старших» и «младших» символи­стов: «старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, 3. Гиппиус) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта; «младшие» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдви­гали философские и теософские искания. К 1910 году символизм сменяется акмеизмом (отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму; представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) и футуризмом. Фу­туристы делали упор на разрушение старого мира, отрицание традиций в культу­ре. Футуристы делились на эгофутуристов (И. Северянин, В. Шершневич) и ку-бофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский).

Появляется также рабочая поэзия (Ф.С. Шкулев, Я.П. Бердников, Демьян Бедный).

Крестьянская тема — основная в творчестве С. Есенина.

Театр и музыка.

Театральное искусство развивалось также в нескольких направлениях: реалистическом (создание и развитие Художественного театра (1892), осно­ванного Станиславским и Немировичем-Даньченко), театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1904); 3-й студии МХАТ под руково­дством Вахтангова Е.Б.), метаморфическом (театр В.Э. Мейерхольда).

Лучшие музыкальные традиции продолжаются в Мариинском и Боль­шом театрах. Здесь работали виднейшие представители вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Реформаторами балетной школы становятся балетмейстер Фокин М.М. и балерина А.И. Павлова (ми­ровое признание они получили после организации «русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже в 1909 — 1912 гг.).

Музыка. В начале XX века продолжает свою работу композитор Н.А. Римский-Корсаков, создающий оперы — сказки («Садко» (1896), «Сказ­ка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушок» (1907)). В творчестве молодых композиторов чувствуется усиление интереса к философско-эстетическим проблемам (Рахманинов СВ.: оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; Скрябин А.Н.: «Божественная поэма», «Прометей»; И.Ф. Стравинский: бале­ты «Жар-птица», «Петушок», «Весна священная»).

Архитектура.

Произошел подлинный переворот в архитектуре (появление новых строительных материалов — железобетон, металлоконструкции; совершен­ствование строительной техники). Утверждается новый стиль модерн (сво­бодная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зда­ний, облик которых подчинялся единому образно — символическому замыслу; в декоративной отделке использование цветных витражей; моза­ичный фриз с растительным орнаментом).

Известные архитекторы: Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, В.М. Васнецов. В стиле модерн можно выделить несколько направлений: неорусское (Шехтель — здание Ярославского вокзала в Москве (1903), А.В. Щусев — здание Казанского вокзала в Москве (1913 — 1924), Васнецов В.М. — здание Третьяковской галереи), не­оклассицизм (архитектор И.А. Фомин — особняк А.А. Половцева на Каменном острове в Петербурге); предконструктивизм (Шехтель Ф.О. — Торговый дом московского купеческого общества; типография «Утро России» (1907)).

Скульптура.

Скульптура как и архитектура рубежа веков освобождается от эклектизма Обновление скульптуры было связано с влиянием импрессионизма. Предста вителями этого направления были: скульптор П.П. Трубецкой (портрп И.И. Левитана, бюст Л.Н. Толстого, памятник Александру III в Петербурге) Андреев Д.А. (памятник Н.В. Гоголю в Москве), Голубкина А.С. («Идущий. 1903, «Сидящий человек» 1912, «Изергиль» 1904, «Старая» 1911 и др.)

Импрессионизм мало затронул творчество СТ. Коненкова, отличавшее­ся стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающии узы» (1902), «Рабочий — боевик» (1905), целая галерея обобщенно — сим­волических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора -«Ника» (1906), «Стрибог» (1910)).

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утвержде­ние приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь кос­венно. Происходит поляризация художественных сил.

Живопись.

Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к по­явлению историко-бытового жанра. Художники этого направления: А.П. Рябушкин («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», «Едут», «Московская девушка XVII века»); А.В. Васнецов («Улица в Китай-городе. Начало XVII века»; М.В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Импрессионизм, как направление, представлен в работах таких художни­ков как И.И. Левитан («Березовая роща», «Март», «Озеро», «Над вечным по­коем»); К.А. Коровин — самый яркий представитель русского импрессио­низма («Париж», «Париж вечером», «Париж. Бульвар капуцинов», «Сирень»). Центральная фигура искусства рубежа веков — В.А. Серов. Художник ра­ботал в различных жанрах, особенно значительно его дарование портретиста (портреты К. Коровина, М. Ермоловой, княгини Орловой). Также великолепны его работы, выполненные в импрессионистической манере («Девочка с перси­ками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Представителями живописного символизма являлись: М. Врубель, творче­ская индивидуальность которого проявилась в различных видах искусства — в монументальном декоративном панно («Испания»), станковой картине («Ца­ревна — лебедь»), портрете (С.Мамонтов, портрет Н.И.Забелы — Врубель), театральной декорации (к опере «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лер­монтову). Центральный образ творчества Врубеля — Демон («Демон сидя­щий», «Демон поверженный»); Борисов — Мусатов В.Э. — его стилистика развивалась от импрессионистических эффектов к живописно — декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Призраки», «Весна»).

На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства», отличавшееся откровенным неприятием современной действительно­сги (своеобразный ответ российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже веков). Для них был характерен поиск художественного образа в минувшем. Художники этого направления: Сомов К.А. («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»), Бенуа Н.А. (версальские версии), Е.Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге»), Ко второму поколению мироискусников принадлежат Б.М. Кустодиев («Купчиха»), З.Е. Серебрякова («Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро», «Крестьяне»). Другое крупное объединение, возникшее в начале XX века — «Голубая роза», в которое вошли художники — символисты. Художники этого объединения: П.В. Кузнецов «Мираж в степи», М.С. Сарьян «Финиковая пальма».

Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916) обратились к эстетике постимпрессионизма, кубизма, а также к приемам русского лубка. Художники этого направления — P.P. Фальк («У пианино. Портрет Е.С.Потехиной-Фальк»), И.И. Машков, М.Ф. Ларионов.

В 1910-х годах в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и на­родной игрушки. Представители этого направления — М. Ларионов («Отды­хающий солдат»), Н.С. Гончарова («Мытье холста»), М.З. Шагал («Венча­ние», «Я и деревня»), П.Н. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»).

К 1910-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве (В.В. Кандинский, К.С. Малевич).

Некоторым особняком стоит творчество русского художника Петрова — Водкина К.С, которое, с одной стороны, связано с иконописной традицией, с другой стороны, легло в основу нового направления в русской живописи — авангарда (эксперименты с цветом и формой, решительный перевод плоско­стного изображения в перспективную картину («Купание красного коня», «Петроградская мадонна»)).

Наши рекомендации