Идейно-политическая борьба внутри

Российской социал-демократии.

Поражение революции осложнило ситуацию внутри левых партий.

В партии эсеров, значительная часть которых эмигрировала за границу, начался раскол по программным и тактическим вопросам. «Парижская группа» и «Инициативное меньшинство» составили оппозицию ЦК партии. В 1909 г. ЦК подал в отставку, а «Парижская группа», пойдя на открытый раскол, вышла из партии. Обстановка усугублялась взаимной подозритель­ностью из-за многочисленных разоблачений провокаторов в партии — ре­альных и мнимых. Это привело к тому, что в 1909 — 1910 г. эсеры почти полностью свернули свою деятельность.

Не лучше обстояло дело и у социал-демократов. Они фактически оказа­лись раздроблены на несколько течений:

• ликвидаторы (меньшевики) — выступали против продолжения неле­гальной работы; думскую деятельность считали основной; предлагали через работу в профсоюзах, обществах самообразования, кооперативах строить открытую рабочую партию. Осуждены на Общероссийской конференции РСДРП в Праге (5 (18)-17 (30) января 1912 г.), исключены из партии.

• отзовисты — группа большевиков во главе с А.А. Богдановым. Вы­ступали за отказ от работы в профсоюзах и других легальных организациях, за отзыв рабочих депутатов из Государственной Думы. На совещании рас­ширенной редакции «Пролетария» в 1909 г. отзовизм был осужден, а Бо­гданов исключен из большевистской партии.

• троцкисты — члены Августовского антипартийного блока (1912 г.), созданного Л.Д. Троцким (ликвидатора, отзовисты, богостроителя). Позиция: «вне фракций», за примирение и объединение большевиков и меньшевиков.

• «богостроители» — А.А. Богданов, В.А. Базаров, А.В. Луначарский, Н. Валентинов (Н.В. Вольский) и др. выступили с ревизией теоретических основ марксизма. В частности, А. Луначарский под влиянием махистской философии пытался соединить марксизм с религией, придать научному со­циализму характер религиозного верования. Он предложил построить но­вую религию «без бога», «религию труда», которая заключалась бы в «обо­жествлении высших человеческих потенций».

• большевики-ленинцы — выступали за восстановление и укрепление нелегальных организаций партии и сочетание нелегальной работы в массах с легальными формами борьбы; боролись против отзовистов, ликвидаторов, «богостроителей» и троцкистов.

IV Государственная Дума.

В сентябре-октябре 1912 г. проходили выборы в IV Государственную ду­му. Она начала работу 15 ноября 1912 г. Состав IV Государственной Думы:

• октябристы — 96;

• примыкавшие к октябристам — 2;

• националисты и умеренно правые — 88;

• партия центра — 33; правые — 64;

• примыкавшие к правым — 1;

• польское коло — 9;

• польско-литовско-белорусская группа — 6;

• мусульманская группа — 6;

• прогрессисты — 32;

• примыкавшие к прогрессистам — 16;

• кадеты — 52; примыкавшие к кадетам — 7;

• «трудовики»—10;

• социал-демократы — 14 (большевиков — 6; меньшевиков — 7; при­мыкавшие к меньшевикам — 1);

• беспартийные — 7.

Во всех 6 губерниях, от которых должен был избираться один обязательный депутат от рабочих, прошли большевики: от Петербургской — А.Е. Бадаев, от Екатеринославской — Г.И. Петровский, от Харьковской — М.К. Муранов, от Владимирской — Ф.Н. Самойлов, от Костромской — Н.Р. Шагов, от Москов­ской — Г.В. Малиновский (разоблачен позднее как провокатор).

В IV Думе, как и в III, были возможны 2 большинства: правооктябристское — 283 депутата (184 черносотенца и 99 октябристов) и октябристско-кадетское — 225 депутатов (99 октябристов, 47 прогрессистов, 58 кадетов, 21 буржуазный националист).

Либеральным большинством председателем IV Думы был избран М.В. Родзянко.

5 декабря 1912 г. с декларацией правительства выступил на заседании Думы В.Н. Коковцев, который дал высокую оценку деятельности III Думы.

В ответ на декларацию депутаты предложили правительству вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 г, а в 1913 — 1914 гг. под­держали внесенные кадетами законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др. Практического значения это не имело, так как законопроекты эти блокировались Госсоветом, зато отражало позицию депутатского кор­пуса по отношению к правительству. Но и само правительство не слишком полагалось на Думу, предпочитая все важные вопросы решать самостоя­тельно, либо через Госсовет, либо опираясь на внедумское законодательст­во (хотя в 1912 — 1914 гг. в Думу было внесено свыше 2 тысяч законопро­ектов). Так, без участия Думы был принят бюджет 1914 г.

С началом I-й мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно. Поражение русских войск в 1915 г., ухудшение внутриполитиче­ской ситуации и, наконец, фактический отказ правительства опираться в своей деятельности на Думу, привели в конечном итоге к открытому конфликту, ко­торый стал еще одним подтверждением внутриполитического кризиса.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Наши рекомендации