Закон о земских начальниках.

В январе 1887 г. в Государственный совет в первый раз был внесен про­ект закона о земских начальниках и проект Положения о губернских и зем­ских учреждениях. Однако обсуждение проекта затянулось, было подготов­лено несколько вариантов закона. Наконец 4 февраля 1890 г. проект закона был передан в Государственный совет. Министром внутренних дел стал к тому времени И.И.Дурново. 12 июня 1890 г. новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях было принято.

Положение о земских участковых начальниках устранило разнобой в руко­водстве крестьянским управлением. Земским начальникам поручался надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, производство ревизии крестьянских учреждений, судебные функции. При рассмотрении жа­лоб на действия должностных лиц сельского и волостного управления, земский начальник имел право подвергать их замечанию, выговору, денежному взыска- нию до 1 руб. или аресту до семи дней. За более важные проступки земский на­чальник, мог временно устранить лиц сельского и волостного управления от должности и требовать их увольнения или предания суду.

Мировой суд в губерниях, где вводился институт земских начальников, ликвидировался. Новые правила уголовного судопроизводства относили к ведению земских начальников все дела, предусмотренные Уставом о нака­заниях, налагаемых мировыми судьями. Постановления земских начальни­ков по вопросам благонадежности, об утверждении списков для волостного схода, а также о наложении взысканий были окончательными и подлежали немедленному исполнению. Постановления земских начальников, связан­ные с поземельным устройством, обжаловались в губернское присутствие.

Им предоставлялось также право надзора за состоянием мирских капита­лов, за ссудо-сберегательными товариществами и кассами, за опекунствами, а также право наложения административных взысканий (ареста или денежного взыскания) за неисполнение сделанных ими распоряжений и требований.

По всем вопросам, относящимся к их компетенции, земские начальники имели право входить с представлениями к губернатору, во все губернские учреждения и в уездный съезд земских начальников. В своей деятельности они были обязаны руководствоваться указаниями этих учреждений.

Надзор и руководство деятельностью земских начальников осуществля­ли их уездные съезды, губернское присутствие и лично губернатор. Еже-- годно земские начальники уезда должны были представлять уездным съез­дам отчеты о своей деятельности.

Занимать должности земских начальников могли лица, принадлежащие к потомственным дворянам, соответствующие определенному образова­тельному и имущественному цензу.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РОССИИ

Во второй половине XIX в.

Административно — территориальное деление

России во II половине XIX в. Население.

Социальная структура.

Во IIпол. XIX в. территория России достигла 19 млн. кв. верст, из них 14 млн. находилось в азиатской части и было слабо освоено.

В административном отношении страна делилась на губернии и области в Европейской России находилось 49 губернии и 1 область; в Царстве Польском — 10 губерний; в Великом княжестве Финляндии — 8 губерний; на Кавказе — 7 губерний и 4 области; в Сибири — 4 губернии и 5 областей; в Средней Азии — 9 областей.

Население по данным 10 ревизии (1858) составляло 74 млн. человек, а по данным первой всеобщей переписи (1897) — 126,4 млн. человек (из них 16,7 млн. — городское население). При этом на Европейскую Россию при­ходилось 120,2 млн. чел. (плотность населения в Европейской России со­ставляла 22,2 чел. на кв. м, в то время как в целом по империи — 6,8). Бы­стрый прирост населения' объясняется, в первую очередь, высокой рождаемостью — в России она была в 1,5 раза выше, чем в Западной Евро­пе (хотя и по смертности Россия опережала Европу).

По сословному положению население России распределялось таким об­разом:

71,1% — крестьяне;

10,7% — мещане;

6,6% — инородцы (в XIX — начале XX вв. — название ряда народов Казахстана, Сибири и Средней Азии, принятое официально. В 1822-1901 гг. в Восточной Сибири были созданы специальные инородные управы для управления этими народами);

2,3% — казаки (в I половине XIX существовало 9 казачьих войск, к концу XIX в. — 13);

1,5% — дворяне;

0,5% — купцы и почетные граждане (появляются после 1832 г.);

0,5% — духовенство;

0,8% — «прочие», в основном деклассированные элементы.

В 60-70 гг., в связи с перестройкой промышленности, темпы производ­ства несколько снизились, особенно в традиционных промышленных рай­онах. К началу 80-х гг. промышленный переворот (переход к машинному производству), начавшийся еще в 30-40-е годах XIX в., в основном завер­шился. Он вызвал изменения не только в экономике, но и в социальной структуре общества: начинают складываться пролетариат и буржуазия. Источником формирования буржуазии были купечество, отчасти мещанст­во, зажиточное крестьянство; основным источником пролетариата— разо­ряющееся крестьянство. Увеличилось количество потомственных рабочих, стали создаваться кадры постоянных рабочих, проживающих со своими семьями в крупных промышленных центрах.

Наши рекомендации