Указ «об обязанных крестьянах».
2 апреля 1842 г. подписан указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел (но не в собственность, а в пользование), за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком повинности (барщину и оброк). Помещик не мог впоследствии увеличить размеры этих повинностей, а также не мог отнять, уменьшить или обменять надел крестьянина. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал.
В 1845 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.
8 ноября 1847 г. принят указ о праве крестьян помещичьих имений, продававшихся за долги с торгов, выкупиться на свободу с землей за ту цену, какая установится на торгах, при условии внесения всей суммы в течение 30 дней после торгов. Выкупившиеся на волю крестьяне зачислялись в разряд государственных и несли вместе с ними все подати и повинности, за исключением оброка. Выкупленная земля предоставлялась в собственность общины, а не отдельному двору. Всего на основании этого указа выкупилось 964 д.м.п. крестьян (впоследствии фактически отменен).
В том же направлении осуществлялась инвентарная реформа 1847 г. — сначала на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Производилось описание помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые впредь нельзя было изменять.
Наиболее последовательно была проведена реформа, касавшаяся государственных крестьян.
Реформа государственных крестьян.
В 1835 — 1837 гг. V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии проводит ревизию государственной деревни.
На основании результатов ревизии в 1837-1841 гг. по инициативе П.Д. Киселева проводятся преобразования, направленные на изменение хозяйственного положения и правового статуса государственных крестьян. Государственная деревня изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное в 1837 г Министерство государственных имуществ. Для управления казенной деревней в губерниях создаются казенные палаты, в уездах —казенные округа. Вводилось крестьянское волостное и сельское самоуправление, подчиненное казенным округам и палатам. Проводилось перечисление феодальных повинностей с «ревизских душ» на землю, с учетом ее доходности, а также и неземледельческих промыслов. Несколько упорядочивалось наделение крестьян землей, главным образом путем переселения малоземельных на новые земли. В западных губерниях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам, а также барщинная форма отбывания повинностей на землю. Учреждены «вспомогательные ссуды» для мелкого кредита крестьян; предусматривалось учреждение в государственной деревне школ, больниц, ветеринарных пунктов и т.д.
Проводимые мероприятия не снижали социальной напряженности, а напротив, нередко сами становились причиной крестьянских волнений. Например, проведение инвентаризации вызвало многочисленные волнения в 1848 г. на Правобережной Украине. В 1841-1843 гг. в связи с проведением реформы в государственной деревне широкий размах приобрели волнения государственных крестьян. Если за I четверть XIX в. произошло 650 крестьянских волнений, то за II — до 1090 (в среднем — 43 в год).
Финансовая реформа.
Еще один вопрос, доставшийся Николаю «в наследство» от Александра — финансовый. Постоянно увеличивающиеся военные расходы и затраты на
содержание полицейского и бюрократического аппарата, огромный государственный долг — как внутренний, так и внешний — требовали новых источников денежных поступлений. Именно на поиски этих источников и была направлена деятельность министра финансов (1824-1844) Е.Ф. Канкрина.
В 1826 г. были восстановлены питейные откупа. Доходы бюджета увеличивались за счет повышения прямых и косвенных налогов, и введения новых. Например, были введены табачный налог в бандерольной форме и налог на свекловичный сахар. Изменялись и таможенные сборы.
Стремясь ограничить дефицит бюджета, Е.Ф. Канкрин настаивал на экономии и сокращении государственных расходов; в 1836 г. были даже об- разованы особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, кото- рым и была составлена нормальная роспись. Однако остановить увеличение государственных расходов, особенно военных, было невозможно. Дефицит бюджета рос, а курс рубля снижался.
В 1839 — 1843 гг. была проведена денежная реформа. Вводится твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено о начале обмена ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль — 3 рубля 50 копеек ассигнациями. Всего было обменяно около 600 млн. ассигнаций на 170 млн. кредитных рублей.
Однако, несмотря на все проведенные мероприятия, выйти из финансового кризиса не удалось.