Устройство учебных заведений.

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений:

1) приходские училища (одноклассные; — к 1812 г. их числилось 671);

2) уездные училища (трехклассные; — их было учреждено 210);

3) губернские гимназии (шестиклассные; — всего к 1812 г. — 47);

4) университеты (в 1802 г. создан Дерптский университет, в 1803 — Ви-ленский, в 1804-1805 — Казанский и Харьковский; в 1804 г. основан Петер­бургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университетов. Согласно уставу. Университеты имели четыре факультета:

• нравственных и политических наук (богословие, правоведение, фило­софия, политэкономия);

• физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия);

• врачебных и медицинских наук (анатомия, врачебное дело, ветеринария);

• словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география).

При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступле­нию в университет лиц, получивших домашнее образование или окончив­ших уездные училища).

Всей системой образования ведано Главное управление училищ. Было об­разовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечи­тели. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять над­зор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра; Петербургского — Н.Н Новосильцев, Вилен-ского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанско­го — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер.

9 июля 1804 г. был издан Устав о цензуре (цензуру проводили цензур­ные комитеты при университетах из профессоров и магистров. Общее руко­водство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещениях.).

На первом этапе влияние на Александра I оказывали как екатерининские вельможи, такие как Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др., так и «молодые друзья» (Н.Н. Нолвосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, СМ. Воронцов, П.А. Строганов). И те, и другие предлагали свои проекты, зачастую противоре­чащие друг другу, но реального плана не было ни у одной из сторон.

План государственных преобразований М.М. Сперанского.

Начиная с 1806 г. все большее влияние приобретает М.М. Сперанский, — все важные законы составлялись или редактировались при его участии[81].

Став в 1803 г. директором одного из департаментов министерства внут­ренних дел, где министром был Кочубей, М.М. Сперанский деятельно уча­ствует в разработке и обсуждении различных проектов государственного

преобразования.

19 октября 1807 г. Александр I уволил Сперанского из министерства,

сохранив за ним звание статс-секретаря.

Все заметнее становится взаимное охлаждение императора с его бывшими друзьями — членами «Негласного комитета». Один за другим, чаще всего по собственной воле, но и не удерживаемые Александром, они покидают Петер­бург. В ноябре 1807 г. ушел в отставку Кочубей. Строганов, работавший с Ко­чубеем, уехал с началом военной кампании 1807 г. в действующую армию. Новосильцев, бывший товарищем министра юстиции, как только представился случай, отправился за границу. Чарторыйский остался в Петербурге, но уво­лился с должности товарища министра иностранных дел и, сохранив за собой звание попечителя Виленского учебного округа, фактически отошел от дел.

После заключения в июне 1807 г. Тильзитского мира недовольство им­ператором растет. Раздаются публичные речи о необходимости перемены правления. /

Сперанский, в отличие от большинства русских сановников, симпатизи­ровал Франции. Он не порицал Тильзитского договора, и этот факт имел для Александра I немаловажное значение.

Тогда же, после заключения Тильзитского мира, Александр приблизил к себе и другого известного своими симпатиями к Франции сановника — Ни­колая Петровича Румянцева, который 12 февраля 1808 г. становится мини­стром иностранных дел.

И почти одновременно, 13 января 1808 г. военным министром назнача­ется Алексей Андреевич Аракчеев[82].

Поменяв таким образом круг советчиков и доверенных лиц, Александр I уже в декабре 1808 г. поручил Сперанскому составление Плана государст­венного преобразования России.

По инициативе Сперанского 3 апреля и 6 августа 1809 г. были приняты два указа — о «придворных чинах» и об «экзаменах на чин». Согласно пер­вому указу, находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера обязаны были избрать себе определенный род службы, в противном случае их зва­ния объявлялись почетными отличиями, не дающими никакого чина. Со­гласно второму указу, чины коллежского асессора (давал право на личное дворянство) и статского советника (давал право на потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзаменов в объеме университетского курса.

В октябре 1809 г. проект «Введения к уложению государственных зако­нов» был готов. В основу государственного устройства был положен прин­цип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной при сохранении верховной власти монарха. План предлагал структуру всех трех видов власти на всех уровнях начиная с волости.

В основу формирования волостных, окружных и губернских органов вла­сти был положен принцип выборности. Высшие органы власти назначались императором. В основе выборной системы сохранялся имущественный ценз.

Александр I признает проект Сперанского «удовлетворительным и по­лезным», однако фактически из проекта реализованы были только учрежде­ние Госсовета и министерская реформа.

Устройство учебных заведений. - student2.ru

Финансовая реформа.

Сперанскому также была поручена разработка финансовой реформы. Он привлек к разработке ее плана Н.С. Мордвинова. Реформа предусматривала:

• прекращение выпуска новых ассигнаций;

• сокращение государственных расходов;

• размещение внутреннего займа и продажу части казенных имений в частные руки;

• повышение прямых и косвенных налогов (удвоены размеры подушной подати с крестьян, утроены — с мещан, увеличены гильдейские сборы с купцов, повышены «питейные сборы», в 2,5 раза поднята цена на соль, увеличены пошлины на паспорта, гербовую бумагу, почтовые услуги, в Москве и Петербурге введена пошлина на недвижимость).

Наши рекомендации