Общественно-политическая мысль и публицистика.
Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы абсолютизма были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую деятельность Петра I. Выразителями идеологии абсолютизма являлись также В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, A.M. Черкасский, А.Ю. Трубецкой.
Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является вопрос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более проникала в общественное сознание. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу (Ф.С. Салтыков «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные Государству»). Распространение светской культуры и просвещения становится темой ряда произведений Ф. Прокоповича.
В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра I и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев.
В годы восстания К. Булавина появился целый ряд «прелестных писем», обличающих социальные проблемы. Одно из самых ярких произведений этого жанра — письма атамана Никиты Голого.
Литература.
В литературе I четверти XVIII в. сохраняются старые формы литературных произведений, но они наполняются совершенно новым содержанием. В центре «гисторий» (один из самых популярных жанров этого времени) — молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре»). Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания.
Большое распространение в литературе I четверти XVIII в. получили любовные стихи.
Архитектура.
Большие изменения произошли во всех отраслях искусства.
В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы — Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю.
Для разработки плана застройки Петербурга Петр I пригласил в Россию выдающегося французского архитектора Жана Леблона. Но к тому времени, как «Генеральный план» Леблона был готов, строительство города уже началось, поэтому план остался не реализован. Над планировкой города работали также П.М. Еропкин и И.К. Коробов. В 1709 г. была учреждена Канцелярия строений во главе с У.А. Сенявиным. Она руководила всеми строительными работами в городе. При Канцелярии была открыта школа для обучения архитекторов. Наряду с русскими, в Петербурге работали и многие иностранные архитекторы.
Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени — Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх. Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов), Меньшиков дворец на Васильевском острове (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель). Именно с именами этих архитекторов связано формирование барочного направления в русской архитектуре начала XVIII в. Барокко — основное направление в искусстве (архитектуре, скульптуре,' живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.
Большое внимание уделялось также строительству пригородов Петербурга, таких как Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское Село (Пушкин).
В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала Кремле (арх. Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский двореци (арх. Д.В. Аксамитов) и др.
Живопись.
В живописи утверждаются новые жанры и техника. Ведущее место занимают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых становится стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление [этого жанра связано с именем И.Н. Никитина («Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет канцлера Г.И. Головкина», «Напольный гетман»).
Другой известный художник петровского времени — Андрей Матвеев. Он обучался в Голландии, а затем руководил группой живописцев при Канцелярии строений.
В I четверти XVIII в. появляется гравюра. Первые гравюры художника А.Ф. Зубова изображали батальные сцены из истории Северной войны и панорамы Петербурга.
Скульптура.
Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.
Большое количество скульптур было изготовлено в России под руководством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Петергофа.
Петровские указы не ограничивались сферой политики и экономики, многие из них регламентировали общественную, частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (знаменитый запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве («Комедийная хоромина»), вводится новое летоисчисление (с января 1700 г.), организовывается регулярное почтовое сообщение, открывается первый музей (Кунсткамера) и т. д.
Особенностью политики в области культуры при Петре I было прежде всего то, что государь поощрял сферы, необходимые для государства, а именно: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности.
Но вместе с тем изменения в быту и культуре еще более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, сделав все эти достижения его прерогативой.