Общественно-политическая мысль и публицистика.

Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы абсолютизма были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую дея­тельность Петра I. Выразителями идеологии абсолютизма являлись также В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, A.M. Черкасский, А.Ю. Трубецкой.

Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является вопрос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более проникала в общественное сознание. Именно в распространении просвети­тельских идей виделась возможность превращения России в могуществен­ную державу (Ф.С. Салтыков «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные Государству»). Распространение светской культуры и просвещения стано­вится темой ряда произведений Ф. Прокоповича.

В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра I и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев.

В годы восстания К. Булавина появился целый ряд «прелестных писем», обличающих социальные проблемы. Одно из самых ярких произведений этого жанра — письма атамана Никиты Голого.

Литература.

В литературе I четверти XVIII в. сохраняются старые формы литератур­ных произведений, но они наполняются совершенно новым содержанием. В центре «гисторий» (один из самых популярных жанров этого времени) — молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром россий­ском кавалере Александре»). Появление этих повестей означало освобож­дение от тесных рамок религиозного сознания.

Большое распространение в литературе I четверти XVIII в. получили любовные стихи.

Архитектура.

Большие изменения произошли во всех отраслях искусства.

В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы — Петербурга: переход к градостроительству и регулярной плани­ровке, к рационально спланированному ансамблю.

Для разработки плана застройки Петербурга Петр I пригласил в Россию вы­дающегося французского архитектора Жана Леблона. Но к тому времени, как «Генеральный план» Леблона был готов, строительство города уже началось, поэтому план остался не реализован. Над планировкой города работали также П.М. Еропкин и И.К. Коробов. В 1709 г. была учреждена Канцелярия строений во главе с У.А. Сенявиным. Она руководила всеми строительными работами в городе. При Канцелярии была открыта школа для обучения архитекторов. На­ряду с русскими, в Петербурге работали и многие иностранные архитекторы.

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени — Лет­ний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх. Д. Трезини), здание Две­надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов), Меньшиков дворец на Василь­евском острове (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель). Именно с именами этих архитекторов связано формирование барочного направления в русской ар­хитектуре начала XVIII в. Барокко — основное направление в искусстве (архитектуре, скульптуре,' живописи), которому свойственны контраст­ность, динамичность, стремление к пышности и величию.

Большое внимание уделялось также строительству пригородов Петер­бурга, таких как Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар­ское Село (Пушкин).

В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала Кремле (арх. Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский двореци (арх. Д.В. Аксамитов) и др.

Живопись.

В живописи утверждаются новые жанры и техника. Ведущее место зани­мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых становится стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчерки­вающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление [этого жанра связано с именем И.Н. Никитина («Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет канцлера Г.И. Головкина», «Напольный гетман»).

Другой известный художник петровского времени — Андрей Матвеев. Он обучался в Голландии, а затем руководил группой живописцев при Кан­целярии строений.

В I четверти XVIII в. появляется гравюра. Первые гравюры художника А.Ф. Зубова изображали батальные сцены из истории Северной войны и панорамы Петербурга.

Скульптура.

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, по­этому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.

Большое количество скульптур было изготовлено в России под руководством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Петергофа.

Петровские указы не ограничивались сферой политики и экономики, многие из них регламентировали общественную, частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (знамени­тый запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамб­леи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве («Комедийная хоромина»), вводится новое ле­тоисчисление (с января 1700 г.), организовывается регулярное почтовое со­общение, открывается первый музей (Кунсткамера) и т. д.

Особенностью политики в области культуры при Петре I было прежде всего то, что государь поощрял сферы, необходимые для государства, а именно: создание новой системы просвещения, развитие науки, формиро­вание светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволи­ло России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности.

Но вместе с тем изменения в быту и культуре еще более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, сделав все эти дос­тижения его прерогативой.

Наши рекомендации