Реформа центрального и местного управления. Военная

Реформа.

Первые реформы начались еще в 1699 г. Вместо Боярской думы состав­ляются Консилии (Совет министров) (с 1704 г. — Кабинет — личная канцеля­рия царя). Начинается городская реформа. Посадское население городов изъ­ято из ведения воевод и приказов. Указом 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата, в других городах — Земские избы для сборов налогов с купцов и посадских людей. Жители городов были разделены на две категории: регулярных (купцы 1 и II гильдии, промышленники, цехо­вые ремесленники) и нерегулярных (не имевших собственности, работавших по найму и на «черных работах») граждан. Регулярное население получило право выбирать бурмистров. Указом 17 ноября 1699 г. Бурмистерская палата переименована в Ратушу. В 1705 г. для надзора за бурмистрами был назначен обер-инспектор ратуши. Одновременно с созданием Ратуши был преобразо­ван Земский приказ. Из его ведения были изъяты дела по сбору налогов и по­шлин и оставлены дела по благочинию, благоустройству и т.д. Было изменено его название — он стал называться Приказ земских дел.

Другая, значительно более последовательная реформа, начатая в 1699 г., — военная.

После подавления стрелецкого восстания Петр I подписывает указ о рос­пуске стрелецких полков, а 19 ноября 1699 г. издается указ о формировании 30 полков путем призыва «даточных», то есть рекрутов, от определенного ко­личества дворов, а также вольных людей. Село Преображенское становится центром призыва солдат и формирования новой армии. Складывание системы «рекрутских» наборов завершилось указом 1705 г. (20 дворов крестьян долж­ны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута).

Всего к 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, и сформирована почти 200 тысячная армия (130 тысяч — пехота, кавалерия и артиллерия, 70 тысяч — гарнизонные войска, 6 тысяч — ландмилиция (ополчение)). Кро­ме того, насчитывалось до 105 тысяч казачьих и других иррегулярных частей.

В 1716 г. издан «Устав воинский», вводится единый штат в армии, обмун­дирование, вооружение, боевая подготовка. Создаются школы для обучения офицеров (одна из первых — при Преображенском полку в 1698-1699 гг.) и

унтер-офицеров. Постепенно правительство отказывается от найма иностран­ных военных специалистов.

Одновременно с армией создается военно-морской флот. Еще в конце лета 1691 г. на Переяславльском озере Петр I заложил первый русский военный корабль. Строить его должен был Ф.Ю. Ромодановский. Строительство ко­раблей должны были осуществлять «в складчину» — 1 корабль с 10 тысяч крестьянских дворов, проживающих у светских землевладельцев, и 1 корабль с 8 тысяч монастырских крестьян. К весне 1698 г. было спущено на вод> 52 корабля. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике.

Набор на флот также осуществлялся из рекрутов (впервые — в 1705 г.). Также вводится единое обмундирование и боевая подготовка. В 1720 г. со­ставлен Морской устав.

Для обучения морскому делу в Петербурге открыта Морская академия (в 1715 г.), создаются специальные гардемаринские роты (1716 г.).

Всего при Петре I построено 48 линейных кораблей (от 50- до 96-пушечных), 800 галер с экипажем 28 тысяч человек.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительст­вующий Сенат (указом от 22 февраля 1711 г.). Принципиальным отличием Сената от Боярской думы было то, что его члены (9 сенаторов) назначались лично Петром I. Решения Сената принимались коллегиально на общем соб­рании и скреплялись подписями сенаторов. Мнения высказывали, начиная с младшего (по чину или стажу службы). При этом нельзя было пользоваться записями или повторять слова предыдущих выступающих. Председательст­вовали в Сенате сам царь или назначенный в качестве первоприсутствующего один из сенаторов, а позднее — генерал-прокурор или обер-прокурор. Функ­ции Сената были довольно широки — он имел власть судебную, администра­тивно-управленческую, а иногда и законодательную; в периоды отсутствия царя он выполнял также функции высшего органа управления государством.

Делопроизводством ведала Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате уч­реждается должность генерал-ревизора, просуществовавшая 3 года. В 1722 г. Сенат был поставлен под надзор генерал-прокурора (П.И. Ягужинский) и обер-прокурора, которые подчинялись только непосредственно царю. Испол­нение решений Сената производилось сенатским экзекутором.

Деятельность центральных учреждений, остававшихся в Москве, кон­тролировалась Московской конторой Сената.

В 1718-1721 гг. большинство приказов упраздняется и вместо них вво­дятся коллегии: иностранных дел во главе с канцлером и вице-канцлером (графом Г.И. Головкиным и бароном П.П. Шафировым); военная (фельд­маршал князь АД. Меншиков, генерал А. Вейде); адмиралтейская (генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин, вице-адмирал К. Крюйс). Торговлей и про­мышленностью ведали: коммерц (граф П.А. Толстой); Мануфактур; Берг коллегии (генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс).

Финансовые вопросы решали Камер-коллегия (ведала доходами, с 1721 г. возглавлялась князем Д.М. Голицыным); Штатс-контор-коллегия (ведала рас-ходами, возглавлялась графом И.А. Мусиным-Пушкиным); Ревизион-коллегия (кригс-комиссар князь Я.Ф. Долгорукий; с 1722 г. — Ревизион-контора Сената). Кроме того, были учреждены Юстиц-коллегия (тайный советник граф А.А.Матвеев), Вотчинная коллегия (с 1721 г., заведовавшая дворянским землевладением и находившаяся в Москве), Главный магистрат (с 1721 г. для управления городским сословием, возглавлялась президентом — купец Исаев и обер-президентом — князь Ю.Ю. Трубецкой).

В 1720 г. для придания единообразия коллегиям был составлен Генераль­ный регламент (56 глав), согласно которому каждая коллегия включала пре­зидента, вице-президента, 4 советников, 4 асессоров; присутствие заседало ежедневно; коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.

С 1722 г. ко всем коллегиям прикрепляются фискалы. Их обязанностью было выявлять казнокрадство и взяточничество. Обо всех выявленных зло­употреблениях они доносили генерал-фискалу, а тот возбуждал дело перед Сенатом или передавал материалы в Тайную канцелярию.

Помимо коллегий в структуре государственного аппарата сохранялись конторы (например, Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и про­изводством в чины дворян), приказы и канцелярии (например, Преображен­ский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие следствием о государственных преступлениях и подчиненные непосредственно Сенату), функции которых были строго разграничены.

В 1708-1709 г. начинается перестройка местных органов управления. Стра­на была разделена на 8 губерний, во главе которых поставлены губернаторы: в Московской губернии.— Тихон Стрешнев (бывший воспитатель Петра), в Ин-германландской — генерал-губернатор Александр Меншиков, в Киевской — кн. Дмитрий Голицин, в Смоленской — Петр Салтыков, в Архангелогородской — кн. Петр Голицин, в Казанской — Петр Апраксин, в Азовской — генерал-губернатор Федор Апраксин, в Симбирской — кн. Матвей Гагарин. Губернатор назначался царем, но подчинялся не только царю, а также Сенату и коллегиям. В помощь губернатору была придана губернская канцелярия (ландрихтер — судебная часть, обер-комендант — военная часть, обер-комиссар — денежные сборы, обер-провиантмейстер — провиантские сборы).

В 1713 г. местное дворянство получило право избирать по 8-12 ландра-тов в помощь губернатору. Так Петр I хотел и на уровне губернии ввести коллегиальное управление, для предотвращения злоупотреблений со сторо­ны местных администраторов. С 1715 по 1719 г. ландраты возглавляли до­ли, на которые временно делились губернии.

В 1719 г. страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились (их теперь было 11), но в руках губернаторов оста­вались только военные и судебные дела. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

Новое административное деление страны преследовало несколько целей. Началась губернская реформа в годы Булавинского восстания, и ее первой, непо­средственной целью было укрепление власти на местах (не случайно Петр назна­чает губернаторами либо ближайших сподвижников, либо родственников, в ко-

торых был абсолютно уверен). Другие цели губернской реформы — прекратить побеги крепостных, обеспечить набор рекрутов и сбор налогов и пошлин.

Дополнением губернской реформы стали вторая городская реформа и создание регулярной полиции.

В 1718 г. в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера, при котором создается полицмейстерская канцелярия. В 1722 г. полицмей­стерская канцелярия учреждается в Москве (здесь ее возглавлял обер-полицмейстер). В распоряжении генерал- и рбер- полицмейстеров были офицеры и канцелярские служители, ведавшие отдельными отраслями по­лицейского управления, воинские команды, имелись и «колодничьи пала­ты», в которых содержались арестованные.

16 января 1721 г. был утвержден Регламент или Устав Главного Магист­рата. Главный Магистрат, кроме управления столицей должен был возгла­вить все самоуправление в городах, где учреждались магистраты и ратуши. Эти учреждения должны были избираться постоянными жителями городов, а президент и вице-президент Главного магистрата назначались царем.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выра­женный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но одновременно она расширила объем и формы дворянской службы, что вызывало их недовольство.

В 1721 г., по окончании Северной войны, Петр I принял на себя титул Всероссийского Императора и Отца Отечества, что являлось внешним выражением утвердившегося в России Абсолютизма.

Отмена патриаршества.

Еще одним шагом в сторону укрепления личной власти императора ста­ла ликвидация патриаршества

В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр I указом 16 декабря 1700 г. ввел временное управление духовными делами и назначил местоблюстителем патриаршьего престола рязанского митрополита Стефана Яворского. Пат­риарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином Мусиным-Пушкиным и дьяком Зотовым.

В 1711 г., с учреждением Сената, местоблюститель патриаршего престо­ла потерял последние остатки независимости — дела церкви оказались фак­тически подчинены Сенату.

Наконец, 25 января 1721 г. был утвержден «Духовный регламент», разработан­ный псковским епископом Феофаном Прокоповичем (впоследствии — Вице-президент Синода). Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 февраля в Святей­ший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензу­ра духовных книг, борьба с ересями, заведование учебньгми заведениями и смеще­ние церковных должностных лиц. Синод имел также функцию духовного суда.

Во главе Синода стояли президент (Стефан Яворский) и два вице-президента (Феодосии и Феофан). В присутствие входило 4 советника и 4 асессора из представителей монашествующего и белого духовенства. Все они назначались царем, которому приносили присягу. В решении дел все члены Синода, не исключая и президента, голоса имели равные.

В 1722 г. Стефан Яворский умер. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельно­стью Синода Петр назначил обер-прокурора И.В. Болдина, которому подчи­нялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Обер-прокурор был обязан наблюдать за всем ходом синодальных дел, заме­чать в делопроизводстве упущения, незаконные решения останавливать и до­носить о них государю. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчи­ненного Синоду, а в 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Кроме того, государство ограничивало число монахов, запрещало созда­ние новых монастырей, усилило контроль за доходами церкви, системати­чески изымая значительную их часть.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть бюрократического аппарата. В то же время в правах Синод фактически уравнялся с Сенатом. Для решения общих дел по Сенату и Синоду назначались общие конференции. В отсутствие государя совместные решения Сената и Синода должны были иметь силу решений верховной власти.

Политика меркантилизма.

Одной из отличительных особенностей абсолютизма является политика меркантилизма (поощрение и развитие внутренней торговли и промышлен­ности при активном внешнеторговом балансе).

Развитие промышленности диктовалось в первую очередь нуждами ве­дения войны. Государство поощряло производство одних товаров и запре­щало или ограничивало выпуск других.

За первую четверть XVIII в. было создано около 100 мануфактур[32]. Боль­шинство из них строились на средства казны (особенно железоделательные и медеплавильные) и затем передавались купцам на льготных условиях (в 1702 г., например, Невьянский завод на Урале был передан Н. Демидову).

Мануфактуры освобождаются от постойной повинности и казенных служб, вмешательство в их дела местной администрации ограничивается, мануфактуры подчиняются непосредственно коллегиям.

Одной из проблем, стоявших перед организаторами производства на ма­нуфактурных предприятиях, было обеспечение их рабочей силой, посколь­ку рынка наемной рабочей силы не существовало.

На казенные мануфактуры были отправлены работать ссыльно­каторжные. В 1721 г. они были временно закреплены за мануфактурами, а в 1736 г. — закреплены навечно.

Указом от 18 января 1721 г. и законом от 28 мая 1723 г. владельцам ма­нуфактур разрешено было покупать и переселять крестьян для работы на заводах («посессионные» крестьяне), а указ 1722 г. разрешал мануфактури­стам не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством (для обучения ремеслу при мануфактурах в 1711 г. учреждаются специаль­ные ремесленные школы).

Кроме того, государство «приписывало» государственных крестьян как к частным, так и к казенным мануфактурам («приписные» крестьяне) как постоянный источник рабочей силы.

Для защиты отечественного производителя от конкуренции иностран­ных товаров, в 1724 г. был принят Таможенный устав, устанавливавший высокие пошлины на ввозимые из-за границы товары, аналогичные това­рам, которые производились русскими мануфактурами, и наоборот, осво­бождал от пошлин ввоз необходимого сырья.

В результате такой политики в промышленности были достигнуты оп­ределенные успехи — с 1712 г. прекращается ввоз в Россию оружия из Ев­ропы, с 1722 г. Россия сама начинает экспортировать железо (хотя в начале века ввозила его, в том числе из Швеции). Одной из важных статей экспор­та становится полотно. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз.

Большую роль как во внешней, так и во внутренней торговле играла мо­нополия государства на заготовку и сбыт некоторых товаров — соли, льна, пеньки, меха, икры, хлеба, вина, воска, щетины, сала и т.д. — это приноси­ло казне немалый доход.

Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. С 1722 г. в городах вводится цеховое устройство. Все ремесленники во главе с изби­раемым старостой были расписаны в зависимости от специальности по це­хам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. В одной только Москве насчитывалось 146 цехов. Однако значительная часть ремес­ленников оставалась вне цехов.

Появляются новые ремесла, например, изготовление париков, позумен­тов, карет и т.д.

Некоторые сдвиги произошли и в сельском хозяйстве. Вводились новые культуры — табак, виноград, фруктовые деревья; расширялись посевы тех­нических культур — льна, конопли. Указом 1721 г. крестьянам предписы­валось применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли.

Продолжалось освоение земель на юге страны, в Поволжье и Сибири.

Особенностью общественного строя периода абсолютизма было стрем­ление государства к четкой правовой регламентации положения сословий[33].

Существенные изменения произошли в положении дворянства.

Наши рекомендации