В 1648-1654 гг. русско-польская война 1654-1667 гг.
Оправившись к середине XVII в. от экономических и социальных потрясений Смутного времени, Россия постепенно активизировала свою внешнеполитическую деятельность, сосредоточив основные усилия на борьбе с Ре-чью Посполитой — традиционным соперником, претендующим на украинские, белорусские и русские земли; государством, которое в наибольшей степени воспользовалось результатами поражения России в Ливонской войне (Ям-Запольское перемирие 1582 г.) и потерями в период Смутного времени (Деулинское перемирие 1618 г.).
1-й этап борьбы с Польшей приходится на начало 30-х гг. XVII в. Тогда Россия попыталась отвоевать утерянные по Деулинскому перемирию Смоленск и Черниговско-северские земли. Момент был выбран не случайно: весной 1632 г. после смерти Сигизмунда III в Польше начался период бескороле-вья; ее положение осложнялось борьбой с Крымом и Османской империей; к тому же она не могла рассчитывать на помощь европейских стран, которым 30-летняя война не позволяла вмешиваться в дела Восточной Европы.
В декабре 1632 г. 30-тысячная русская армия под командованием боярина М.Б. Шеина осадила Смоленск. Однако затянувшаяся на 8 месяцев осада не позволила России воспользоваться той благоприятной для нее внешнеполитической ситуацией, которая сложилась к началу компании. В течение нескольких месяцев обстановка коренным образом изменилась: кончился период бескоролевья в Польше; новый польский король Владислав IV двинул войска под Смоленск и перерезал коммуникации армии М.Б. Шеина с тылами, русские войска стали испытывать недостаток в продовольствии и фураже; летом 1633 г. крымские татары совершили очередной набег на русские земли, в результате многие дворяне покинули войско, чтобы защитить свои владения; еще одним фактором, значительно ослабившим боеспособность русской армии, стало развернувшееся с 1633 г. движение «вольницы», участники этого движения (к
1634 г. — 8 тыс. человек): мобилизованные холопы, крестьяне и посадские игнорировали приказы командования, действовали по-партизански, нападая и на вражеские отряды, и на дворянские усадьбы. В сложившихся условиях Россия не могла продолжать борьбу. В июне 1634 г. правительство Михаила Федоровича Романова пошло на заключение мирного договора с Речью Посполитой (Поляновский мирный договор), согласно которому Польше были возвращены все захваченные русской армией в первый период войны города; Смоленск также оставался за ней. Пожалуй, единственной положительной для России стороной этого договора являлся отказ Владислава от претензий на русский престол, на который он был приглашен семибоярщиной в период Смуты.
В Москве фактический провал русско-польской военной компании восприняли болезненно: воеводы М.Б. Шеин и А.В. Измайлов были объявлены виновниками поражения и казнены.
Безусловно, ни Поляновский мирный договор, ни условия предшествовавших ему Ям-Запольского и Деулинского перемирий не могли погасить вековой конфликт между Россией и Польсколитовским государством из-за украинских и белорусских земель. Обе стороны, несмотря на наличие общего врага — могущественной Османской империи, несмотря на общие этнические и национальные корни, стремились единственно к радикальному решению всех спорных вопросов и видели друг в друге едва ли не главного внешнеполитического противника.
В 50-е гг. XVII в. начался 2-й этап русско-польской борьбы. Возникший конфликт на этот раз был связан с национально-освободительным движением украинского и белорусского народов.
Образование в 1569 г. Речи Посполитой повлекло за собой окатоличивание и ополячивание литовских территорий, вошедших в состав единого государства. Наиболее болезненно этот процесс сказался на положении народных масс польской Украины и Белоруссии, оказавшихся под тройным — национальным, социальным и религиозным — гнетом. Польские магнаты и ополяченные шляхтичи захватывали даже те земли, которые были отданы коренному местному населению для свободной обработки, и распространяли на них самые дикие формы крепостничества, характерные для польского землевладения. Зачастую крестьянин вынужден был до 5 дней трудиться на барщине, выплачивая сверх того массу различных натуральных податей (на ульи, на рогатый скот, на рыбную ловлю, на охоту, на пастбища, на помол зерна и т.д.) и оброков. Широкое распространение получила система общих и частичных аренд (эксплуатация поместий посредниками), к которой прибегали не способные самостоятельно управлять хозяйством землевладельцы. Усилился и национальный гнет. Официальным языком в Речи Посполитой считался польский язык. Учитывая стремительно развивавшийся процесс ополячивания социальной верхушки — землевладельцев — можно представить себе, какую ненависть к этому языку испытывали украинские и белорусские крестьяне, — для них это был прежде всего язык барщины, язык кнута. Не меньшую ненависть у них вызывали католические священники, насильно захватывавшие православные церкви на том основании, что хозяева поместий, принимая польский язык и обычаи, принимали и польскую — католическую — веру. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением в 1596 г. Брестской унии между католической и православной церквами (по условиям этого соглашения была сохранена православная обрядность униатских церквей, признававших взамен власть и духовное лидерство папского престола). Униатская церковь всеми средствами отстаивала свою легитимность по сравнению с не вошедшей в унию православной церковью. Соответственно она претендовала и на имущество последней. Гонимые со всех сторон православные священники независимо от своих личных достоинств, становились в глазах народа героями и мучениками.
Национальный, религиозный и социальный гнет подготовили почву для национально-освободительной борьбы, центрами которой стали православные братства и Запорожская сечь.
Православные братства возникли в 80-х — 90-х гг. XVI в. как просветительские религиозно-национальные организации. Первым и долгое время самым главным среди православных братств было Львовское Успенское братство. В 1586 г. было учреждено Троицкое братство в Вильно. Вступить в братство мог любой православный, независимо от сословной принадлежности. Члены братства обязаны были платить вступительный взнос; в случае нужды обеспечивались беспроцентной ссудой; обязывались помогать друг другу в случае болезни, устраивать похороны и т.д. При православных братствах открываются школы. Особенно известны Виленская (осн. в 1584), Львовская (1586), Могилевская (1590), Киевская (1615). Обучение в братских школах делилось на две ступени: младшие школьники учились грамоте и пению по нотам, старшие — старославянскому, греческому и латинскому языку, грамматике, риторике и философии. Большое внимание уделялось изучению православного вероучения. В 1632 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр Симеонович Могила основал Киево-Могилянскую академию, в которую вошли школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре.
К середине XVII в. братское движение охватило значительную часть городов польской Украины и Белоруссии — Львов, Киев, Вильно, Брест, Витебск, Гродно, Луцк, Минск, Могилев, Перемышль, Полоцк и др. Являясь всесословными организациями, обладая значительными материальными средствами, типографиями, школами, пользуясь огромным авторитетом среди православного населения, братства существенно затруднили осуществление церковной унии на Украине и в Белоруссии.
Другой центр национально-освободительной борьбы — Запорожская сечь[26] — в свою очередь являлась для польского правительства традиционным источником
тревог и раздоров. Вооруженная казацкая вольница, твердо придерживавшаяся православной веры, национального языка и обычаев, год от года росла численно, и год от года росли ее претензии на политическую и экономическую самостоятельность. В этой ситуации наибольшую опасность для Речи Посполитой представляли, безусловно, не реестровые казаки. Однако увеличивать казацкий реестр представлялось делом не менее опасным, чем в целом безуспешные попытки польского правительства силой подчинить казацкую вольницу государству. В 30-е гг. XVII в. казацкие восстания вспыхивали одно за другим[27]. Только с конца 1630-х гг. наступило затишье.
В 1646-1647 гг. польский шляхтич Чаплинский разгромил хутор Богдана Михайловича Хмельницкого[28], до смерти засек его сына и увез жену. В конце 1647 г. Хмельницкий освободился из-под ареста, организовал отряд и в начале 1648 г. изгнал из Запорожской сечи польский гарнизон. Избранный гетманом, он обратился с призывом к восстанию.
В мае 1648 г. в сражениях у урочища Желтые Воды и у Корсуни повстанцы добились первого успеха — была разгромлена карательная армия коронного гетмана Потоцкого.
Победы Б.М. Хмельницкого способствовали стремительному развитию национально-освободительного движения, которое принимало все более радикальные формы и массовый характер. К лету 1648 г. восстание запорожских казаков переросло в освободительную войну всего украинского и белорусского народа. В начале 1649 г. на помощь белорусским повстанцам были посланы военные отряды.
В сентябре 1648 г. поляки потерпели очередное поражение у Пилявец. 5 августа 1649 г. у Зборова были разбиты карательные войска во главе с королем. Однако, несмотря на массовый характер восстания, наличие довольно мощной военной организации и успешные боевые действия 1648-1649 гг., силы сторон были неравны, для победы повстанцам необходимо было заручиться поддержкой союзников. Первым таким союзником стал один из главных внешнеполитических противников Речи Посполитой — крымский хан. Б.М. Хмельницкий, будучи неплохим стратегом и дипломатом, не мог не отдавать себе отчет в ненадежности подобного союза, но другого выбора в тот момент у него не было. Между тем, именно предательство крымского хана в августе 1649 г. вынудило повстанцев пойти на мирные переговоры с Речью Посполитой. Заключенный в результате этих переговоров Зборовский догово носил компромиссный характер: Б.М. Хмельницкий был признан гетманом Украины, под его автономное правление передавались Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства, где запрещалось размещение польских войск; на должности в этих воеводствах могли избираться только православные; Киевский митрополит был допущен к заседаниям в сейме Речи Посполитой; реестр запорожских казаков расширен до 40 тыс. человек; однако польские магнаты, изгнанные с украинских земель, получили право вернуться.
Было очевидно, что условия этого соглашения не могли удовлетворить ни одну из подписавших его сторон, и в 1650 г. военные действия возобновились.
В очередной раз союзником восставших выступил крымский хан, и в очередной раз предательство татар, взявших в плен самого Б.М. Хмельницкого, привело^ к поражению повстанцев (июнь 1651 г.: битва под Берестечком) и вынудило их заключить Белоцерковский договор (сентябрь 1651 г.), условия которого еще в меньшей степени, нежели условия предыдущего Зборовского мирного соглашения, отвечали чаяниям украинского народа: под властью Хмельницкого оставалось только Киевское воеводство; реестр казаков сокращался до 20 тыс. человек.
В 1652 г. военные действия возобновились. Весной 1652 г. польская армия потерпела поражение под Батогом.
Осенью 1653 г. в сражении у Жванца крымский хан в очередной раз предал своих союзников. Однако на этот раз предательство татар не привело к мирным переговорам. Ситуация в конце 1653 г. радикальным образом изменилась, у повстанцев появился новый, более надежный союзник и покровитель — Россия.
В 1648-1653 гг. Б.М. Хмельницкий неоднократно обращался к русскому правительству с просьбой о воссоединении Украины с Россией. Общая вера, общие этнические и национальные корни делали такое воссоединение не только возможным, но и естественным выходом из многолетней борьбы украинского и белорусского народа с Речью Посполитой. Сама эта идея опиралась на многочисленные в XVII в. прецеденты, когда представители польской православной церкви и казачества пытались побудить русского царя взять Украину под свое покровительство (посольства 1622, 1625 гг.). Однако в 20-е гг. XVII в. Россия еще не оправилась от тяжелых экономических и политических последствий Смутного времени и не была готова вступить в борьбу с таким сильным противником, каким являлась Речь Посполитая. В конце 1640-х — начале 1650-х гг. Москва опять-таки долгое время не могла дать определенного ответа: в стране бушевали городские восстания, да и само предложение Б.М. Хмельницкого было несколько несвоевременным, с Польшей как раз велись переговоры о совместных действиях против крымского хана и Османской империи. Требовалось круто переориентировать всю внешнюю политику, т.е. принять весьма трудное и ответственное решение, — решение, которое на многие годы вперед предопределило бы дипломатическую и военную судьбу России. И решение это было принято: 1 октября 1653 г. Земский собор в Москве постановил удовлетворить просьбу Б.М. Хмельницкого о воссоединении русского, украинского и белорусского народов. Польше была объявлена война. На Украину отправлено посольство во главе с боярином В.В. Бутурлиным.
8 января 1654 г. Переяславская рада единодушно ратифицировала постановление Московского Земского собора. Б.М. Хмельницкий, казацкая старшина, казаки, мещане и др. были приведены к присяге. Согласно принятому соглашению Россия признавала выборность гетмана и все местные органы власти, сложившиеся во время освободительной борьбы; а также право Украины устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек.
В январе 1654 г. русские войска перешли в наступление. Начался первый этап русско-польской войны (январь 1654 г. — 24 октября 1656 г.), в течении которого у Речи Посполитой были отвоеваны Смоленск и 33 города в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.).