Древняя Месопотамия: ранние государства Шумера и Аккада
План:
1. Природные условия и население Междуречья
2. Источники по истории стран Месопотамии
3. Попытки объединения в III тысячелетии до н.э.
4. Древневавилонское царство
Вопрос 1.
В Месопотамии (карта) сложился тип открытой цивилизации, поскольку эта область Передней Азии была открыта для многочисленных миграций племен, исторически являлась перекрестком дорог – миграционных, торговых, военных. Здесь сложилась синкретическая культура, представлявшая сплав культуры, политических традиций и менталитета множества этносов.
Природные богатства – плодородные почвы, удобряемые илом при разливах рек, луга и обилие глины – определили основные занятия жителей Междуречья: земледелие, скотоводство, охота, ремесло. Строительного леса, металла, камня в этом регионе не было в достатке. Засуха требовала создание ирригации, наводнения грозили гибелью полям и поселениям (фактор объединения!).
Население представляло собой этническое разнообразие: шумеры и аккадцы (с V тысячелетия до н.э.), амореи, эламиты, халдеи, касситы… последовательно оседали на этой территории, оставляя свой след в цивилизации.
Вопрос 2.
Источниками по изучению истории стран Месопотамии служат:
– археологические данные: раскопки древних городов: Вавилона, Ура, Урука, Мари (большой архив документов) и многих других памятников. Особенно интересны результаты раскопок Леонардо Вулли в Шумере.
– письменные источники: надписи шумерских и аккадских правителей, документы (законы, в частности), религиозные тексты, художественные произведения. Примеры.
– Рисунки и рельефы на каменных стелах правителей государств Месопотамии. Примеры.
Вопрос 3.
Древнейшие города-государства образовались в Месопотамии в начале III тысячелетия до н.э. Экономически они представляли собой земледельческие общины, располагавшиеся вокруг города-крепости. В политическом плане это были ранние монархические государства, сохранявшие значительные пережитки родового строя. Во главе стоя правитель энси (он же военный вождь), вынужденный еще считаться с советом старейшин и народным собранием.. Общество древних государств было разделено на знать и рядовых общинников, имелись и рабы. Прекрасным примером такого государство может служить строй шумерского города Урука, отраженный в «Эпосе о Гильгамеше»
Необходимость объединения была продиктована опасностью наводнений, постоянная борьба городов за гегемонию над соседями приводила к возвышению наиболее сильных центров. Так, возвышение Урука, Лагаша, Уммы приводили к временному подчинению территорий нескольких городов. Особенно крупными были завоевания и политическое влияние в Междуречье Аккадского царства в правление Саргона Великого и Нарам-Суэна (XXIV-XXIII вв. до н.э.) и Ура в правление III династии (XXI-XX вв.).
Вопрос 4.
Наиболее прочным было объединение всей Месопотамии под властью аморейской династии правителей Вавилона в начале II тыс. Особенно расцвело оно в правление царя Хаммурапи (1792-1750гг.).
Древневавилонское царство, как и Египет, являлось деспотией. В руках правителя были высшие административные, судебные, военные и религиозные функции. Дошедшие до нас письма Хаммурапи чиновникам на местах свидетельствуют о том, сколь детально вникал он в хозяйственные и политические дела государства. Административная система государства была систематизирована и строго централизована.
Все нити управления находились в руках царя, «солнца Вавилона», наместника бога на земле. Ближайшим помощником властелина был «управитель дворца», первый чиновник государства. Он имел свой аппарат, с помощью которого направлял и контролировал работу разнообразных ведомств. Специальные должностные лица были ответственны за ирригацию (очистку каналов, сооружение плотин), организацию общественных работ, сбор налогов, комплектование войска, охрану порядка и так далее.
Очень интересной фигурой среди чиновников был тамкар. Крупные торговые агенты и ростовщики, превращенные в государственных служащих, тамкары следили за поступлением податей в царскую казну, правильностью торговых сделок, своевременными поставками необходимых товаров. Им было дано право выкупа из плена соотечественников за счет государства. Они имели (как и другие служащие) пожалованные царем земли и в одном лице соединяли экономическую и политическую власть. На местах управление было возложено на представителей царской власти – рабианум. В их распоряжении находились городские старосты, а в общинах они возглавляли органы общинного самоуправления (советы). Рабианум несли ответственность за подати на местах, мобилизацию населения на работу или в ополчение, решали споры, защищали интересы общинников (ЗХ, ст. 23).
Войско при Хаммурапи формировалось из воинов-профессионалов и ополчения. Воины, состоявшие на царской службе, получали от царя землю и дом, которые не подлежали отчуждению (ЗХ, ст. 35–38). Если воин попадал в плен, надел некоторое время сохранялся за его семьей и только после трех лет отсутствия воина передавался на условиях несения воинской повинности другому (ст. 27–32). Военная реформа Хаммурапи предусматривала укрепление организации, вооружения и дисциплины в войске, что обеспечило сохранение единого и сильного государства в годы его правления.
Религия Древнего Вавилона была отражением представлений многих народов, населявших Месопотамию. Пантеон богов складывался столетиями. Во II тысячелетии особенное влияние приобрел культ бога Мардука. Богам строили многоступенчатые храмы (зиккураты), приносили жертвы и дары. Значительными фигурами в обществе были жрецы, прорицатели, другие служители культа (в ЗХ, ст. 178–180, говорится, к примеру, о различных категориях жриц). Мифологические сюжеты отражены в прекрасных памятниках древневавилонской литературы, таких как «Эпос о Гильгамеше», «О сотворении мира», «Эпос об Эрре» и других. Со времени Хаммурапи сам город Вавилон («Врата бога») на протяжении многих столетий оставался не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и средоточием высокой многоэтнической культуры.
Созданное Хаммурапи государство просуществовало при его потомках еще более 200 лет, постепенно ослабевая под ударами внутренних и внешних врагов. Вторжение с востока в Месопотамию пастушеских племен касситов ускорило его распад.
Лекция V.
Древняя Ассирия
План:
1. Природные и исторические условия образования Ассирийского царства
2. Среднеассирийское царство
3. Великая военная Ассирийская держава (X-VII вв. до н.э.)
Вопрос 1.
Ассирией называли область северного Междуречья в среднем течении Тигра (карта). На развитие цивилизации оказывали влияние близость великой реки и, в отличие от южной Месопотамии, горный характер местности. Поэтому роль скотоводства и охоты была здесь более значительной, чем на юге. Древнейший период был переходным этапом от раннерабовладельческого государства к восточной деспотии. Сложившееся здесь в начале III тыс. до н.э. Староассирийское царство в XVI веке до н.э. было завоевано государством Митанни (карта). В конце XVI века Ассирия вернула себе самостоятельность. Начался период нового расцвета – Среднеассирийское царство.
Вопрос 2.
Этот период хорошо представлен историческими источниками. До нас дошел свод законов, созданных советом старейшин города Ашшура, а также частноправовые документы из архивов городов Ашшура и Шибанибы.
Социальная структура среднеассирийского общества в целом походила на вавилонскую. Высший слой был представлен крупными землевладельцами, имевшими наследственные и пожалованные владения, богатыми торговцами, жречеством, служилой и военной знатью. Основную массу населения составляли мелкие производители, объединенные в общины, во главе которых стояли советы старейшин («советы великих») и старосты. Земли в общинах распределялись по жребию. Законы закрепляют частную собственность на землю общинников, определяя условия ее приобретения. Члены общины несли повинности в пользу царя: подати в казну («доля царя»), работа на «дом царя», воинская служба. Разорение части общинников приводило к возникновению рабства-должничества. Рабами в этом случае могли стать все члены большой патриархальной семьи. В Законах упоминается самопродажа, продажа детей, акты принудительного «усыновления» должника, займы под высокий процент. Основную массу рабов составляли военнопленные. Рабы использовались в царском и частном хозяйствах.
Политический строй Ассирии Среднего царства демонстрировал утверждение деспотической формы правления. В начале периода еще сохранялась наследственная власть ишшакума (правителя-жреца) и уккулума (административного и судебного главы города, назначаемого советом старейшин), а также лимму (казначея из членов совета), по имени которого получал название год. Со временем эти должности теряют свое значение или сливаются в статусе одного лица – царя (шарру). Деспотическая власть царя распространялась на разветвленный бюрократический аппарат, на подчиненных ему наместников областей, на общины.
Вопрос 3.
Первое тысячелетие до н.э. стало временем распространения железа, что привело к колоссальным изменениям в области производства (железные орудия труда) и ведения войны (железное оружие). Войны подогревали стремление государств к мировому господству, их следствием стало образование ряда обширных военных держав. Первой такой державой была Ассирия.
Завоевания ассирийцев в IX-VII вв. до н.э. (направления – карта) сопровождались жестоким покорением завоеванных территорий, о чем свидетельствуют надписи ассирийских царей. Особенно результативными были военные походы Ашшурнацирапала II и Салманасара III (IX в.до н.э.), Тиглатпаласара III (VIII в. до н.э.), Асархаддона и Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Целостность государства держалась преимущественно военной силой и страхом перед ней. Ни экономического, ни политического единства не было.
Попытки организовать созданную завоеваниями державу и укрепить ее изнутри предпринимает Тиглатпаласар III, проведя две крупных реформы: административную и военную. Деление всей территории на провинции, управляемые наместниками, строгий контроль царя за деятельностью назначаемых им управляющих провинций, переселение населения завоеванных областей в другие области, – все это позволило укрепить власть главы государства и предотвратить массовые восстания против Ассирии. Реорганизация войска включала переход от ополчения к постоянной профессиональной армии, формируемой рекрутским набором и находившаяся на царском снабжении – «Царский полк». Увеличена была численность армии за счет привлечения к службе средних и малоимущих слоев, введено деление ее по родам войск, закреплено единообразие вооружения. Ассирийская армия превращена была в самую сильную военную силу древневосточных государств, а вся жизнь государства была подчинена росту военной мощи Ассирии.
В правление Ашшурбанапала, признанного не только успешным завоевателем, но и деятельным государственным деятелем, отстраивается столица Ассирии – Ниневия (фантастический дворец царя, храмы, стены), создается первая дворцовая библиотека – обширное собрание «книг» (глиняных табличек с клинописным текстом), включавших мифологические, религиозные, литературно-художественные произведения, медицинские и географические трактаты, законы и другие документы (более 20 тыс.!). В библиотеке имелись каталоги, специальные писцы собирали произведения «по всему миру», переписывали и размещали их. Многие источники, доступные нам, содержались в этом собрании табличек, например, знаменитый «Эпос о Гильгамеше». Внешняя политика этого царя была осложнена подавлением многочисленных и крупных восстаний на завоеванных территориях, а потому отличалась особенной жестокостью.
Социально-экономическое развитие ассирийского государства складывалось под влиянием военного фактора. Экономика носила гипертрофированно военный характер. Приток пленных-рабов позволял использовать их труд на самых тяжелых работах (отметим, однако, что потенциал государства не позволял в полной мере развить систему применения рабского труда, и рабство оставалось патриархальным). Обширные земли, ресурсы завоеванных областей, богатая добыча увеличивали, прежде всего, богатства знати – служилой, жреческой, но, в первую очередь, военной. Между группировками знати нередко происходила борьба за долю добычи, положение при дворе и прочие привилегии.
Основная часть населения была представлена мелкими производителями – земледельцами, ремесленниками, торговцами, рядовыми воинами. Подати и повинности этой категории росли постоянно. Резкое имущественное расслоение привело к разложению общины, разорению значительной части производителей, росту долгового рабства.
Внутренние противоречия и восстания покоренных народов привели к кризису, а затем и гибели Ассирийской державы в конце VII века до н.э. Этот факт подтверждает непрочность грандиозных государств, созданных на основе обширных завоеваний.
Лекция VI.