Внутренняя политика Алексея Михайловича.

Для жизни страны за годы своего правления Алексей Михайлович сделал довольно много. Чего только стоит организация новой армии на пример европейской. Его увлечение военным делом, несмотря на его "тихий" нрав, было очень серьезным. Иностранные источники даже утверждают о созданной самим царем легкой пушке. Нельзя говорить об этом с уверенностью, как и о написании книги о соколиной охоте, но не принимать это во внимание тоже не стоит. Ему же пренадлежит создание Верховного Тайного совета, намного пережившего его. Эта царская канцелярия позволяла следить за деятельностью остальных органов управления и решать наиболее серьезные задачи. Этот орган был принят только благодаря мелочности царя. Его меркантильность сделала немало для утверждения самодержавия. Его деятельность в написании приказов была колоссальной. В годы его правления было принято в 1649 году Соборное уложение. Алексей Михайлович поддерживал промышленность, у себя в Измайлово пытался посадить даже виноград и разводить шелкопрядов, но это было мало результативно. Во времена его царствования началось строение военных кораблей. Он еще до Петра Первого выхватил кусочек у Балтийского моря.

Внешняя политика Алексея Михайловича.

Главным вопросом внешней политики времени царствования Алексея Михайловича было присоединение Украины. Левобережная Уаркина во главе с Богданом Хмельницким несколько раз просила о подданстве, ведя осторожную политику с Крымским ханством и войну с Речью Посполитой. О важности решения присоединения говорит собранный в 1651-3? году третий и последний раз за все правление Алексея Михайловича Земский собор. Присоединение Украины означало войну с Польшей, разрыв Поляновского мира. Но слишком хорошим предложением было и присоединение. Поэтому Москва долго колебалась с ответом. На войну с Польшей поехал сам Алексей Михайлович. Уже после первого похода успехи были явные: взяты Полоцк, Дорогобуж, Смоленск. Но походы эти показали неподготовленность войск, устарелость военного дела. А также Алексей Михайлович, пойдя в поход, совсем не позаботился о дипломатической стороне дела. А потому оказался по возвращении в Москву опять перед выбором, либо продолжение войны с Речью Посполитой, либо война со Швецией. Вопрос разрешился в сторону войны со Швецией, во время которой провалился план Алексея Михайловича взять Ригу. На эмоциональное состояние царя это так повлияло, что он больше никогда сам не ходил в военные походы. После нескольких лет войны в 1658 году подписалось трехлетнее перемирие с сохранением завоеванных земель. Однако вскоре война с Речью Посполитой началась снова и завершилась только в 1667 году Андрусовским перемирием, по которому России отходили Смоленские и Черниговские земли.

Билет 25.

Церковный раскол

Раскол в Русской православной церкви принято связывать с исправлением богослужебных книг и изменениями в обрядах. Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохранившуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возникли определенные конфликты.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых, порядке богослужения. Не хватало грамотных церковнослужителей, росло недовольство церковью среди прихожан. Появились «беспоповские» ереси. Нарастала оппозиция и среди городского духовенства. Еще в 40-е годы 17 века в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. К нему примкнули будущий патриарх Никон ( в тот момент – архимандрит Новоспасского монастыря), И.Ю. Неронов, Ф.Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований – было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы, но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось. За этими внешними причинами стояла идея Москвы как «третьего Рима». Чтобы достичь этого, надо было привести русские тексты богослужебных книг в соответствие с греческими и унифицировать обряды и чины.

В 1652 году Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторые изменения. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой московской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южно - славянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам.

Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий , Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий. При Оружейной палате готовят специальных мастеров иконописцев. Печатный двор начинает печатать новые книги.

В 1653 году земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев, надо креститься тремя; слово «аллилуйя» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами.

. В глазах ревнителей сторонники реформ представлялись еретиками и богохульниками, а имя Никона они произносили с ругательствами. Официальная церковь тоже не осталась в долгу, объявив ревнителей еретиками. В 1658 году « ревнители благочестия» были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 году патриарх Никон, поссорившись с царем, удалился в Ново-иерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Царь Алексей Михайлович, видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. И в 1666-1667 церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества. Он был отправлен в Феропонтов монастырь; потом в Кирилло-Белозерский монастырь, где умер в 1681 году.

Но реформы Никона, продолжателем которых был Алексей Михайлович, были одобрены Большим московским собором. Не принявших реформ собор предал анафеме и объявил еретиками. Все были осуждены по соборному уложению 1649 года.

Собор 1666 -1667, отлучивший ревнителей от церкви, положил начала расколу. У его истоков стояли два выдающихся деятеля 17 века: патриарх Никон и протопоп Аввакум. Ни один не победил. Судьба их сложилась трагически.

За свои убеждения протопоп Аввакум провел 10 лет в ссылке в Сибири и 10 лет в земляной тюрьме Пустозерска. Вместе с другими был заживо сожжен в 1681 году.

Церковный собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

Билет 26.

XVII в. был для России очень тяжелым во внешнеполитическом отношении. Он почти весь прошел в длительных войнах.

Основные направления внешней политики России в XVII в.: 1) обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям; 2) участие в освободительном движении украинского и белорусского народов; 3) достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана.

Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками. В особенности важным для России являлось возвращение Смоленска, который обеспечивал безопасность западных границ страны. Благоприятная обстановка для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска сложилась в 30-е гг. В это время Речь Посполитая вела войну с Османской империей и Крымом, а главные европейские державы были втянуты в Тридцатилетнюю войну.

В 1632 г., после смерти Сигизмунда III, в Речи Поспо-литой началось бескоролевье. Россия воспользовалась ситуацией и начала войну с Польшей за освобождение Смоленска. Но на этом этапе Смоленск вернуть не удалось. Поход русских проходил крайне медленно, так как правительство опасалось нападения крымского хана на южные уезды. Затянулась осада города, что позволило полякам подготовить отпор. Нападение крымских татар на Рязанский, Белевский уезды в 1633 г. деморализовало правительственные войска, которые состояли большей частью из плохо обученных, мобилизованных в армию холопов, крестьян.

Под властью польского государства находились украинские и белорусские земли. Казаки, которые населяли эти земли, являлись основной силой антипольских выступлений. Недовольные господством поляков казаки организовали свой центр – Запорожскую Сечь.

В 1648–1654 гг. шло освободительное движение украинского народа под руководством Б. Хмельницкого. Это движение получило развитие и в Белоруссии. Большие надежды Б. Хмельницкий возлагал на помощь России. Но только в 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о включении украинских земель в состав России и объявлении войны Польше.

В 1654 г. Украинская рада приняла присягу на верность русскому царю. Речь Посполитая с этим не смирилась. С 1654 по 1657 гг. проходил новый этап русско-польской войны. По новому мирному договору Левобережная Украина вместе с Киевом отошла к России. Под властью Польши оказались Правобережная Украина и Белоруссия.

Россия также получила Смоленск, Чернигов, Север-скую землю. В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен вечный мир, который закрепил завоевания России.

Окончание войны с Польшей позволило России оказать отпор агрессивной политике Османской империи и ее вассала – Крымского ханства.

Русско-турецкая война (1677–1681 гг.):

1) 3 августа 1677 г. османо-крымские войска начали осаду крепости Чигирин, расположенную в Правобережной Украине;

2) в сражении у Бужина русско-украинские войска наголову разгромили крымско-османскую армию, осада крепости была снята;

3) в июле 1678 г. османы вновь осадили Чигирин. Русские войска отчаянно сопротивлялись. После осады и захвата от крепости остались руины. Русские и украинские войска отошли к Днепру;

4) кампания 1677–1678 гг. очень сильно ослабила османов. 13 января 1681 г. был заключен Бахчисарайский договор, который установил 20-летнее перемирие.

Билет 27.

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры - освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции. Наиболее известные произведения: "Сказание" Авраамия Палицина, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Словеса" князя Ивана Андреевича Хворостинина, "Повесть" князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения - укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрамилитературы по прежнему остаются сказания, летописи, "жития", поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание. Показательно в этом отношении "Житие" протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность. Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература - "Повесть о Горе-Злочастии", "Повести о Савве Грудцыне", "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершёвиче", "Кялязинская челобитная". Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени - Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму. Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный "лик" уступает место в его творчестве живому лицу. Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание - достояние европейской науки. Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались "Книгой сошного письма". В медицинской практике пользовались "Травниками", "Лечебниками", а в Аптекарском приказе составили "Фармакопею".

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: "Букварь" Бурцева, "Грамматика" Смотрицкого и другие. В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с "латинствующей" Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Наши рекомендации