Русская культура в xiv-xvi вв.

Особенности развития культуры в XIV— XVI вв.

Внутренним рубежом в развитии культуры этого периода явилась побе­да русских войск над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.), по­сле которой начинается динамичный подъем, идет слияние местных худо­жественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. Следующим рубежом, во многом предопределившим развитие культуры второй полови­ны XVI в., стал Стоглавый собор (1551 г.), регламентировавший образцы, которым надлежало следовать.

В 'XVI в. завершается формирование великорусской народности; прояв­ляются светские элементы в культуре.

Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского кремля.

Вусловиях монголо-татарского нашествия каменное строительство на большей части территории Руси прекратилось. Главное значение приобре­тает деревянное зодчество. В подавляющем большинстве городские за­стройки представляли собой небольшие однокамерные срубы. Дома знати образовывали сложный комплекс срубов с различными типами крыш. Строили из дерева и церкви, причем это были не только высокие, но и мно­гостенные сооружения со сложными системами пристроек. Некоторые ико­ны XIV-XV веков сохранили изображения подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил на Вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологиче­ски первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Одновременно с шатро­вым продолжает развиваться крестово-купольный храм.

Относительно благополучная обстановка сложилась в Новгороде, где традиции каменного строительства не прерываются, однако и здесь на ру­беже XIII-XIV вв. строятся небольшие по объему, одноглавые церкви (Спа­са на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Страти-лата на Ручье (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) и др.) Развивается техника строительства — наряду с традиционными известняко­выми плитами применяется кирпич квадратной или брусковой формы. При-, глашаются иностранные мастера (в частности, новгородский архиепископ Ефимий пригласил в 30-40-е гг. XV в. немецких мастеров).

После присоединения Новгорода к Москве новгородская архитектура быстро идет на сближение с общерусскими формами.

Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее усиле­ния при Иване Калите во второй четверти XIV в. Монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело целеустремленный государственный характер.

Каменные постройки этого времени (Успенский собор (1326-1327), цер­ковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329)) были возведены в Московском Кремле и, судя по описаниям, продолжали традиции белокаменного влади-миро-суздальского зодчества.

Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367). В 1485-1495 г. они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров, ведущую роль среди которых играл милан­ский инженер Пьетро Антонио Солари.

Перестраиваются и кремлевские соборы (Успенский (1475-1479, Ари­стотель Фиораванти), Архангельский (1505-1508, Алевиз Новый)). Итальян­ские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491, Мар­ко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505-1508, Бон Фрязин).

Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484-1486). Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж — подклет и окружены открытой галереей; по фа­саду и абсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.

Не менее выдающимся памятником, в котором развиты достижения рус­ского зодчества, является собор Покрова на рву (храм Василия Блаженно­го), сооруженный в 1555-1560 гг. в память взятия Казани на Красной пло­щади русскими мастерами Бармой и Постником.

В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное каменное строительство несколько ослабло, но в 80-90-х гг. вновь широко развернулось. Для руководства государственным строи­тельством в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.

Живопись. Феофан Грек.

Андрей Рублев. Дионисий.

В живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерус­скую. Идет не только переосмысление местных особенностей, но и ориен­тация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами.

Главными жанрами живописи остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранний из сохранившихся образец фресковой живописи этого периода — росписи собора Снетогорского монастыря в Пскове, исполнен­ные в 1313 г. Более поздние росписи — в Новгороде — связаны с деятель­ностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х гг. XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спа­са Преображения на Ильине улице (1378 г.). В Москве Ф. Грек работал, очевидно, с 1395 г. Для его изобразительной манеры характерна повышен­ная экспрессия и драматизм.

Совершенно иная манера письма и, очевидно, иное восприятие религи­озных канонов было характерно для Андрея Рублева.

Первое летописное известие о деятельности Андрея Рублева относится к 1405 г. Известно же о нем очень мало — считается, что родился он в 60-х годах XIV в., умер около 1430 г.; был иноком Андроникова монастыря, близко связан­ного с Троице-Сергиевой обителью, и в 1405 г. работал совместно с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора. Несмотря на несомненное влияние византийского авторитета, Рублев сохранил свою манеру письма (современники говорили, что фрески Рублева «дымом писаны»). В 1408 г. Рублев вместе с Да­ниилом Черным выполняет росписи Успенского собора во Владимире, а также иконостас для этого собора. Наибольшую известность приобрела икона, выпол­ненная в 1411 (или 1420 г.) для Троицкого монастыря — «Троица».

Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстает творчест­во Мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. В его творчестве, как и у Андрея Рублева, проявляет себя античная традиция.

В конце XV — начале XVI в. складывается Иконописная школа Диони­сия. В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но также работал в мо­настырях. Ранний период творчества мастера (60-70-е гг.) проходил в Паф-нутьево-Боровском монастыре, но из многочисленных работ, созданных в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Вместе с ним работали мастера Тимофей, Ярец и Коня. В конце 80-х — начале 90-х гг. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. К этому времени (1482) относится ико­на «Богоматерь Одигитрия». В 1502-1503 гг. Дионисий совместно с сыновь­ями Владимиром и Феодосией работают над росписью собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.

После постановления Стоглавого собора 1551 г. иконопись была регла­ментирована; начинается организация мастерских для обучения иконопис­цев каноническому письму. В иконописи соседствуют официальная «году-новская» школа и «строгановская» (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Федор и Истома Савины, Прокопий Чирин).

Значительное количество работ русских иконописцев выполнено в жан­ре книжной миниатюры. Между тем, наряду с традиционно рукописными книгами, появляются и печатные издания.

Наши рекомендации