Русская культура в xiv-xvi вв.
Особенности развития культуры в XIV— XVI вв.
Внутренним рубежом в развитии культуры этого периода явилась победа русских войск над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.), после которой начинается динамичный подъем, идет слияние местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. Следующим рубежом, во многом предопределившим развитие культуры второй половины XVI в., стал Стоглавый собор (1551 г.), регламентировавший образцы, которым надлежало следовать.
В 'XVI в. завершается формирование великорусской народности; проявляются светские элементы в культуре.
Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского кремля.
Вусловиях монголо-татарского нашествия каменное строительство на большей части территории Руси прекратилось. Главное значение приобретает деревянное зодчество. В подавляющем большинстве городские застройки представляли собой небольшие однокамерные срубы. Дома знати образовывали сложный комплекс срубов с различными типами крыш. Строили из дерева и церкви, причем это были не только высокие, но и многостенные сооружения со сложными системами пристроек. Некоторые иконы XIV-XV веков сохранили изображения подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил на Вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологически первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Одновременно с шатровым продолжает развиваться крестово-купольный храм.
Относительно благополучная обстановка сложилась в Новгороде, где традиции каменного строительства не прерываются, однако и здесь на рубеже XIII-XIV вв. строятся небольшие по объему, одноглавые церкви (Спаса на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Страти-лата на Ручье (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) и др.) Развивается техника строительства — наряду с традиционными известняковыми плитами применяется кирпич квадратной или брусковой формы. При-, глашаются иностранные мастера (в частности, новгородский архиепископ Ефимий пригласил в 30-40-е гг. XV в. немецких мастеров).
После присоединения Новгорода к Москве новгородская архитектура быстро идет на сближение с общерусскими формами.
Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее усиления при Иване Калите во второй четверти XIV в. Монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело целеустремленный государственный характер.
Каменные постройки этого времени (Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329)) были возведены в Московском Кремле и, судя по описаниям, продолжали традиции белокаменного влади-миро-суздальского зодчества.
Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367). В 1485-1495 г. они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров, ведущую роль среди которых играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.
Перестраиваются и кремлевские соборы (Успенский (1475-1479, Аристотель Фиораванти), Архангельский (1505-1508, Алевиз Новый)). Итальянские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491, Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505-1508, Бон Фрязин).
Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484-1486). Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж — подклет и окружены открытой галереей; по фасаду и абсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.
Не менее выдающимся памятником, в котором развиты достижения русского зодчества, является собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного), сооруженный в 1555-1560 гг. в память взятия Казани на Красной площади русскими мастерами Бармой и Постником.
В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное каменное строительство несколько ослабло, но в 80-90-х гг. вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительством в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.
Живопись. Феофан Грек.
Андрей Рублев. Дионисий.
В живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую. Идет не только переосмысление местных особенностей, но и ориентация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами.
Главными жанрами живописи остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранний из сохранившихся образец фресковой живописи этого периода — росписи собора Снетогорского монастыря в Пскове, исполненные в 1313 г. Более поздние росписи — в Новгороде — связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х гг. XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). В Москве Ф. Грек работал, очевидно, с 1395 г. Для его изобразительной манеры характерна повышенная экспрессия и драматизм.
Совершенно иная манера письма и, очевидно, иное восприятие религиозных канонов было характерно для Андрея Рублева.
Первое летописное известие о деятельности Андрея Рублева относится к 1405 г. Известно же о нем очень мало — считается, что родился он в 60-х годах XIV в., умер около 1430 г.; был иноком Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью, и в 1405 г. работал совместно с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора. Несмотря на несомненное влияние византийского авторитета, Рублев сохранил свою манеру письма (современники говорили, что фрески Рублева «дымом писаны»). В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным выполняет росписи Успенского собора во Владимире, а также иконостас для этого собора. Наибольшую известность приобрела икона, выполненная в 1411 (или 1420 г.) для Троицкого монастыря — «Троица».
Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстает творчество Мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. В его творчестве, как и у Андрея Рублева, проявляет себя античная традиция.
В конце XV — начале XVI в. складывается Иконописная школа Дионисия. В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но также работал в монастырях. Ранний период творчества мастера (60-70-е гг.) проходил в Паф-нутьево-Боровском монастыре, но из многочисленных работ, созданных в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Вместе с ним работали мастера Тимофей, Ярец и Коня. В конце 80-х — начале 90-х гг. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. К этому времени (1482) относится икона «Богоматерь Одигитрия». В 1502-1503 гг. Дионисий совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией работают над росписью собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.
После постановления Стоглавого собора 1551 г. иконопись была регламентирована; начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи соседствуют официальная «году-новская» школа и «строгановская» (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Федор и Истома Савины, Прокопий Чирин).
Значительное количество работ русских иконописцев выполнено в жанре книжной миниатюры. Между тем, наряду с традиционно рукописными книгами, появляются и печатные издания.