Ранние сведения о славянской культуре. Язычество.

Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследо­ваний этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из ино­странных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культу­ры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д.

Религией восточных славян было язычество — обожествление сил приро­ды. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклоня­лись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприноше­ниями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Оче­видно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в сла­вянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обна­ружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне.

В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перу­на) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклоне­ние другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой рели­гии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами раз­личных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионе­ра. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример ве­ликой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие.

Христианизация Руси.

В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православ­ное христианство[13].

Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византий­ский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь по­давить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Влади­мира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Вла­димир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в креще­нии назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митропо­лит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устро­иться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.

Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Нов­городе потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже по­пытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекрати­лись. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,

Троицын день и т.д. имеет связь с более древни­ми языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочи­ваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отра­жений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания.

Письменность. Просвещение.

Безусловно, роль принятия христианства в развитии русской культуры очень велика. В частности, некоторые убеждены, что письменность у восточ­ных славян появляется благодаря христианским миссионерам. До сих пор этот вопрос является дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках за­писать славянские слова греческими буквами; о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во II половине IX в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине Х в. относится и первая надпись кириллицей на найденном в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.

В 1951 г. в Новгороде обнаружены первые берестяные грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная грамота середины XI в. с азбукой, состоя­щей из 32 букв.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас боль­шинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу. Глаголица имела не­которое хождение для тайнописи, но довольно быстро вышла из обращения.

Литература.

С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и принадлежащих русским авторам.

В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со зна­чительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благодаря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом религиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде сборников отдельных пропо­ведей. До нас дошло, например, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородско­го посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо рели­гиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси поч­ти не переводили современных византийских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства. Появляются и собственные богословские со­чинения (например, «Исповедание веры» митрополита Иллариона (1051), «Стя-зание с латиной» митрополита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.). Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только

расхождением между Римом и Константинополем, но и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинополя. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признанные ортодок­сальной церковью произведения, трактующие отдельные библейские и еван­гельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богородицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в дру­гих древнерусских произведениях.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево-Пеаерского монастыря).

В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.)

Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяют­ся достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, напри­мер, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».

В I половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли со­бой погодное изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположитель­но первый подробный летописный свод был начат при Владимире I в 996 г., однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Не­стором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, «Ипатьев­ская» (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Ко­стромой) и «Лаврентьевская» (названная в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи.

Наши рекомендации