Ранние сведения о славянской культуре. Язычество.
Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследований этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из иностранных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д.
Религией восточных славян было язычество — обожествление сил природы. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Очевидно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в славянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне.
В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перуна) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклонение другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой религии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами различных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионера. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример великой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие.
Христианизация Руси.
В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство[13].
Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь подавить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Владимир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в крещении назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митрополит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устроиться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.
Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Новгороде потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже попытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,
Троицын день и т.д. имеет связь с более древними языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочиваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отражений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания.
Письменность. Просвещение.
Безусловно, роль принятия христианства в развитии русской культуры очень велика. В частности, некоторые убеждены, что письменность у восточных славян появляется благодаря христианским миссионерам. До сих пор этот вопрос является дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках записать славянские слова греческими буквами; о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во II половине IX в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине Х в. относится и первая надпись кириллицей на найденном в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.
В 1951 г. в Новгороде обнаружены первые берестяные грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная грамота середины XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв.
Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу. Глаголица имела некоторое хождение для тайнописи, но довольно быстро вышла из обращения.
Литература.
С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и принадлежащих русским авторам.
В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со значительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благодаря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом религиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде сборников отдельных проповедей. До нас дошло, например, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо религиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси почти не переводили современных византийских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства. Появляются и собственные богословские сочинения (например, «Исповедание веры» митрополита Иллариона (1051), «Стя-зание с латиной» митрополита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.). Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только
расхождением между Римом и Константинополем, но и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинополя. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признанные ортодоксальной церковью произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богородицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в других древнерусских произведениях.
Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево-Пеаерского монастыря).
В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.)
Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяются достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, например, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».
В I половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли собой погодное изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире I в 996 г., однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (названная в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи.