Новгородская боярская республика

К Новгороду примыкали обширные «пригороды»: Псков, Ладога, Старая Руса, Великие Луки, Юрьев, Торжок, Бежичи и др.

С XI в. началась новгородская колонизация Карелии, Подвинья, Прионежья.

Несмотря на преобладание в Новгороде торгово-ремесленного населения, основу экономики составляло сельское хозяйство и связанные с ним промыслы.

Возвышению города способствовало выгодное географическое положе­ние: город не испытал набегов кочевников и находился на перекрестке тор­говых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее с Восто­ком и Византией.

Феодальные республики — особый тип субъектов феодальной раздроб­ленности. Их было всего две — Новгородская и Псковская[9].

С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на пре­стол. Кроме «призвания варягов», в 970 г. новгородцы прислали к Святославу «просяша князя себе». С 1136 года, когда новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича (с этого времени в Новгороде установлена боярская республика), князя стали приглашать на условиях «ряда», который запрещал подвергать нов­городских «мужей» репрессиям без вины, вмешиваться во внутренние дела го­родского управления, сменять должностных лиц, приобретать собственность в Новгородских «волостях» и даже селиться в самом городе.

Функции князя в Новгороде со временем изменялись:

• князь являлся военачальником;

• княжеская дружина поддерживала порядок в городе;

• князь был владетелем домена, адресатом той дани, которая поступала Новгороду;

• символизировал связь Новгорода и остальной Руси.

Высшим органом законодательной и судебной власти в Новгороде счи­тается вече. Первое упоминание о созыве новгородского веча относится к 1016 г. На вече принимались все законы, а также заключались договоры как с другими русскими землями, так и с иностранными государствами, обсуж­дались вопросы войны и мира, кандидатуры князей и посадников, а также тысяцких, архиепископов и архимандритов; в распоряжении веча находи­лись финансы и земельный фонд. Собиралось вече на Ярославовом двори­ще и в Детинце у Софийского собора. Кроме общегородского, были кон-чанские веча (5 по количеству концов) и уличанские веча.

По поводу того, кто были участниками веча, существуют различные мнения. Так, В.Л. Янин полагает, что вече состояло из новгородских бояр и зажиточной верхушки купечества (фактически власть находилась в руках 300 «золотых поясов»). По мнению В.Б. Кобрина, участниками веча были владельцы усадеб (около 500 человек). Безусловно, участниками веча могли быть совершеннолетние, лично свободные мужчины, владеющие недвижи­мостью в Новгороде.

Главой правительства в Новгородской республике считался посадник.

Первоначально посадником назывался наместник Великого князя в Нов­городе. В начале XII в. посадника стали выбирать на вече. Фактически в по­садники избирались представители 4 главных боярских родов. Посадников избирали на ограниченный срок.

В 1354 г. Онцифор Лукинич провел реформу, в результате которой вме­сто одного посадника вводилось 6, правивших пожизненно («старые» по­садники), из среды которых ежегодно избирался «степенный». Реформой 1416-1417 г. число посадников увеличивалось втрое, а «степенные» посад­ники стали избираться на полгода.

В компетенции посадника находились вопросы городского устройства, суд, заключение соглашений с князем, участие в военных походах, дипло­матические переговоры.

С 1156 г. новогородским вечем стал избираться и архиепископ[10]. После избрания на вече, архиепископ утверждался митрополитом. Кроме главен­ства над церковью, он был своего рода посредником между князем и посад­ником, скреплял своей печатью международные соглашения, контролиро-'вал эталон мер и весов. Должность была пожизненной, но были случаи смещения (1228 г. — Арсений).

С рубежа ХИ-ХШ вв. избирался вечем и архимандрит. Местом его по­стоянного пребывания был Юрьевский монастырь. Архимандрит возглав­лял все черное духовенство (т.е. монахов) и на деле был независим от архи­епископа.

Еще одна важная должность в аппарате управления Новгородской рес­публикой — тысяцкий. Он осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами, а также командовал городским ополчением. С конца XII в. должность выборная. Первоначально избирался из небогатого населения. Во второй половине XIV в. стал изби­раться из бояр (обычно на год). В его подчинении состояли сотские (10 со­тен), которые собирали подати.

Подводя итог, необходимо отметить следующее.

Феодальная раздробленность — закономерный этап развития государст­ва, новая форма организации государственности в условиях дальнейшего развития феодального способа производства.

На рубеже XIII-XIV вв. создалась особая политическая система Великого княжения Владимирского. Великий князь Владимирский стоял во главе фео­дальной иерархии. Власть его была во многом номинальной, функции не впол­не обозначены. Ниже стояли «великие» князья остальных княжеств, затем — удельные князья, а затем — бояре и служилые князья, и, наконец, — дворяне, дети боярские и т.д. Постепенно складывается система вассальной зависимости одних категорий феодалов от других. Расширяется феодальный иммунитет — в отдельных землях появляются свои законы, право чеканки собственной моне­ты, большая свобода поземельных сделок. Расцвет феодального иммунитета в период феодальной раздробленности был одним из выражений разделения по­литической власти между всеми членами господствующего класса.

Формы власти, возникшие в различных субъектах раздробленного госу­дарства, существенно различались между собой, и в то же время имели не­которые общие черты.

В тех местах, где княжеская власть укрепилась, определенную роль в управлении продолжали играть вечевые собрания. В некоторых субъектах княжеская власть оставалась слабой и, укрепляясь временами, все же не могла победить боярского сепаратизма. Здесь вечевые собрания играли го­раздо большую роль, и чаще всего выражали устремления именно боярства. В Новгороде и Пскове решающую роль в управлении играло боярство и ве­че было высшим органом власти. В то же время, некоторые функции власти оставались у «приглашенного» князя. Общей чертой для всех субъектов была нестабильность власти, частая смена правителей, объяснявшаяся не только ожесточенным противостоянием князей и бояр, но и непрерывной борьбой между отдельными княжескими родами.

При этом о полном суверенитете государства в этот период говорить не приходится. После смерти Александра Невского в 1263 г. князья, боров­шиеся за власть, стали использовать как главный аргумент «суд хана», до­носили друг на друга в Орду, использовали ордынскую рать для взаимной борьбы. Кроме того, сами ордынские ханы, хорошо осведомленные о меж­дукняжеских распрях, искусно разжигали их, например, выдавая ярлык на одно и то же княжение соперникам, убивали, натравливали князей друг на друга. Кроме того, военные экспедиции монголов в русские земли не пре­кращались — только за последнюю четверть XIII в. было совершено 14 крупных вторжений. В результате были опустошены земледельческие цен­тры, разорены города, многие из которых уже не возродились.

В период феодальной раздробленности невозможно говорить о единой внутренней или внешней политике государства. Даже перед лицом монго­ло-татарского нашествия князьям не удалось сплотиться между собой.

Феодальная раздробленность способствовала складыванию местного законодательства. Фактически, «Русская Правда» действовала без особен­ных изменений только на территории Владимиро-Суздальского княжества. В Киевском княжестве, помимо «Русской правды», действовали церковные Уставы князей Владимира и Ярослава, а также княжеские грамоты и уставы, регулировавшие

отдельные правовые вопросы. Также и в Галицко-Волынском княжестве — наиболее известны грамота Ивана Берладника, Рукописания князя Владимира Васильковича, уставная грамота Мстислава Смоленского и т.д.

В Новгороде судебные функции имели и князь с посадником, и вече, и тысяцкий. Некоторые судебные дела рассматривались старостами и сотски­ми и т.д. Имелся отдельный суд архиепископа, но судебными полномочия­ми обладали и монастыри, и церкви. Известно довольно большое количест­во грамот, определявших права монастырей, статус новгородских церквей, правила торговли и т.д. Наибольшую известность получила Новгородская судная грамота, составленная, очевидно, в XV в. Сложилось отдельное за­конодательство и в Пскове (Псковская судная грамота XV в.).

Феодальная раздробленность способствовала не только формированию регионального законодательства, но и складыванию самостоятельных мо­нетных систем в отдельных землях, и значительному разнообразию в нало­говой системе отдельных земель. Своеобразным шагом к формированию единой фискальной политики стала перепись, проведенная сначала в Нов­городе, а затем и в других русских землях, в связи с обложением данью в пользу Орды. Тем не менее, различие денежных единиц существовало, фак­тически, до середины XVI века.

БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Наши рекомендации