Макроэкономические методы оптимизации дефицита бюджета

Важным элементом стратегии макроэкономического управления является уменьшение размера бюджетного дефицита. Современна

Современная экономическая мысль предлагает много концепций бюджетного дефицита, с помощью которых определяется эффективность фискальной политики и ее влияние на экономическую систему. Важнейшими из них являются:

общий дефицит бюджета, который называют также "фактическим" или "кассовому", образуется государственными расходами, которые превышают государственные доходы и субсидии внешний дефицит равен внешним расходам государства за исключением государственных поступлений от внешних источников внутренний дефицит - это общий дефицит "минус" внешний дефицит операционный дефицит определяется как общий дефицит за вычетом инфляционной части процентных платежей первичный дефицит представляет собой разницу между величиной общего дефицита и суммой всех процентных платежей текущий бюджетный дефицит (излишек) образуется текущим государственными доходами за исключением текущих расходов. Для финансирования дефицита бюджета используются как инфляционные, так и не инфляционные источника [13, 310].

-не инфляционной источники содержат в себе:

-внутренние и внешние займы на финансовых рынках: кредиты коммерческих банков, иностранных правительств и международных организаций; продажа государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и домохозяйствам трансферты - финансирование в виде безвозмездной помощи [13, 311].

Уменьшить дефицит бюджета правительство может и путем накопления задолженности - просрочки платежей по долгам или купленные товары, а также за счет повышения налогов. Эти меры имеют не инфляционный характер.

Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате

Таким образом, поскольку бюджет является важным инструментом регулирования социально-экономических процессов в государстве, то его состояние определяет финансовое состояние государства и в значительной мере уровень общего благосостояния в целом. Состояние бюджета может характеризоваться тремя показателями: балансом доходов и расходов, превышением доходов над расходами (профицитом) или, Наоборот, расходов над его доходами, то есть бюджетным дефицитом.

Нормальным явлением является сбалансированность доходов и расходов. Превышение доходов над расходами означает экономическую и финансовых стабильность в государстве. Сложным явлением является бюджетными дефицит, который присущ бюджетам большинства стран мира, в том числе и высокоразвитых.

в большинстве стран мира дефицит бюджета составляет от 2 до 15 процентов валового национального продукта при среднемировой его величине 4,5 процента. Наблюдается тен-денция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемирового измерении в размере 3-5 процентов. Следует заметить, что размер бюджетными дефицита, превышающего 3 процента валового на-ционального продукта, приводит к снижению инвестиционной активности, развития инфляции [6, 89].

Существуют глубинные, общие, причины бюджетного дефицита, то присущие любой стране, в которой расходы бюджета пре-вышают доходы, и конкретные, особые причины, которые имеют место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицы-ю в Украине спад производства, снижение эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.

Конкретными особенностями развития экономики Украины, обусловливающие дефицит бюджета, являются:

-структурная разбалансированность экономики и несвоевременное й неэффективное проведение структурных преобразований сохранения значительного количества нерентабельных государственных предприятий, получающих дотации неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования значительный объем теневой экономической деятельности неподходящая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств потери, разбазаривание продукции, кражи, приписки и т.д.., не стало объектом эффективного государственно-го финансового контроля [6, 90].

Бюджетный дефицит отрицательно влияет на экономику, в частности стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его отрицательных ни социальные последствия. Однако в научной литературе встречаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь положительное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, так как не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В тех странах, где хорошо развит рынок госу-дарственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде,

но его наличие обязательно будет влиять на хо-ке жизни в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Если фактический дефицит является внешним проявлением разбалансированности доходной и расходной частей бюджета, то структурные и циклический дефициты являются его внутренними составляющими, Фактический дефицит отражает доходы, расходы бюджет и дефицит за определенный период. Структурный дефицит - это дефицит в условиях полной или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Циклический дефицит - это следствие не поступления бюджетных доходов вследствие циклических ко-колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом.

По критерию влияния на экономику бюджетный дефицит подводится на активный и пассивный. Активный бюджетный дефицит являются следствием сознательного увеличения государственных расходов ,вызывает невозможность сбалансировать бюджет.

Различие между структурным и активным дефицитом заключается в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклично колебаний Итак, активный дефицит своим импульсивным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит бюджета обусловлено экономической ко-ньюнктурою как первопричиной накопления запланированного объема бюджетных ресурсов. Таким образом, пассивный дефицит можно отождествить с циклическим бюджетным дефицитом. Существование бюджетного дефицита требует постоянного пои-ку путей его преодоления и в идеале сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные меры государства в этом направлении могут быть различными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо [6, 91]:

1) усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2) усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в частности личную имущественную и уголовную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными бюджет-фондами

3) усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения

4) обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства

5) ввести жесткий режим экономии бюджетных средств

6) перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования

7) ввести научно обоснованную систему предсказания показателей, которые берутся за основу формирования доходов и вьющих бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности.

Заключение

Итак, дефицит бюджета - это сумма, на которую уровень расходов бюджета превышает уровень поступлений. Его покрывают путем образования государственного долга, а также в определенной степени с помощью других средств. Государственный долг состоит из средств, одолженных правительством для покрытия бюджетного дефицита, за исключением тех, что используются на возвращение долга. Если сумма поступлений больше избытком бюджета. Средства, образующие положительное сальдо, используют для уменьшения долга или для удовлетворения других потребностей. Итак, бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Это показатель негативных явлений в экономике, обусловливающие инфляцию денежной единицы. Причинами возникновения дефицита являются: спад производства, снижение эффективности функционирования отдельных отраслей; несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения, большие военные расходы, другие объективные и субъективные факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

Значительный уровень дефицита государственного бюджета и невзвешенная политика предоставления государственных гарантий субъектам хозяйствования по внешним заимствованиям стали основными факторами накопления и роста долговых обязательств государства и расходов на обслуживание долга. Эти факторы привели к возникновению долговой проблемы в бюджетно-финансовой системе Украины, а отсюда обязательства государства по погашению основной суммы государственного долга и его обслуживания и оставаться ключевой проблемой бюджетной политики на следующие несколько лет. В частности, наибольшие выплаты по погашению заимствований государства приходятся на 2003-2006 годы.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга в свою очередь требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит.

На объем бюджетного дефицита отражаются все изменения в величине государственного долга, в том числе обусловленные влиянием инфляции. Поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась в реальных, а не только в номинальных величинах.

Использование государственного кредита способствует решению текущих финансовых проблем государства, но значительные объемы его приводят к значительным размерам государственного долга, поэтому в последние годы в зарубежных государствах и в Украине наблюдается тенденция к уменьшению государственных заимствований.

Значительные объемы государственного долга, особенно внешнего, вызывают экономическую и политическую зависимость государства от своих кредиторов.

Наши рекомендации