Виды правовых актов управления
Виды правовых актов управления | |
По юридическим свойствам | |
Нормативные | Издаются с целью регулирования однотипных управленческих общественных отношений, рассчитаны на длительное и многократное применение и не имеют конкретного адресата (например, Водным кодексом РФ предусматривается, что Правительство РФ устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов), регламентируют различного рода социально-экономические программы (например, программы приватизации). |
Индивидуальные | Рассчитаны на разовое их применение к одному конкретному случаю (например, индивидуальным актом является постановление судьи о наложении административного взыскания на конкретное лицо, акт о назначении на должность или об освобождении от должности). Индивидуальные акты по своему юридическому содержанию являются распорядительными правовыми актами. |
Смешанные | Сочетают нормы нормативного и индивидуального характера (например, решение об образовании органа исполнительной власти, в котором одновременно устанавливается организационно-правовой статус этого органа и назначается его руководитель). |
По действию на территории | |
На всей территории Российской Федерации | Это относится к указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. |
На территории отдельных субъектов | Распространяют свою юридическую силу на определенной территории в пределах Российской Федерации (например, постановления администрации края, области). |
На территории нескольких государств | В соответствии с двухсторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми суверенными государствами — участниками Содружества Независимых Государств, а также за пределами Российской Федерации (например, это нормы, регламентирующие деятельность различных организаций, находящихся в зарубежных странах). |
По действию во времени | |
Ограниченные сроком действия | Устанавливается определенный срок действия нормы, либо она действует до прекращения событий, которыми была вызвана необходимость принятия данной нормы. |
Не ограниченные сроком действия | Не имеют определенного срока действия, т.е. действуют до того момента, когда другим правовым актом будут отменены. |
По наименованию в зависимости от принявшего его органа9 | |
Указы и распоряжения Президента РФ | Распространяют свое действие в соответствии с полномочиями Президента РФ и законодательством Российской Федерации, оформляют также решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, и многое другое. |
Постановления и распоряжения Правительства РФ | Регулируют общественные отношения в пределах юридической силы. |
Постановления, издающиеся федеральными органами исполнительной власти | Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, имеющие обязательную силу для всех подразделений соответствующей системы. |
Распоряжения высшего должностного лица субъекта Федерации | Регулируют отношения, возникающие в пределах его компетенции и регулирующие общественные отношения в пределах территории субъекта Федерации. |
По способу охраны от нарушений10 | |
Административной ответственности | Назначают меры наказания, предусмотренные за конкретные составы административных правонарушений. |
Дисциплинарной ответственности | Определяют меры наказания за определенный дисциплинарный проступок. |
В зависимости от порядка принятия11 | |
Единоличные | Принимаются в единоличном порядке. |
Коллегиальные | Принимаются простым или квалифицированным большинством в соответствии с нормами, регулирующими эти юридические отношения. |
По характеру компетенции12 | |
Акты надотраслевого общего управления | Распространяются на отношения, возникающие во всех отраслях общественных отношений. |
Акты отраслевого управления | Регулируют отношения, складывающиеся в определенной отрасли общественных отношений. |
Акты межотраслевого управления | Регулируют отношения, складывающиеся в нескольких смежных отраслях общественных отношений. |
Схема 4. Виды правовых актов управления
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования, предъявляемые к правовым актам управления | |
Требования к законности правовых актов управления | |
Прежде всего акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства. Акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления. Акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления. | |
Требования к подготовке, изданию и действию правовых актов управления | |
Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако есть нормы, посвященные и индивидуальным актам. | |
Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве связаны прежде всего со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. | |
Требования к содержанию и форме нормативно-правовых актов управления | |
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. | |
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
| |
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату, а также отвечать требованиям юридической техники. | |
Отмена актов государственного управления | |
Основания для отмены акта государственного управления |
|
Решение об отмене акта государственного управления принимается |
|