Основы административно-правового статуса общественных объединений

Основы административно-правового статуса общественных объединений
Содержание административно-правового статуса общественных объединений
Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс прав и обязанностей, которые реализуются во взаимодействии с органами государственной власти в рамках административно-правовых отношений.
Административная правоспособность общественных объединений закрепляется в уставах, а также в упомянутом выше законодательстве Российской Федерации и в других нормативных правовых актах.
Принципы деятельности общественных объединений
  • добровольность;
  • равноправие;
  • самоуправление;
  • законность;
  • гласность и общедоступность;
  • свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;
  • недопустимость вмешательства в деятельность общественных объединений органов государственной власти (их должностных лиц), равно как и наоборот, недопустимость вмешательства общественных объединений в деятельность органов государственной власти (их должностных лиц), за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Государственное регулирование деятельности общественных объединений
В принимаемых государственными органами законодательных актах определяется правовой статус общественных объединений — устанавливаются требования к содержанию устава общественных объединений, регулируются вопросы, касающиеся предоставления им налоговых и иных льгот, осуществляется их регистрация.
Государство осуществляет контроль над деятельностью общественных объединений. Так, финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, своевременную уплату налогов и т.д.; органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением ими законов.
Основные права общественных объединений
  • участие в формировании органов государственной власти;
  • участие в выработке решений, принимаемых органами государственной власти;
  • представление и защита законных интересов своих членов в государственных и общественных органах и т.д.

Профессиональные союзы

Профессиональные союзы
Понятие
Профессиональный союз — это организация граждан Российской Федерации, имеющая своей целью защиту трудовых и социальных прав своих членов.
Правовая основа деятельности
Статус профессиональных союзов закреплен Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Право граждан на организацию профессиональных союзов
Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Основные права профсоюзов
  • принимать участие в разработке государственных программ занятости населения;
  • предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов;
  • осуществлять контроль в области соблюдения трудового законодательства;
  • принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров, в рассмотрении трудовых споров;
  • участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д.
Гарантии профсоюзной деятельности
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им. Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается вмешиваться в деятельность профсоюзов, ограничивать их права. Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами. Профсоюзы вправе учреждать банки, фонды солидарности, страховые фонды, культурно-просветительные фонды и другие, которые соответствуют целям профсоюзов.
Работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Перевод на другую работу по инициативе работодателя невозможен без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Государственная регистрация профсоюза
Правоспособность профсоюза, объединения, ассоциации профсоюзов и других профсоюзных организаций как юридического лица возникает с момента их государственной регистрации.
Незарегистрированные профсоюзы не приобретают права юридического лица.
Первичная профсоюзная организация
Добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Территориальная организация профсоюза
Добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Федерации, либо на территории города или района.
Общероссийский профсоюз
Представляет собой добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Политические партии





Политические партии
Понятие
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Требования, которым должна отвечать политическая партия (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 20 декабря 2004 г.)
Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. При этом в субъекте федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов. Более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Цели
  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Принципы деятельности политических партий
  • добровольность;
  • равноправие;
  • самоуправление;
  • законность;
  • гласность.

Религиозные объединения

Религиозные объединения
Понятие
Религиозным является добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное с целью совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозного объединения
  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Формы религиозных объединений
Религиозные группы
Добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Они освобождены от обязанности иметь устав, что, однако, не исключает наличие такового в соответствии с внутренними установлениями группы.
Религиозные организации
Добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы своей деятельности Религиозные организации подразделяются на:
Местные религиозные организации
Религиозные организации, состоящие не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованные религиозные организации
Религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Принципы отделения религиозных объединений от государства и взаимного невмешательства в дела друг друга
  • невмешательство государства в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • невозложение государством на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • невмешательство государства в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • регулирование государством налоговых и иных льгот, оказание финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;
  • создание и осуществление деятельности религиозных объединений в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбор, назначение и замена своего персонала согласно своим собственным установлениям;
  • невыполнение религиозным объединением функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • неучастие религиозного объединения в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • неучастие религиозного объединения в деятельности политических партий и политических движений, неоказание им материальной и иной помощи.

1 То есть формы общественных объединений> отражающие их специфический статус, особенности порядка создания, цели и задачи деятельности, организационное строение.

Наши рекомендации