Органы местного самоуправления: понятие и виды

Органы местного самоуправления: понятие и виды
Система органов местного самоуправления
Совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
1. Представительный орган местного самоуправления
Понятие
Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Состав и порядок формирования
Состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Численность
Определяется уставом муниципального образования4. Представительные органы в районах республики, области (края), в городах республиканского, областного (краевого) значения могут именоваться районными (городскими) собраниями, земскими собраниями, думами и др.; в поселке, сельсовете — советом и т.д.5
Порядок деятельности и компетенция
Работает на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации). Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу развития территорий, принимает положения (уставы) о местном самоуправлении, осуществляет контроль над деятельностью главы администрации.
Порядок роспуска
Распускается законом субъекта Федерации либо федеральным законом. Если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления (или отдельные его положения) остается не отмененным, а представительный орган власти субъекта Федерации письменное предупреждение не выносит, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления6.
2. Исполнительный орган местного самоуправления
Состав и порядок формирования
Формируется представительным органом местного самоуправления и подотчетен ему, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования.
Порядок деятельности и компетенция
Подотчетен соответствующему представительному органу местного самоуправления и формируется ее главой, который возглавляет администрацию на принципах единоначалия.
3. Глава местного самоуправления (муниципального образования)
Понятие
Выборное должностное лицо, организующее деятельность органа местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Порядок избрания
Избирается сроком на четыре года гражданами, проживающими на территории муниципального образования, и наделяется компетенцией в соответствии с уставом, непосредственно подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.
Компетенция
Возглавляет представительный орган и местную администрацию, формирует исполнительные органы, руководит работой представительного органа, осуществляет непосредственно или через администрацию исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления.
Порядок отрешения от должности
Может быть отрешен от своей должности из-за бездействия по отношению к отмене принятого им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные его положения признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта Федерации или уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда.
В этом случае он обязан:
  • в установленные законом сроки отменить неконституционный акт (или отдельные его положения)7;
  • опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения в силу.

1 Основы местного самоуправления — это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов. Основы местного самоуправления подчиняют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитие законы и нормативные правовые акты.





2 Конституционно-правовые основы — это основополагающие принципы, закрепляющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

3 Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов Федерации (п. «н» ст. 72 Конституции РФ).

4 Заседания правомочны при участии не менее двух третей от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

5 В некоторых субъектах Федерации в сельсоветах с численностью от 1 до 2 тыс. человек функции представительного органа местного самоуправления может осуществлять собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемых населением.

6 Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.

7 Если глава муниципального образования не отменяет акт, закон обязывает высшее должностное лицо субъекта Федерации письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебное решение об отмене акта, он подлежит отрешению от должности.

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Понятие и виды организаций

Понятие и виды организаций
Организация
Понятие
Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Органы управления
  • единоличные (руководитель, директор, ректор);
  • коллегиальные (совет директоров, правление);
  • временные (временный управляющий).
Основы деятельности
  • во внешних административно-правовых отношениях с органами исполнительной власти организации действуют как объекты управления;
  • нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в нормах различных отраслей права (например, в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. и доп.) и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.).
Руководитель
Статус руководителей определяется локальными нормами (задачи, функции, права, обязанности и виды ответственности органов управления (администрации) определяются в положениях об этих организациях, в них устанавливаются также различные виды поощрений работников).
Виды организаций
По целям деятельности
Коммерческие
  • организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
  • коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Некоммерческие
  • не стремятся к извлечению прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяют полученную прибыль между ее участниками;
  • образуются в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов и др. формах;
  • могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствуют целям.
По роду деятельности
Предприятие Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие может создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными собственниками имущества. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основании учредительных документов. Предприятие может создаваться в таких организационно-правовых формах, как полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Учреждение Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций, осуществляющая управленческие функции.
По видам собственности
Государственные Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Негосударственные Действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
     

Органы местного самоуправления: понятие и виды - student2.ru

Схема 3. Виды организаций

2. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Административно-правовой статус предприятий и учреждений
Государственные предприятия
Роль государственных органов в деятельности государственного предприятия
  • определяют цели деятельности предприятий;
  • занимаются вопросами размещения, утверждают устав;
  • управляют предприятием;
  • назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятия;
  • осуществляют контроль и надзор над их деятельностью;
  • занимаются реорганизацией и ликвидацией государственных предприятий.
Виды
Основанные на праве хозяйственного ведения
  • вправе самостоятельно планировать свою деятельность и перспективы развития, заключать хозяйственные договоры, устанавливать цены и тарифы на работу и услуги, которые они выполняют;
  • несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и могут быть признаны банкротами в случае невыполнения своих обязательств по расчетам.
Основанные на праве оперативного управления
  • находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в данной отрасли управления;
  • деятельность осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия;
  • распоряжение имуществом предприятие осуществляет только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство им;
  • положение о ликвидации из-за несостоятельности на указанные предприятия не распространяется.
Негосударственные предприятия
Управление
Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством Российской Федерации (в общих чертах) и уставом предприятия. Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению непосредственно либо через назначаемые им же органы.
Руководитель
  • действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается его имуществом, заключает договоры, утверждает штат, издает приказы;
  • осуществляет свою деятельность на основании заключенного с ним договора, в котором предусматриваются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.
Муниципальные предприятия и учреждения
Роль государственных органов в деятельности муниципальных предприятий и учреждений
  • осуществляют государственную регистрацию предприятий и учреждений;
  • контролируют соблюдение предприятиями и учреждениями законодательства Российской Федерации и вправе применять к нарушителям меры воздействия;
  • выдают лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
  • запрашивают необходимую информацию о бухгалтерской деятельности, статистической отчетности.
Роль органов местного самоуправления в деятельности муниципальных предприятий и учреждений
  • создают муниципальные предприятия и учреждения;
  • определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности, решают вопросы реорганизации и ликвидации;
  • решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений;
  • создают благоприятные условия для развития предпринимательства;
  • координируют деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.

Наши рекомендации