Потенциальная, принятая и реальная информация.

Журналистика как массово-информационная деятельность.

По моему, правильнее всего будет отвечать на это вопрос так. Сначала определиться с понятием деятельность, потом с понятиями информационной и массовой ее составляющих.

Итак, «действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются:

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, про­фессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граж­дан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов.

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики а так же определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж)- штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К)- используемые журналистами средствами массовой ин­формации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, про­граммы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов), предназначен­ные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). Они нехильственно влияют на деятельность СМИ[1].

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительностьпри этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.

РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обще­стве, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соот­ветствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

Кое-как определившись с деятельностью, переходим к понятию

Информация и ее виды.

Потенциальная, принятая и реальная информация.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Но текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации,поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

«Неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил те­левизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блоки­рует результативное функционирование всей системы Д-Ж-Т-А. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или о его прерывании. То, что достигает аудитории называется принятая информация.

Третий акт – это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не коли­чественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характе­ром и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроения» в сознании аудитории под воз­действием принятой информации есть реальная информация.

Поэто­му собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления[2].

Просто перейду к видам информации. Есть такая классическая типология (которую преподают детям в школе):

Виды информации:

  1. По способам восприятия:

- визуальная

- аудиальная.

- тактильная (это которая руками).

- обонятельная.

- вкусовая.

2. По форме представления:

- текстовая.

- числовая.

- графическая.

- звуковая.

3. По общественному значению:

- Массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая).

- Специальная (научная, производственная, техническая, управленческая) – то есть соответствующая профессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям).

- Индивидуально-личностная – включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, ч увства, интуицию, прогнозы и планы.

Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналис­тика аудитории.

Массовая информация.

В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле­дующий смысл:

• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, про­фессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;

• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспече­ние ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в раз­ных сферах жизни;

• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой ак­тивной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечелове­ческим суждениям нормам;

• доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), про­стота формы, способствующая легкому усвоению;

• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) ин­формации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;

• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, ра­бота на общественных началах и т.д.).

Наши рекомендации