I. экономика в международном праве 2 страница
--------------------------------
<42> Benedek. Die Rechtsordnung des GATT aus Sicht, 1990, 53. О принципе недискриминационности в ГАТТ см.: Stoll/Schorkopf. WTO, 2002, Rn 112ff.
<43> См. решения органов ВТО по разрешению споров, в которых было неоднократно установлено, что пересмотренное Постановление ЕС о рынке бананов не соответствует праву ВТО. Об этом см.: Cascante/Sander. Der Streit um die EG-Bananenmarktordnung, 1999. Позже США и ЕС пришли к соглашению (WT/DS27/58 v 2.7.2001).
18. Принцип недискриминации нашел свое выражение также в положениях о защите инвестиций <44>. Например. Абзац 3 ст. 2 Модельного договора (МД) для договоров ФРГ о поддержке инвестиций 1997 года содержит всеобъемлющий запрет на дискриминацию капиталовложений. С указанным принципом тесно связаны последующие статьи. В абз. 1 ст. 3 МД закреплен принцип национального режима; согласно этому принципу капиталовложениям инвесторов из государств-участников Договора должен предоставляться не менее благоприятный режим, чем капиталовложениям собственных инвесторов. Кроме того. Абзац 1 ст. 3 МД содержит положение о режиме наибольшего благоприятствования. Согласно этому положению договаривающаяся сторона обязана предоставлять капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны преференции, которые действуют в отношении капиталовложений инвесторов из третьих стран. Абз. 2 ст. 3 МД распространяет запрещение дискриминации на любую деятельность инвесторов, связанную с капиталовложениями. Однако исключением из этого правила являются преференции для государств - членов экономических союзов, например, ЕС (абз. 3 ст. 3 МД) <45>, а также преференции, предоставляемые на основании соглашений об избежании двойного налогообложения и других соглашений по налоговым вопросам (абз. 4 ст. 3 МД). При сравнении двусторонних соглашений прослеживаются различия в отношении действия принципа недискриминации на разных стадиях инвестиционного цикла. Например, различия в договорной практике, сложившейся в Европе и США, заключаются в том, что в соглашениях США принципы наибольшего благоприятствования и национального режима действуют уже на (процедурной) стадии разрешения инвестиции и, таким образом, обеспечивают право на разрешение инвестиции, тогда как европейские соглашения защищают инвестиции только при их соответствии национальному праву <46>. На практике также отмечены большие различия между соглашениями в отношении допустимых исключений из принципа недискриминации <47>.
--------------------------------
<44> См.: Dolzer (Fn 39) 296ff.
<45> См. абз. 96 и след.
<46> Многостороннее соглашение по инвестициям, которое обсуждалось на переговорах ОЭСР до 1998 г., но не было заключено, также содержало принципы национального режима и наибольшего благоприятствования в отношении разрешения инвестиций. Соглашение предоставляло иностранным инвесторам право на недискриминационное разрешение инвестиций, которое подлежало судебной защите. Большинство двусторонних договоров о защите инвестиций до сих пор обеспечивают возможность обращения в суд только после осуществления инвестиции. См. абз. 49 наст. разд.
<47> Canner. The Multilateral Agreement on Investment, Cornell Int'l LJ 31 (1998) 657 (661).
б) Принцип (режим) наибольшего благоприятствования
19. Важным проявлением запрещения дискриминации является принцип наибольшего благоприятствования. Он означает, что одно государство в случае применения своего права или административных мер предоставляет другому государству те же преференции, что и третьему государству в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, критерием выступает наиболее благоприятный режим, предоставляемый какому-либо государству <48>. Английский термин most-favoured-nation clause точно выражает его содержание. Принцип наибольшего благоприятствования обеспечивает право на защиту в случае, если в отношении инвесторов из одного государства действует менее благоприятный режим, чем в отношении инвесторов из государства с наиболее благоприятным режимом. Обязанность предоставления наибольшего благоприятствования, таким образом, только устанавливает стандарты для применения одинакового режима. Требование равного обращения можно вывести из этого положения только косвенно. Следовательно, государство, ссылающееся на принцип наибольшего благоприятствования, не может непосредственно требовать предоставленных третьим лицам (обширных) преференций; дополнительное первичное обязательство государства, применяющего режим, при этом не возникает <49>. Условие о режиме наибольшего благоприятствования содержится, в частности, в торговых соглашениях, но применяется и в других областях, например, в дипломатическом и консульском праве или в праве о статусе иностранцев. Сегодня режим наибольшего благоприятствования базируется на взаимном и безоговорочном исполнении <50>. Однако из этого правила исключаются преференции, связанные с образованием таможенных союзов и зон свободной торговли, а также с упрощением пограничного режима; кроме того, исключения распространяются на системы преференций, основанные на тесных национальных, культурных или экономических связях <51>.
--------------------------------
<48> Ustor. Most-Favoured-Nation Clause, EPIL III (1997) 468ff.
<49> Tietje (Fn 41) 195.
<50> О формах наибольшего благоприятствования см.: Kramer. Die , RIW 1989, 473 (474ff).
<51> Verdross/Simma. Universelles , 3. Aufl 1984, 485.
20. Важнейшая обязанность соблюдения принципа наибольшего благоприятствования в международном экономическом праве содержится в абз. 1 ст. I ГАТТ <52>. На основании Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации 1994 года механизм наибольшего благоприятствования был включен в новый торговый порядок предоставления услуг (абз. 1 ст. II; абз. 1 ст. XVI ГАТС) и в Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (предл. 1 ст. 4 ТРИПС). Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования стал частью основных положений всемирной экономической конституции <53>. Эти положения могут быть изменены только единогласно всеми государствами - членами ВТО (абз. 2 ст. X Соглашения о ВТО). Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования ГАТТ распространяется на все положения публичного права, связанные с экспортом и импортом товаров и в том числе с фискальными обременениями (налогами, таможенными пошлинами, сборами). В содержательном плане обязанность по применению принципа наибольшего благоприятствования заключается в том, что торговые преференции, предоставляемые одному государству в отношении определенных товаров, должны предоставляться и другим государствам (не обязательно государствам - участникам договора) в отношении аналогичных товаров, то есть к иностранным товарам должны применяться одинаковые требования. В целом принцип наибольшего благоприятствования, предусмотренный абз. 1 ст. I ГАТТ, имеет широкую сферу применения, однако на практике его реализация вызывает значительные проблемы, поскольку вновь и вновь возникает неясность в отношении предпосылок этой нормы.
--------------------------------
<52> Текст абз. 1 ст. 1 см. в примеч. 187.
<53> Langer. Grundlagen einer internationalen Wirtschaftsverfassung, 1995, 108.
21. Система соглашений ГАТТ/ВТО также содержит многочисленные положения об исключениях, касающихся обязанности непосредственно применять принцип наибольшего благоприятствования. Абзац 2 и 3 ст. I ГАТТ предусматривают исключения в связи с историческими соглашениями о преференциях, которые уже утратили свое торгово-политическое значение. Особенно важное исключение из принципа наибольшего благоприятствования закреплено в абз. 4 - 10 ст. XXIV ГАТТ: указанные положения допускают исключения в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли, а также исключения, имеющие целью создание таких союзов и зон. При этом преференции предоставляются членам названных союзов и зон, но не третьим государствам. Исключение содержится также в абз. 5 ст. XXV ГАТТ (оговорка об освобождении от обязательств; waiver clause), согласно которому "в исключительных обстоятельствах" могут быть установлены общие таможенные преференции для определенных государств. На этом базируется также разрешительная оговорка (enabling clause), принятая в конце Токийского раунда в 1979 году, согласно которой допускаются преференции в отношении товаров из развивающихся стран <54>. Смысл оговорки заключается в том, что государствам, находящимся в невыгодном экономическом положении, должны быть предоставлены формальные конкурентные преимущества, позволяющие создать базу для развития возможностей на рынке. Такая концепция помощи развивающимся странам восходит к идее поддержки равенства посредством неравного обращения ( compensatrice) <55>.
--------------------------------
<54> BISD 26 (1980), Suppl, 203ff; Hummer/Weiss. Vom GATT 47 zur WTO 94, 1997, 259ff.
<55> Об этом см.: . Das GATT und die // Cottier (Hrsg), GATT - Uruguay Round, 1995, 135ff.
22. Двусторонние соглашения о защите инвестиций также включают в себя 22 принцип наибольшего благоприятствования в отношении инвестора <56>. Договаривающиеся стороны обязуются обеспечивать инвестициям физических или юридических лиц из другого государства и самим инвесторам не менее благоприятные условия, чем инвестициям и инвесторам из третьих государств. В некоторых соглашениях преференции, связанные с членством или ассоциацией с таможенным, экономическим или финансовым союзом, общим рынком или зоной свободной торговли, исключаются из сферы действия принципа наибольшего благоприятствования. Важные исключения, предусмотренные во многих соглашениях, касаются определенных чувствительных секторов экономики принимающего государства <57>.
--------------------------------
<56> См.: Dolzer. in , FS Ress, 2005, 47ff; Dolzer/Myers. After Tecmed: Most-Favored-Nation Clauses in Investment Protection Agreements, ICSID R-FILJ 19 (2004) 49ff
<57> Dolzer/Stevens. Bilateral Investment Treaties, 1995, 71ff; Banz. Eigentumsschutz durch Investitionsschutzabkommen, 1988, 67. Насколько сфера действия принципа наибольшего благоприятствования распространяется также на вопросы разрешения споров, окончательно не установлено (см., например, арбитражные решения по делам "Maffezini v Spain", ICSID Case N ARB/97/7, ICSID R-FILJ 16 (2001) 212; "Tecmed v Mexico", ICSID Case N ARB [AF]/00/2, ILM 43 (2004) 133; "Plama v Bulgaria", ICSID Case N ARB 02/34, ILM 44 (2005) 721; "Siemens v Argentina", ICSID Case No ARB 02/8; "Suez/Vivendi v Argentina", ICSID Case No ARB 03/19).
в) Принцип национального режима
23. Наряду с принципом наибольшего благоприятствования второй опорой запрещения дискриминации служит обязанность предоставления национального режима. Согласно этому принципу на иностранных граждан должен распространяться тот же режим, что и на собственных. В "классическом международном праве" указанный принцип не признавался: в области экономической деятельности не существовало запрета на дискриминацию иностранцев по сравнению с собственными гражданами. В противовес минимальному стандарту (прав) иностранцев, прежде всего в Латинской Америке, долгое время поддерживалась концепция национального режима, согласно которой иностранцы, проживающие на территории принимающей страны, вправе требовать равного с гражданами этого государства положения, но не более благоприятного, ссылаясь при этом на минимальные стандарты международного права (доктрина Кальво) <58>. В рамках права о статусе иностранцев принцип национального режима не стал частью общего международного права. Однако принцип национального режима (ст. III ГАТТ) наряду с принципом наибольшего благоприятствования (абз. 1 ст. I ГАТТ) играет решающую роль в конкретизации принципа недискриминации в системе соглашений ВТО/ГАТТ: иностранные продукты не должны подвергаться дискриминации ни по сравнению друг с другом, ни по сравнению с отечественными продуктами <59>.
--------------------------------
<58> См. Herdegen (Fn 20) § 5 Rn 21ff.
<59> Принцип национального режима закреплен также в абз. 1 ст. XVII ГАТС и ст. 3 ТРИПС.
24. Статья III ГАТТ запрещает применять разные режимы по отношению к импортным и отечественным товарам на основании определенных мер, предусмотренных указанной нормой. В то время как абз. 1 ст. III считается общим правилом, абз. 2 и 3 ст. III ГАТТ конкретизируют требование недискриминации импортных товаров в части обложения налогами и сборами. Таким образом, принцип национального режима обеспечивает недискриминацию иностранных товаров со стороны государства после того, как товары пересекли границу и поступили во внутригосударственный оборот <60>. Однако главная роль в Соглашении ГАТТ отводится абз. 4 ст. III ГАТТ. Согласно этому положению государство обязано предоставлять импортным товарам с помощью юридических и административных норм об "их продаже, предложении к продаже, покупке, транспортировке, распределении или использовании в стране" не менее благоприятный режим, чем аналогичным отечественным продуктам. В этой статье, как и в абз. 1 ст. I ГАТТ, устанавливается сравнимость иностранных продуктов с отечественными, если они являются "аналогичными" (like products) <61>.
--------------------------------
<60> Tietje (Fn 41) 221 и след. Подробнее о принципе национального режима в ГАТТ см.: . Welthandelsrecht, 2003, Rn 509ff.
<61> Об аналогичных товарах см. дело об асбесте (Отчет Апелляционного органа ВТО "ЕС: Меры в отношении асбеста и асбестосодержащих продуктов" от 18.09.2000, WT/DS 135/R); см. также абз. 84 наст. разд.
25. Принцип национального режима закреплен во многих двусторонних договорах о защите инвестиций. Согласно указанному принципу договаривающимся сторонам не разрешается применять к капиталовложениям иностранных инвесторов менее благоприятный режим, чем капиталовложениям собственных граждан. Это правило также действует в отношении режима для граждан и предприятий в случае их деятельности, связанной с инвестициями, особенно в сфере управления и использования капиталовложений. Как правило, применение принципа национального режима зависит от наличия одинаковых обстоятельств (identical or similar situations) деятельности иностранного и отечественного инвестора <62>. Проблема связана с тем фактом, что часто ни договор, ни приложения к нему не содержат определения необходимой предпосылки "одинаковые обстоятельства"; здесь не существует общепризнанной практики, а критерии права ВТО не всегда можно перенести на право иностранных инвестиций. Различия в национальных стандартах, установленных для инвестиций, приводят к возникновению трудностей юридического и политического характера, поскольку значительная разница в объемах защиты со стороны некоторых государств угрожает появлением "нахлебников", которые требуют высокого уровня защиты своих граждан за рубежом, но при этом не предоставляют соответствующих гарантий гражданам иностранных государств <63>. Эта проблема присуща принципу национального режима в целом.
--------------------------------
<62> Dolzer/Stevens (Fn 57) 63.
<63> Haedicke. Urheberrecht als Investitionsschutz?, GRUR Int 1998, 631, 633.
г) Взаимность; справедливость
26. Принцип взаимности составляет самостоятельную основу международного права <64>. По содержанию он близок принципу bona fides и запрету злоупотребления правом. Взаимность обозначает отношение между двумя или несколькими государствами, которые обеспечивают применительно друг к другу одинаковый или, по крайней мере, сходный режим. Названный общий принцип международного права следует отличать от социологических категорий, в том числе от фактических ожиданий взаимности. Его юридическое значение заключается прежде всего в том, что государство, требование которого базируется на специфической норме международного права, должно само признавать обязывающий характер этой нормы. Прежде всего в праве вооруженных конфликтов, в дипломатическом и консульском праве, а также в праве о статусе иностранцев принцип взаимности применяется как инструмент, обеспечивающий соблюдение и эффективность международного права. На идее взаимности основано также факультативное положение абз. 2 ст. 36 Статута Международного суда. Принцип взаимности действует уже при заключении международных договоров и признании международных обычаев <65>. Он также выступает определяющим фактором в системе санкций международного права <66>. Указанный принцип проявляется в форме таких санкций, как реторсия, репрессалия и прекращение или приостановление договора вследствие его нарушения (ст. 60 Венской конвенции о ПМД).
--------------------------------
<64> Об этом см. Verdross/Simma (Fn 51) § 64ff; Simma. Reciprocity, EPIL IV (2000) 29ff.
<65> Подробнее см.: Simma. Das in der Entstehung des , 1970; ders. Das im Zustandekommen , 1972.
<66> См.: Раздел 7. Шредер. Абзац 99 и след.
27. В международном торговом праве принцип взаимности подразумевает, что торговые преференции, предоставляемые государствами друг другу, должны быть сбалансированы и уступкам одного государства должны соответствовать равноценные торговые преференции со стороны других государств <67>. В Соглашении о ВТО этот принцип не сформулирован прямо и императивно; однако он упоминается в преамбуле и, таким образом, относится к базовым принципам "всемирной торговой конституции". Принцип взаимности, который присутствует и в абз. 3 ст. XIX ГАТТ, применяется не столько в действующем праве, сколько, прежде всего, в тарифных переговорах (ст. XXVIII bis ГАТТ) и в процессе вступления новых членов (ст. XII Соглашения о ВТО). В правоотношениях между договаривающимися сторонами его значение проявляется в случае применения односторонних ответных мер (ст. XXIII ГАТТ); здесь он уже был предметом споров <68>. Действие принципа взаимности в рамках ГАТТ не распространяется на развивающиеся страны, от которых согласно абз. 8 ст. XXXVI ГАТТ не ожидают уступок, не совместимых с их специфическими потребностями.
--------------------------------
<67> Подробнее см.: . und Gegenseitigkeit im GATT, 1990; Langer (Fn 53) 85ff. См. также аргументацию Европейского суда по делу "Portugal v Rat" к вопросу о непосредственном применении права ВТО в национальном законодательстве (Fn 185).
<68> См.: Withdrawal of Tariff Concessions under Article XXVIII:3 GATT 1947, L/4636, GATT BISD 25 (1979), Suppl, 42ff.
28. Тем не менее принцип взаимности рассматривается как инородное тело в рамках многостороннего порядка, основанного на обязательном действии принципа наибольшего благоприятствования <69>. Согласно либеральной экономической теории каждая мера, направленная на либерализацию, с макроэкономической точки зрения служит интересам того государства, которое ее принимает. Кроме того, следует отметить, что цель взаимности в практике международных экономических отношений так или иначе не может быть достигнута, поскольку торговые партнеры часто стремятся к односторонним преимуществам. Поэтому принцип взаимности в этой области следует понимать в основном как "политическое измерение" переговоров <70>. При этом он действует как поправка, которая в конечном итоге основывается на принципе справедливости международных экономических отношений. В международном инвестиционном праве значение принципа взаимности состоит в том, что он выступает противовесом принципу национального режима <71>. Условие, касающееся национального режима <72>, предусмотренное в большинстве двусторонних договоров о защите инвестиций, в случае его прямого и обособленного применения зачастую могло бы привести к неадекватным результатам, особенно если материальные стандарты в обоих государствах значительно различаются между собой. В то время как некоторые инвестиционные договоры пытаются преодолеть это несоответствие посредством установления материальных стандартов, классические международные договоры об авторских правах ограничивают действие принципа национального режима при помощи положений о взаимности <73>.
--------------------------------
<69> Dolzer. als Standard der EG-Drittlandsbeziehungen // Hilf/Tomuschat (Hrsg), EG und Drittlandsbeziehungen nach 1992, 1991, 111 (116); Wolfrum. Das internationale Recht den Austausch von Waren und Dienstleistungen // Schmidt (Hrsg), Wirtschaftsrecht, Besonderer Teil 2, 1996, § 15 Rn 43.
<70> В отношении ст. XXVIII bis ГАТТ Вольфрум (примеч. 69) указывает, что в процессе переговоров каждая сторона сама решает, достигнут ли с ее точки зрения сбалансированный результат. См. также: Beise/Oppermann/Sander. Grauzonen im Welthandel, 1998, 39; с позиций названных авторов принцип взаимности сегодня приобретает торгово-политическое значение только при достижении договоренностей, поскольку большой экономической роли вследствие гибкости обменных курсов он не играет.
<71> См. абз. 17 и след.
<72> См.: Dolzer/Stevens (Fn 57) 63ff.
<73> См., например, абз. 7 ст. 2, абз. 8 ст. 7 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24.07.1971 (BGBl 1973 II, 1071ff). Этот подход частично использовался на переговорах о Многостороннем соглашении по инвестициям (Multilateral Agreement on Investment, MAI). В частности, принцип национального режима в области авторского права в узком смысле должен быть ограничен принципом взаимности, в то время как исключения из более ранних соглашений об интеллектуальной собственности должны оставаться в силе. Об этом см.: Haedicke (Fn 63) 634.
29. Как и национальное право, международное право не может полностью отказаться от абстрактных правовых принципов и общих положений. Необходимость заполнения пробелов законодательства и установления общих принципов толкования имеют приоритет над ориентацией исключительно на однозначность правоприменения. Если общему международному праву известен, например, принцип добросовестности, а согласно решению МС также (принцип) правомерности/равнозначности (Billigkeit; equity) <74>, то уже в контексте международного экономического права часто применяется принцип справедливости (Fairness): например, договоры о защите инвестиций обычно содержат условие о справедливом и равнозначном режиме (fair and equitable treatment), хотя его применение в конкретных случаях может быть проблематичным <75>. ГАТТ указывает на необходимость обеспечивать справедливое участие в международной торговле, которое на практике определяется по результатам развития за прошедшие годы (ст. 2 преамбулы Соглашения о ВТО, ст. XVIII ГАТТ) <76>. В ТРИПС включено положение, согласно которому процедуры, обеспечивающие соблюдение прав на интеллектуальную собственность, должны быть "равными для всех и справедливыми" (ст. 41). Ответ на вопрос о юридическом содержании положения о справедливости зависит от ситуации в каждом конкретном случае, причем субъективные элементы невозможно исключить полностью <77>. Можно привести многочисленные аргументы в пользу того, что принцип справедливости в экономическом праве следует признать в целом как особую форму проявления принципов добросовестности и равнозначности <78>. Однако поскольку государственный суверенитет сохраняет свое значение, постольку лишь умеренное применение судами этого принципа может быть признано государствами <79>.
--------------------------------
<74> Решение МС по делам о континентальном шельфе Северного моря, ICJ Rep 1969, 3, 53; к вопросу о принципе equity см.: Janis. Equity in International Law, EPIL II (1995) 109ff.
<75> Dolzer. Fair and Equitable Treatment: A Key Standard in Investment Treaties, The International Lawyer (2005) 87ff.
<76> В дискуссиях последних десятилетий по вопросам торговой политики развивающиеся страны требовали от индустриальных государств большей справедливости. В силу разницы в зарплатах и нарастающей мобильности капитала адресат претензий может измениться, особенно в отношении сельского хозяйства и текстильной промышленности, которые до сих пор практически не регулируются ГАТТ.
<77> Подробнее см.: Franck. Fairness in International Law and Institutions, 1995.
<78> См. также: . im , 1994.
<79> См. о применении третейским судом принципа справедливого режима (fair and equitable treatment) согласно ст. 1105 Соглашения НАФТА в решении по делу "Metalclad Corporation" и критике этого решения со стороны Верховного суда Британской Колумбии (119 ILR 615 u 645). В новейшей практике Международного центра по разрешению инвестиционных споров для толкования положений о справедливости в договорах о защите инвестиций все чаще используется принцип защиты доверия ("Tecmed v Mexico", ICSID Case No ARB AF 00/2, ILM 43 [2004] 133 [§ 154]). О соотношении оговорки о справедливости в договорах и минимального стандарта права о статусе иностранцев см.: Dolzer/v. Walter. Fair and Equitable Treatment and Customary Law - Lines of Jurisprudence, BIICL Investment Treaty Forum 2006.
д) Право на развитие, устойчивое развитие
30. Несмотря на бесспорность внутреннего суверенитета каждого государства, юридические границы права на развитие по-прежнему не определены. Неравномерность экономического развития вынудила развивающиеся страны вскоре после завершения деколонизации выдвинуть требование о праве на развитие. Их политическая стратегия заключалась в том, чтобы провозгласить указанное требование в организациях, в которых превалируют развивающиеся страны. ЮНКТАД постоянно разрабатывала новые, часто радикальные концепции. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН стремление к изменению мирового экономического порядка достигло кульминации, когда была принята юридически не обязывающая Хартия экономических прав и обязанностей государств <80>: Хартию приняли без согласия индустриальных государств. Ранее Генеральная Ассамблея уже объявляла так называемые декады развития в 1961 и 1971 годах. Первые успехи в области правового регулирования были достигнуты вначале в сфере торгового права, когда развивающиеся страны были освобождены от обязанности соблюдать принцип взаимности в рамках ГАТТ (абз. 8 ст. XXXVI) и когда им были предоставлены таможенные преференции согласно абз. 5 ст. XXV; затем в 1979 году развивающиеся страны были освобождены от общей обязанности соблюдать принцип равенства (режим наибольшего благоприятствования). Европейское сообщество предоставило многим бывшим колониям Франции и Великобритании (ранее в рамках соглашений Ломе, с 2000 года - в рамках соглашения Котону) особые права, в частности, в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и поддержки добывающей промышленности, причем в этом случае потребовалось согласие ГАТТ <81>. В ноябре 2001 года развивающимся странам удалось внести множество вопросов, связанных с политикой развития, в повестку дня очередного раунда переговоров в Дохе <82>.