Связь чувственного и духовного опыта
Слитность чувственного и духовного опыта наиболее ярко можно проследить на примере философии бхакти, которая стала основой мощного художественно-поэтического течения в средневековой Индии. Оно во многом связано с переменами в религиозной жизни Индии, с распространением вишнуизма1. Вишну, одно из основных божеств индуизма, известен, в основном, в своих пере-
1 Основными божествами индийского пантеона считаются: Брахма — созидатель жизни, Вишну, который ее поддерживает, и Шива, воплощающий разрушительное начало. Индуизм имеет два основных направления — вишнуизм и шиваизм.
воплощениях — аватарах, наиболее популярным из которых был
Кришна.
Кришнаистское бхакти было широко распространено в Индии с XII по XVI в., а новый взлет популярности кришнаизма приходится уже на вторую половину XX в. Одним из первых поэтических воплощений легенды о Кришне и его возлюбленной пастушке Радхе стала поэма «Гита Говинда», написанная в XII в. бенгальским поэтом Джаядевой. Несмотря на эротическую окраску, с точки зрения философии бхакти поэма аллегорична, так как символизирует стремление индивидуальной человеческой души, воплощенной в образе Радхи, к слиянию с Божеством, персонифицированном в Кришне.
Мистическая любовь, облаченная в чувственные формы, стала излюбленной темой поэзии бхакти. Ее расцвет связан с деятельностью выдающихся религиозных философов индийского Средневековья — Чайтаньи, Рамануджи, Валлабхачарьи, которые учили, что для достижения спасения от горестей жизни нужно идти по пути любви-бхакти. Эти же идеи были выражены в поэтической форме выдающимися поэтами Сур Дасом, Тульей Дасом, Видьяпати, Мирой Баи и др. Для многих поэтов-бхактов характерно обращение к стихии народного праздника, карнавальной культуре, которая служит фоном для любовных игр Кришны и
пастушек.
Чувственный характер литературы бхакти объясняется в комментарии Валлабхачарьи к X главе «Бхагавата Пураны», где этот выдающийся философ-реформатор выражает свое отношение к любовным играм Кришны как к совершенному выражению и воплощению основной категории древнеиндийской эстетики — «раса» — эстетического переживания, настроения или чувства. Основы теории раса заложены в «Натья Шастре». Сущность раса заключается в самой природе эстетического переживания и в том наслаждении, которое оно дает подготовленному зрителю. Содержание этого понятия динамично и скорее интуитивно угадывается, чем рационально определяется. Большой вклад в разработку этого понятия внес выдающийся индийский философ, представитель школы веданта, Абхинавагупта, живший в XI в. Он приравнивает эстетическое наслаждение к понятию трансцеденталь-ного высшего блаженства («ананда»). Валлабхачарья, развивая это учение, соединяет эмоцию, чувственность, интеллект в понятии «всеохватывающей любви», которая имеет для него смысл не чувственного желания и не эстетической эмоции, а высшего чувства, идущего от души по направлению к божеству и носящего религиозный характер.
Движение бхакти было высшей точкой слияния религиозных и чувственно-эротических мотивов в индийской культуре. Поэзия и другие виды искусства этого периода вобрали в себя и религиозные
учения, и традиционные мифологические образы, и живое чувство художника, и богатейший материал окружающей природы.
Соединение духовного и чувственного начал характерно и для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное, и духовное, эстетическое, переживания. Искусство становится силой, способной преодолеть разобщенность людей, которая существует даже в страстной экстатической любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих.
Индийское искусство связано не только с религией, оно никогда не рассматривалось отдельно от жизни общества. В широком понимании, искусство, по определению индийского искусствоведа С. Пандита, — это «систематическое и организованное применение энергии и мастерства для выполнения человеческого предназначения». Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса.
В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение бытием, развитие музыки, литературы, живописи, танца, театра, внимание к проблемам любви как чувственного опыта и эстетического переживания. В то же время в этой культуре всегда звучал призыв к аскетизму, освобождению от мирского зла. Социальные и религиозные течения материализовались в памятниках искусства, носящих характер культовых сооружений, таких, как буддийские ступы или сикхские гурдвары.
Искусство относится по индийской традиции к сфере «кама» — чувственного опыта. Эта сфера занимала полноправное место в жизни каждого человека, а любовная страсть с древности ставилась на первое место среди всех других чувственных наслаждений. Наука о любви зародилась в Индии еще в ведические времена, наряду с другими школами знания — грамматикой, геометрией, астрономией, медициной. Эротика в Индии была одновременно наукой и искусством, ее целью являлось научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления, чтобы он мог оставаться полезным членом семьи, общества и вносить свой вклад в его процветание. Любовь и ее радости рассматриваются как одно из высших наслаждений земной жизни. Это объясняется значимостью, которую индийская культура придавала стадии домохозяина: напряжение и трудности семейной жизни и социальных обязательств вырабатывают дисциплину, полезную для подготовки к конечному этапу жизни — отходу от плотских желаний, духовному существованию. Место, отведенное для чувственного наслаждения, дает возможность регулировать его, а не подавлять, что, в конечном итоге, помогает развитию гармоничной личности. Принято считать, что когда кама регулируется и дис-
циплинируется, она ведет к счастью и блаженству, когда нет — к несчастью и разложению личности человека. Таким образом, творческая философия камы является этической в своем основном значении, и это главная причина того, что этика и эстетика никогда не дифференцировались в индийской традиции.
Различные аспекты индийской культуры теснейшим образом переплетены между собой, что часто приводит к трудностям в их анализе и дифференциации. Этические и эмоциональные, природные и цивилизационные аспекты настолько тесно переплетены между собой, что делают вычленение какого-либо элемента практически невозможным без учета всего его социокультурного контекста. Именно это делает индийскую культуру такой сложной для восприятия представителями других культур. Но эта комплексность является одновременно и очень привлекательной чертой, определяя неповторимый и самобытный облик культуры. В то же время в ней проявляются универсальные черты и принципы, роднящие ее с другими культурами, в том числе и нашей собственной. Вл. Соловьев в свое время точно заметил, что освоение одним народом культуры другого народа «не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, понять и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины». Эти слова особенно актуальны сейчас, когда проблемы гуманизации жизни, взаимопонимания и межкультурной коммуникации являются особенно насущными и актуальными.
Литература
Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991. Боги, брахманы, люди. — М., 1969.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука. Религия. — М., 1980.
Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1985.
Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1987.
Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. — М., 1984.
Джатаки. — М., 1979.
Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.
Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990.
Искусство стран Востока. — М., 1986.
История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990.
Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984.
Махабхарата. — М., 1992.
Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1989.
Нет жизни без Кришны: Из средневековой индийской поэзии / Под ред. Н.Сазановой. — М., 1992.
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. - М., 1987.
Рамаяна. — М., 1986.
Серебряков И.Д. Литературы народов Индии. — М., 1985.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается единство индийской культуры, какие вы можете назвать теории, подтверждающие это?
2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации.
3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской цивилизации?
4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать?
5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии, в чем заключается их значение для индийской культуры?
6. Охарактеризуйте индомусульманский культурный синтез как пример взаимовлияния культур.
7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных механизмов индийской культуры.
8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума.
9. В чем заключаются этическая направленность эпических поэм Древней Индии и их воспитательное значение?
10. Раскройте основные особенности учения бхакти и его роль в ин
дийской культуре.
ГЛАВА 3 КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
Периодизация
Прежде чем перейти к сути рассматриваемой проблемы, остановимся (по необходимости предельно кратко) на периодизации истории Японии и основных особенностях каждого периода, без чего наши дальнейшие рассуждения вряд ли найдут должное понимание.
1. Палеолит (40—13 тыс. лет назад). Памятники палеолита, открытые только в послевоенное время, немногочисленны, а их атрибуция вызывает много вопросов. Антропологический состав населения неясен.
2. Период Дзёмон (неолит) (13 тыс. лет до н.э. — III в. до н.э.). Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзёмон»). Хозяйственные занятия: собирательство, охота, рыболовство (речное и морское). Основная часть населения (его численность оценивается в 1 млн человек) концентрируется в северовосточной части Хонсю. Культура дзёмон распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю).
3. Период Яёй(бронзово-железный век). Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженной в Яёй (район Токио).
В это время наблюдаются крупные миграции с материка (в основном через Корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших на архипелаг культуру заливного рисосеяния, технологию производства металлов (бронзы и железа), шелкоткачество. Процесс смешения с местным населением (видимо, аустро-незийского происхождения) приводит к появлению протояпон-цев и протояпонской культуры. Основной ареал распространения: север Кюсю и Центральная Япония. Ввиду малозаселенное™ указанных регионов процесс переселения не сопровождался крупными конфликтами. Население Хоккайдо и Кюсю не усваивает культуру рисосеяния и технологию производства металлов, продолжая традиции дзёмон, с чем и связано их историческое отставание. Численность населения оценивается в 3 млн человек.
4. Период Кофун (курганный) (III— VI вв.). Назван так по мно
гочисленным масштабным похоронным сооружениям курганного
типа, свидетельствующими о значительной социальной диффе
ренциации.
Становление протояпонского государства (самоназвание — Яма-то), сопровождавшееся многочисленными военными столкновениями.
5. Период Асука(552 — 646). Назван так по местонахождению
резиденций царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония).
Окончательное становление японской государственности. Начи
нается распространение буддизма, призванного в это время сыг
рать роль общегосударственной идеологии. Активное (включая во
енное) присутствие на Корейском полуострове.
6. Период ранняя Нара(646 — 710). В социально-историческом и
культурном отношениях образует неразрывное единство с перио
дом Нара (710 — 794), характеризующимся масштабными заим
ствованиями из Китая (письменность, ранжирование чиновниче
ства, теория и практика управления и т.д.). В 646 г. формально
начинается длительный период реформ, ставящих своей целью
превращение Ямато в «цивилизованное» на китайский манер го
сударство. Создание первых законодательных сводов. Провозгла
шение государственной собственности на землю, становление
надельной системы землепользования. Отказ от прямого вмеша
тельства в дела государств Корейского полуострова.
7. Период Нара(710 — 794). Назван так по местонахождению
первой постоянной столицы Японии в городе Нара. Смена на
звания страны на Нихон («там, откуда восходит солнце»). Воз
никновение и активное развитие бюрократического аппарата.
Появление первых нарративных письменных памятников (ми-
фологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихонги»). Социаль
но-политическая борьба между служилой знатью (среди которой
было много выходцев из Кореи и Китая) и родоплеменной арис
тократией приводит в конце периода к определенному усилению
консервирующих тенденций в духовной культуре и ослаблению роли буддизма в общегосударственной идеологии за счет синтоизма, проявившего значительную силу в части самоорганизации. Осуществление эффективного контроля над сбором налогов и провинциями.
8. Период Хэйан(794— 1185). Назван так по местонахождению
новой столицы — Хэйан (букв, «столица мира и спокойствия»),
совр. Киото, которая формально остается столицей, т.е. резиден
цией «сына неба», «императора», до 1868 г. Отмечен тенденциями
упадка государственной власти, связанной с утерей монополир
государства на землю, крахом надельной системы и образованием
сёэн — усадеб, находившихся в частном владении аристократии
Прекращение контактов с Китаем и Кореей на официальном уров
не, возникновение блестящей аристократической культуры, явив
шейся синтезом континентальной и местной. Появление слоговой
азбуки, на основе которой создаются многочисленные прозаи
ческие и поэтические произведения. Доминирование в придвор
ной жизни рода Фудзивара.
9. Период Камакура(1185— 1333) (сёгунат Минамото). Называ
ется так по ставке военного правителя (сегуна), первым из кото
рых был Минамото Ёритомо. Пренебрежение делами управления,
наблюдавшееся в конце периода Хэйан, изнеженность родопле-
менной аристократии привели к установлению социального гос
подства самураев. Тем не менее «император» всегда оставался вер
ховным жрецом синтоизма, и попыток свержения правящей
династии не наблюдалось. В среде самурайства — период классиче
ского феодализма с развитыми вассальными отношениями. В XIII в.
были предприняты две неудачные попытки вторжения на терри
торию Японии монголов, что оказало большое влияние на про
цесс самоосознания японского этноса. Распространение дзэн-буд
дизма как религии самураев. Появление феодального эпоса, в своем
изображении смещающего акцент с утонченного индивида на пред
ставителей военного сословия. В связи с утерей политической ста
бильности распространение получают эсхатологические настрое
ния, имеющие буддийскую окраску.
10. Период Муромати(1392— 1568) (сёгунат Асикага). Называется так по ставке сегунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Постоянные феодальные междоусобные войны. В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами (миссионерами).
11. Период Эдо(1603— 1867) (сёгунат Токугава). Назван так по ставке сегунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства (в котором сё-
гуны Токугава справедливо увидели угрозу внутриполитической и культурной стабильности) сопровождалось добровольным закрытием страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, городской культуры, экономики, населения. Неоконфуцианство (чжусианство) становится официальной идеологией. Всемерная регламентация жизни всех слоев населения окончательно формирует тот тип менталитета, который мы называем «японским».
12. Период Мэйдзи(1868— 1911). Назван так по девизу правления императора Муцухито — «светлое правление». Не в силах противостоять нарастающему военно-политическому давлению западных держав Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства с сильной армией. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возвращения к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сегунах. Наблюдаются бурное промышленное развитие, широкая вестернизация, при которой, однако, удается сохранить национальную аутентичность (во многом за счет сознательного нагнетания националистических настроений). Военная экспансия в Корею и Китай.
Среда обитания
Островам Японского архипелага присущ ряд разнообразных и разнохарактерных экологических факторов, которые оказали значительное влияние на стиль жизни японцев, их менталитет, культуру и историю.
Одной из основных особенностей географического положения Японии принято считать изолированность от материка, что оказало огромное влияние на жизнь ее обитателей. Однако следует иметь в виду, что отделенность нынешней Японии от материка — явление историческое, т.е. временное. В эпоху плейстоцена Япония была связана с материком сухопутными мостами. Считается, что во время максимального оледенения вюрмского периода уровень океана был на 140 м ниже нынешнего. Это позволяло проникать в Японию переселенцам из разных частей Азии. Таким образом, ранняя культура обитателей Японского архипелага, их хозяйственный уклад формировались в результате тесного взаимодействия различных этнических элементов. Достаточно заметные инокультурные этнические вливания продолжались вплоть до VII в. н.э. В условиях, когда национальная культура еще не сформировалась, это создавало определенный «фон терпимости» (на уровне поведенческих реакций) по отношению к многообразию социального и хозяйственного мира.
Данное утверждение также справедливо и в отношении мира природного. В отличие от Северной Америки и Северной Европы в Японии не наблюдалось глобального оледенения во время ледникового периода, закончившегося приблизительно 10 тыс. лет назад. Растительный мир не претерпел катастрофических изменений даже в самые холодные времена. Процесс оледенения вызвал не столько исчезновение определенных видов флоры, сколько их отступление к югу. С концом же оледенения эти виды постепенно начали свое продвижение к северу. В связи с этим нынешняя Япония располагает чрезвычайно большим разнообразием растительного мира, в том числе эндемичными растениями дочетверичного периода.
Подобным же разнообразием отличается территория Японского архипелага с точки зрения рельефа и — в силу своей вытянуто-сти в меридианном направлении — в климатическом отношении.
Современная Япония представляет собой страну, образованную приблизительно четырьмя тысячами островов. Однако ее основная территория — это четыре крупных острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. На их территории не существует точки, откуда расстояние до моря или океана превышало бы сто плюс несколько десятков километров. Рельеф являет собой сочетание гор (около 75 % суши) и равнин. Причем на любом широтном срезе представлены как равнинные, так и горные участки. Таким образом, каждый из регионов Японии обеспечивает сосуществование трех зон, весьма отличных по своим природным условиям, на основе которых в самой непосредственной близости друг от друга в исторический период получили полноформатное развитие три хозяйственно-культурных комплекса: морской, равнинный и горный (рыболовецкий, земледельческий, охотничье-собирательско-земледельческий).