Образование в Беларуси во второй половине 19в.
Развитие капитализма во всех отраслях народного хозяйства в пореформенный период вызвало потребность в более широком развитии народного просвещения. Однако царизм был заинтересован в том, чтобы держать народные массы в темноте и отсталости. Под влиянием общественного движения конца 50-х – начале 60-х годов царское правительство было вынуждено провести некоторые реформы в сфере просвещения. Учебные заведения разных ведомств перешли в большинстве в подчинение Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы Министерства государственных имуществ, школы помещиков, православного и католического духовенства. Были ликвидированы также дворянские уездные училища. Начальными школами в деревне стали народные училища. В 1872г. было утверждено положение о городских училищах, которые являлись учебными заведениями низшего типа: одноклассные, 2-х, 3-х, 4-хклассные. В них учились семьи всех сословий. Те, кто закончил их, не могли поступать не только в высшие, но даже в средние учебные заведения.
Кроме того, в городах к началу 20в. существовали при церковных приходах начальные приходские одно- и двухклассные школы, а также 2, 3 и 4-хклассные мужские и женские духовные училища.
Небольшие изменения произошли в системе средних учебных заведений. Мужские гимназии были разделены на 2 типа, классические и реальные. В городах с небольшим количеством населения разрешено было открывать 4, 5 и 6-классные прогимназии, после окончания которых ученики могли поступать в старшие – 7-й, 8-й классы гимназии. Уступкой царизма явилось открытие женских 7-классных гимназий. По-прежнему существовали средние учебные заведения церковного ведомства – духовные семинарии.
Школьная реформа содействовала расширению просвещения в народе. Однако она не изменила идейно-политической направленности школьного образования.
На Беларуси результаты школьной реформы были менее значительными, чем в России, т.к. тут она совпадала с установлением реакционного курса правительства после подавления восстания 1863г.
Первым шагом в этой политике были репрессии в отношении тех учебных заведений, учащиеся которых поддерживали восстание. В марте 1864г. был закрыт Гори-Горецкий институт – единственное высшее учебное заведение на Беларуси. В том же году были закрыты в Виленском учебном округе 8 средних учебных заведений, были ликвидированы польские школы на территории Беларуси, а также частные заведения. В школах запрещалось преподавать не только на польском, но и на белорусском языке. Лишались должностей учителя-католики. В 1866г. в высшие учебные заведения был закрыт доступ католикам.
Политика царизма в отношении народных училищ определялась «Временными правилами», разработанными Муравьевым для Западного края. Согласно им, начальные школы полностью отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Правилами предусматривалось преподавание в школе элементарных знаний – русской церковнославянской грамоты, арифметики, закона Бодия.
Количество школ не удовлетворяло требований населения. В 1864г. в Минской, Гродненской и Виленской губерниях работало 389 сельских народных школ. Царские власти отпускали на просвещение мизерные средства и открывали новые школы преимущественно там, где население давало согласие содержать их на свои средства. На Беларуси в 60-х годах многие школы полностью находились на содержании крестьян. Несмотря на то, что большинство расходов на народное образование брало на себя население, школьное дело на Беларуси развивалось медленно. Очень часто одна школа была на 8-10 деревень. Особенно мало школ было в районах Полесья. Выход из сложного положения крестьяне часто находили в открытии домашних «школок», в которых нанимали грамотного человека, который учил детей по очереди. Большая часть школ на Беларуси размещалась в наемных крестьянских домах, не приспособленных к занятиям, большинство учителей не имели необходимой подготовки.
С 1881г. в России наступил период жестокой политической реакции, которая отрицательно повлияла на систему народного образования. В 1884г. было издано положение о церковно-приходских школах. Началось наступление на народные училища, многие из которых были закрыты, а вместо них открывались церковно-приходские школы и школы грамоты, которые были подчинены местному духовенству. Количество их увеличивалось очень быстро.
Среднее образование на Беларуси развивалось еще более медленно, чем начальное. В 1868г. на территории Беларуси было 18 средних учебных заведений. В гимназиях учились почти исключительно дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Из всех учебных заведений только мужские классические гимназии давали право поступления в университеты. Мужские гимназии на Беларуси, за исключением Пинской реальной, были классическими. В них изучались латинский и греческий языки при недостаточном внимании к изучению природоведческих дисциплин. Однако царское правительство, которое вынуждено было пойти на уступки ради требований капитализма, разрешило открыть реальные училища, в которых главное внимание уделялось изучению математики, физики, природоведения, европейских языков.
Однако уровень народного просвещения оставался низким. По данным Первой всероссийской переписи 1897г. количество грамотных на Беларуси в отношении ко всему населению Российской империи составляло 25,7%.