Основные этапы и характерные черты социально-политического развития Индонезии в средние века
5 – 7 вв. – Государство Тарума (объединение земледельческих общин с их землями и оросительными системами и родоплеменная знать подчинялись верховной власти монарха, поддерживаемого жрецами). В течение 5-7-вв. на Яве существовало не менее трех десятков небольших гос. образований, которые в ходе войн с соседями включались в относит. большие территории. Этому способствовало распространение индуизма и буддизма, в 40-70 гг. особенно возвысилось гос-во Калинга. На территории Суматры и в Восточной Индонезии в то время господствовал первобытнообщинный строй. Но именно на Суматре в 6-7 веках складывается наиболее крупное государство Шривиджайя. Морская торговая империя, удобный выход к морю в районе Палембанга. Во второй половине 7-середине 8 вв. Шривиджайя поддерживала регулярные дипломатические отношения с Китаем. Полуостровные правители признали себя вассалами правителя Шривиджайи. В 8-9 вв. Ш. превратилась в сильнейшую в ЮВА и на Дальнем Востоке морскую империю. Ш. превратилась в мировой центр буддизма.
К началу 8 в. на Яве выдвигается Матарам ( Санджайя). Соц. строй: рака – крупные землевладельцы, махараджа – правитель, в первой половине 10 века усиливается деспотическое начало и власть царской семьи , усложняется и централизуется административно-территориальная система Матарама, округа возглавляют сановники, ближайшие родственники государя. Борьба с Ш. 1016 – Матарам подвергся нападанию и распался на ряд мелких владений. Для средневекового яванского общества характерна длительная эволюция состава феодальных землевладельцев. Начиная с 8 века роль крупных феодальных землевладельцев пошатнулась и заметно выросла власть монарха и деревенской полуфеодальной верхушки. Параллельно усилилась роль средних и мелких нетитулованных феодальных землевладельцев, чиновников, духовенства. Основными дарителями в это время были рака и ракараяны, а получателем – храмы. Общины – вануа. Власть монархов выросла из власти рака и ракараянов. Основной вид, характерный для аграрных отношений – дарение –выделение. Владельцы, не платившие налогов ( обычно – храмы), получали в дар участки без крестьян. 1025 – Чолы разбили Шривиджайю.
Государство Кедири( середина 11- начало 13 века) . С конца 10 века на Яве сложились социальные отношения, характерные для развития феодального общества с сильной центральной властью при сохранении важной, хотя и ослоабевающей роли публично-правовых институтов. Для Восточного Раннего Матарама в 11 в., Кедири, Сингасари и Маджапахит характерны дарения монарха общинам или их верхушке – рамам. Преобладание среди получателей общин , сменившихся ракараяна отражает специфику аграрных отношений на востоке. Основной опорой центральной власти здесь была феодализирующаяся общинная верхушка. А крупная земельная аристократия не играла особой роли. С 11 века госсобственность на землю доминировала, изменился основной получатель земли – вануа и ее верхушка, а затем светские феодальные владельцы, чиновники. Распространились дарения монарха в форме тхани ( зависимых поселений). Другой путь феодализации общинной верхушки – получение от монарха «прав для деревни» ( делало вануа или патрона-чиновника получателем новых доходов). Предоставление таких прав имело экономический смысл. Оно сформировалось применительно к общинам, а предоставлялось во все большой степени светским феодальным владельцам. Сверху над всеми были монархи, но, утвердив в 10-11 вв. права собственности на всю землю в борьбе с крупными владельцами, они постепенно все шире переуступали свои права средним и мелким светским феодалам. К 15 веку заметно ослабление общинной организации , чья верхушка вошла в состав господствующего класса. Упадок крупного светского и духовного землевладения сопровождался уменьшением потребности в детализированном контроле гос-ва за земельным имуществом и правами. На владения духовенства распространяются публично-правовые отношения , храмы начинают платить налоги, духовенство платило налоги в основном государству , меньше – общинам и их верхушке. Строительство храмов стало госделом и делом мелких феодальных владельцев, но в позднем Маджапахите его масштабы резко сократились. 14 век – время становления и расцвета централизованной яванской деспотии и сложения на ее основе островной империи Маджапахит, крупнейшего гос образования в Индонезии. Ведущей фигурой в аграрных отношениях становятся средние светские феодалы. Конфликты между ними и общиной. Формы владений духовенства приближаются к формам владения светских феодалов. Постепенное устранение гос-ва из сферы отношений «крестьян – землевладелец», гос-во уже не раздает земли, а юридически оформляет уже сложившиеся феодальные владения. Всю социально-политическую систему Маджапахита пронизывала деспотическая власть монарха , обожествленного махараджи. В распоряжении родственников были высшие сановные должности и кормления в главных провинциях. Исполнительная власть и гос. контроль на всех уровнях осуществлялся бюрократическим аппаратам. Провинциальное управление строилось по образцу центрального и находилось под надзором чиновников двора. Организация и деятельность буддийского и индуистского духовенства были подчинены интересам светской власти. В конце 14 –начале 15 вв. в Маджапахите кризис политический. Меняется характер духовного землевладения , основным его представителем становится священнослужитель с небольшим или среднего размера владением. Усиливается крупное светское землевладение. Распространение зависимых общин. Образование Малаккского султаната ( 1400). 16 век – султанат Бантам и султанат Аче ( северная Суматра). Захват Индонезии голландцами – попытка создать рабовладельческие плантации.
Частной собственности почти не было. Если человек не обрабатывал землю, то она отнималась. Существовал специальный аппарат, который за этим следил. Понятия благородных не было. Некое подобие. Самыми уважаемыми людьми в государстве считались монарх, его слуги, слуги божеств, крестьяне. Высокая вертикаль социальной мобильности : вчерашний чиновник не был уверен в том, что его дети будут обеспечены. Деревенский совет, занимавшийся текущими делами, состоял, в основном, из середняков. Могли быть и советы богачей. Кроме членов совета, жрец храма, начальник деревенской стражи (человек, служивший в армии), школьный учитель. Школа существовала отдельно, количество учеников увеличивалось, грамотных становилось больше. Все носили реальную информацию, знали, что происходит в стране. Нет маленьких городов. Права города – у общины. Из нее происходили чиновники, офицерство. Дворянство как таковое не существовало. Чиновник имел канцелярию, склады, законоположение из центра. Центральная власть – бюрократическая. Общество забито чиновничеством. Центральная власть действует через сложный бюрократический аппарат. Она опиралась на армию, но не на военное сословие, т.к. сословий нет. Армия формировалась из своих. В 16в. появились наемники, но они были не у всех. 70-80% армии составляло деревенское ополчение, остальные – профессиональная армия. Им частично платили заработную плату, частично освобождали от земельных налогов. Выборность монарха – норма. Наследование старшего сына было голубой мечтой монарха. Примат светской власти над духовной ограничен. Ограничены нормы деятельности аппарата. Он не мог посягнуть на права общины. Государство бдило о свободе крестьян. 90% населения – крестьяне, 80% из них – середняки. Основа существования аристократии – налоги с крестьян. 10% - церковь. 10% - местные власти. 10%- государство.
Крестьянин всегда отдавал 1/3. Крестьянин, временно выполнявший услуги государству, освобождался от крестьянских повинностей. Откат – земля передавалась храму, но за дарителем сохранялось право на часть урожая, либо его предки упоминались в молитвах. Все дарения действовали пока сохранялась династия. Частные земли нечасто гарантированы, условные земли вообще хрупки. В14–15 вв. все империи исчезают. Власть сакрализирована. Рисовое хозяйство требовало заинтересованности. Крестьянам на землях духовенства жилось лучше, чем на частных. Крестьянство хорошо относилось к центральной власти, но плохо к местной, т.к. им платили налоги. Крестьянин идет жечь местного чиновника, т.к. тот нарушает государеву правду.