Социалистические организации
Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встретились представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Польши. Было создано Международное товарищество рабочих, или l-й Интернационал, опубликованы Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в разработке этих документов сыграл К.Маркс.
Утверждение, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», содержавшееся в Уставе, различными рабочими организациями, примкнувшими к Интернационалу в качестве его федераций и секций, понималось по-разному. Так, члены английских тред-юнионов, составлявшие подавляющее большинство МТР, думали только об улучшении положения рабочих. На заседаниях Генерального совета МТР, конференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы рабочих за политические права и свободы.
МТР прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социалистических учений.
В конце 80-х п. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании международной социалистической организации. В 1889 г. в Париже собрался конгресс, на котором присутствовали многие делегаты западноевропейских социалистических партий. Это был первый Учредительный конгресс 2-го Интернационала.
Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бесправны - не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, своих просветительских и кооперативных организаций. II Интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих. К концу XIX в. социалистическое движение представляло собой значительную силу: большое количество избирателей голосовали за социалистов.
Самая сильная в Западной Европе германская социал-демократическая партия успешно прошла полосу испытаний, связанных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата страны. В 1888 г. состоялся учредительный съезд социал-демократической партии в Австрии. В Англии выросло влияние социалистов в тред-юнионах. Усилилось также влияние социализма в США.
Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
Революция в умах.
Революции конца XVIII - ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII - ХVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных усилий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.
Литература. Конец ХVIII в. и почти вся первая половина ХIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европейские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклонялись перед природой и стремились непосредственно прочувствовать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили неповторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго.
. В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.
Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах - основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.
Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.
Поэт Г. Гейне - «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих читателей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, широко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.
В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadeпce - упадок).
Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.
Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грею». Бельгийский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).
Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе - документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей натурализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить исключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи».
Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А. Франс мастер философско-сатирической повести.
Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.