Организационные основы управления социальной защитой населения
Центральное место в системе органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых выделяются органы исполнительной власти.
Для создания эффективной системы социальной защиты населения важным условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной защитой. Всего можно выделить три уровня управления:
· высший, институциональный уровень – это Российская Федерация;
· средний, управленческий уровень – это регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
· низовой уровень – это социальные организации, различные государственные (благотворительные, общественные) организации.
На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:
· законодательной, в лице органов представительной власти;
· исполнительной, в лице президента РФ и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления;
· судебной.
Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ является Министерство труда и социальной защиты РФ, в число основных функции которого входит:
· разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;
· анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;
· подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по: организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальному обслуживанию; медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи; социальной помощи семье и детям; внешнеэкономическому и международному сотрудничеству и пр.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации. федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно:
1. осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
2. разрабатывает и предоставляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
· социальное партнерство и трудовые отношения;
· социальная защита;
· демографическая политика;
Исполнительными органами управления социальной работы на региональном уровне – являются комитеты, управления, отделы департаментов социальной защиты населения, в составе местных администрации, такие учреждения социального обслуживания, как:
· центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
· центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;
· центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
· центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные гостиницы и т.д.
Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
На федеральном уровне управления выполняются следующие функции:
· научное обоснование и постановка стратегических целей и задач социальной защиты;
· централизованное планирование, разработка целевых республиканских программ;
· формирование основ государственной политики;
· распределение бюджетных средств на социальные нужды населения;
· обеспечение правовой базы социальной защиты.
Главной формой организационного обеспечения этих функции является распорядительные и программные документы Правительства.
На региональном уровне субъектом управления является подразделение, администрации республики, края, области, учреждения социальной службы помощи населению, специалисты по социальной работе.
Региональное управление исполняет ряд функции:
· аналитическую (анализ потребностей населения и эффективности социальной работы);
· научно-методическую (обеспечивает развитие исследования и разработку методик социальной работы);
· организационную (создает и развивает специальные областные учреждения, готовит и подбирает кадры и т.д.);
· идеологическую (планирует развитие социальной помощи населения в том или ином направлении в зависимости от потребности региона);
· финансовую (обеспечивает в основном бюджетное финансирование, привлекает средства фондов, благотворителей, общественных организации);
· программную (обеспечивает разработку региональных программ).
Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства.
Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в форме реализации отдельных государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.
Таким образом, управление социальной работой осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях.
Для повышения эффективности социальной политики важное значение имеет взаимодействие всех уровней управления, которые должны учитывать социальную ситуацию и проблемы развития социальной сферы.