Правовое регулирование конкуренции и монополии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ

Направление подготовки

40.03.01 «Юриспруденция»

Профиль подготовки

гражданско-правовой

Форма обучения: заочная

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Челябинск

Правовое регулирование конкуренции и монополии: Рабочая программа дисциплины / С. А. Захарова. – Челябинск: АНО ВПО «Российская академия предпринимательства» Челябинский филиал, 2014. – 35 с.

Правовое регулирование конкуренции и монополии: Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», квалификация (степень) «БАКАЛАВР», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 463 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г.

Является единой для всех сроков обучения.

Программа одобрена на заседании кафедры «Теория государства и права и государственно-правовые дисциплины» от 29.08. 2014 года, протокол № 1.

Зав. кафедрой разработчика – Захарова С. А., к.ю.н., доцент

Разработчик программы – Захарова С. А., к.ю.н., доцент

Рецензенты:

1. Сергеев М. А., к.ю.н., доцент, заведующего кафедрой уголовного права и уголовного процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

2. Галиева Е. Б., к.и.н., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

© Издательство АНО ВПО «РАП»

Челябинский филиал, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………… 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) ….. 5
3. Содержание дисциплины ……………………………………………………….12
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………….14
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………………………………………… 16
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины, модуля………………………………………………………… 22
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………………………………24
8. Методические указания по освоению дисциплины (модуля) ………………..24
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля), необходимое для её освоения…………………………………………………………………… 34

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Название дисциплины (модуля) и общая информация о ней

Рабочая учебная программа дисциплины «Правовое регулирование конкуренции и монополии» предназначена для реализации Федерального государственного стандарта Высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция».

1.2 Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью изучения дисциплины «Правовое регулирование конкуренции и монополии» является формирование у бакалавров умения использовать действующую нормативную и законодательную базу, регулирующую конкурентные отношения, для решения управленческих задач, способствующих эффективному функционированию хозяйствующих субъектов на товарных рынках. Обеспечение студентов комплексом основных знаний по теоретическим и практическим аспектам антимонопольного регулирования в России и за рубежом, развитие способности обучающихся к исследованию совокупности управленческих, экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в процессе антимонопольной практики государства на макро- и микроуровнях.

После изучения данной дисциплины выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

– оперировать понятиями и категориями дисциплины «Правовое регулирование конкуренции и монополии»;

– анализировать,толковать и правильно применять нормы антимонопольного законодательства;

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в сфере регулирования конкуренции и монополии;

– разрабатывать документы, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– устанавливать факты правонарушений в области антимонопольного законодательства, определять меры ответственности виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

1.3 Входные требования и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Правовое регулирование конкуренции и монополии» является дисциплиной профессионального цикла по вариативной части (дисциплиной по выбору) и обеспечивает приобретение знаний, связанных с поддержкой и анализом конкурентной среды.

В системе профессиональной подготовки специалистов данного профиля дисциплина «Правовое регулирование конкуренции и монополии» изучается студентами после приобретения знаний по дисциплинам «Теория государства и права», «Административное право», «Предпринимательское право», «Коммерческое право». Набор входящих знаний и умений, состоящий в знании и научном понимании сущности государственно-правового управления, основ конституционного строя государства и функционирования системы органов государственной власти, а также сущности и содержании основных понятий, категорий, институтов указанных отраслей права, а также в умении анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, владеть культурой мышления, способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, что обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «Правовое регулирование конкуренции и монополии».

Таблица 1 -Междисциплинарные связи

№ п/п Наименование предыдущих дисциплин № № разделов данной дисциплины, основанные на изучение предыдущих дисциплин
1. Теория государства и права   Х  
2. Предпринимательское право   Х Х
3. Коммерческое право   Х Х
4. Административное право Х Х  

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Таблица 2- Структура компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины (модуля)

ФГОС Профессиональный стандарт Характеристика трудовых функций
Код компетенции Наименование компетенции
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Знать: закономерности и особенности профессиональной речи юриста; взаимосвязь культуры речи и культуры мышления юриста. Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Владеть:навыкамилогически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи. оперирование юридическими понятиями и категориями в области правового регулирования конкуренции и монополии; логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной речи; изложение в письменной форме правовой информации, связанной с оказанием юридической помощи гражданам и организациям; общение, ведение гармоничного диалога в процессе коммуникации в профессиональной сфере.
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Знать: теоретические основы государственного антимонопольного регулирования; особенности естественных монополий в России и за рубежом; мировую практику в сфере антимонопольного законодательства; понятие и стадии процесса правового регулирования, понятие правовых средств. Уметь: анализировать социально значимые проблемы и процессы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование. Владеть: навыками оценки выработанной стратегии правового регулирования, направленной на решение проблем, стоящих перед обществом. применение на практике знаний о формах правового воздействия на социально значимые проблемы и процессы, общественные отношения и сознание людей, факторах, определяющие специфику правового регулирования; применение на практике знаний о правовых средствах, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, способах и методах правового регулирования и специфике их применения; выявление и анализ социально значимых проблем и процессов в целях выработки наиболее эффективного механизма правового регулирования
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Знать: понятие и сущность правосознания, правовой культуры, роль права в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности юриста. Уметь: мыслить логически, грамотно с юридической точки зрения, осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания и высокого уровня правовой культуры. Владеть: навыками анализа антимонопольного законодательства, действий хозяйствующих субъектов и государственных и муниципальных органов.     логически и юридически грамотно давать оценку, анализ правового регулирования конкуренции и монополии; анализ практических ситуаций по монополизации предпринимательской деятельности и выявление имеющихся в данной области противоречий интересов; юридическая квалификация на основе развитого правосознания и высокого уровня юридической техники; анализ правоотношений, оценка их нормативного регулирования и практики правореализации и правоприменения; осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания и высокого уровня правовой культуры, преодоление проблем в правореализационной деятельности.
ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать:понятие и значение применения нормативных правовых актов; реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности Уметь: анализировать материально-правовую сторону регулирования отношений и осуществлять правореализационную деятельность с соблюдением требований материальных и процессуальных норм. Владеть: навыками применения нормативных правовых актов; реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности применение на практике знаний о способах реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности, путях разрешения правовых коллизий, квалифицированное применение норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности; работа с материальными и процессуальными нормативными правовыми актами; анализ материально-правовой стороны регулирования отношений и осуществления правореализационной деятельности с соблюдением требований материальных и процессуальных норм
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Знать:понятие юридических фактов и обстоятельств; требования юридически обоснованной и грамотной их квалификации. Уметь: анализировать юридические факты и иные юридически значимые обстоятельства, а также возникающие в связи с ними гражданские отношения Владеть: навыками правореализационной и правоприменительной деятельности, связанной с юридической квалификацией фактических обстоятельств дела. на профессиональном уровне определение круга фактов, необходимых и достаточных для осуществления юридической квалификации; осуществление правовой экспертизы собранных фактов; анализ норм права и на их основе проведение юридической квалификации фактов и обстоятельств; осуществление правореализационной и правоприменительной деятельности, связанной с юридической квалификацией фактических обстоятельств дела
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов Знать: основные законодательные акты государственного антимонопольного регулирования в России; требования к составлению и оформлению юридических документов. Уметь: оформлять заявления, ходатайства и уведомления в антимонопольный орган; правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть: методами работы с нормативными правовыми актами и иными документами, регулирующими правоотношения в сфере конкуренции и монополии использование действующей правовой базы для принятия управленческих решений в сфере правового регулирования конкуренции и монополии; оформление заявлений, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган; составление и оформление юридических документов; оперирование юридическими понятиями и категориями; анализ юридических фактов и возникающие в связи с ними правоотношения; работы с нормативными правовыми актами и иными документами, регулирующими правоотношения в сфере конкуренции и монополии; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования конкуренции и монополии

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– основные положения, сущность и содержание основных понятий правового регулирования конкуренции и монополии;

– теоретические основы государственного антимонопольного регулирования;

– особенности естественных монополий в России и за рубежом;

– мировую практику в сфере антимонопольного законодательства;

– основные законодательные акты государственного антимонопольного регулирования в России;

– три метода антимонопольного регулирования (метод контроля за ценами, метод национализации, метод контроля экономической концентрации);

уметь:

– оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового регулирования конкуренции и монополии;

– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

– системно анализировать практические ситуации по монополизации предпринимательской деятельности и выявлять имеющиеся в данной области противоречия интересов;

– использовать действующую правовую базу для принятия управленческих решений; оформлять заявления, ходатайства и уведомления в антимонопольный орган;

– выявлять нарушения антимонопольного законодательства;

– защищать права хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

владеть:

– основным правовым терминологическим аппаратом, связанным с регулированием правоотношений в сфере конкуренции и монополии;

– основными способами толкования нормативно – правовых актов, связанных с регулированием конкуренции и монополии;

– методами работы с нормативными правовыми актами и иными документами, регулирующими правоотношения в сфере конкуренции и монополии;

– навыками анализа антимонопольного законодательства, действий хозяйствующих субъектов и государственных и муниципальных органов.

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 3 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности

Вид учебной работы Всего час./зач.ед., форма контроля Количество семестров
Контактная работа обучающихся с преподавателем:
В том числе:  
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен/9
Общая трудоемкость 180/5

НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 4 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности

Вид учебной работы Всего час./зач.ед., форма контроля Количество семестров
Контактная работа обучающихся с преподавателем:
В том числе:  
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен/9
Общая трудоемкость 180/5

2.2 Разделы и темы дисциплины (модуля) и виды занятий

НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 5 - Перечень видов занятий по разделам дисциплины (модуля)

Наименование разделов и тем дисциплины Лекции, час. Практические занятия, час. Самостоятельная работа, час. Промежуточная аттестация, час. Всего, час.
Раздел 1        
Тема 1.1 Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков    
Тема 1.2 Сущность антимонопольного регулирования и его направления    
Раздел 2        
Тема 2.1 Выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением    
Тема 2.2 Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов    
Тема 2.3 Предупреждение антиконкурентных действий государственных и муниципальных органов      
Раздел 3        
Тема 3.1 Государственный контроль экономической концентрации    
Тема 3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства    
Тема 3.3 Антимонопольное регулирование естественных монополий      
ВСЕГО

НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 6 - Перечень видов занятий по разделам дисциплины (модуля)

Наименование разделов и тем дисциплины Лекции, час. Практические занятия, час. Самостоятельная работа, час. Промежуточная аттестация, час. Всего, час.
Раздел 1        
Тема 1.1 Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков      
Тема 1.2 Сущность антимонопольного регулирования и его направления      
Раздел 2        
Тема 2.1 Выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением      
Тема 2.2 Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов      
Тема 2.3 Предупреждение антиконкурентных действий государственных и муниципальных органов      
Раздел 3        
Тема 3.1 Государственный контроль экономической концентрации    
Тема 3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства      
Тема 3.3 Антимонопольное регулирование естественных монополий      
ВСЕГО

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 7 - Перечень заданий для практических занятий (семинаров)

Раздел дисциплины Наименование практических работ
Раздел 1 Тема 1.1 Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков Тема 1.2 Сущность антимонопольного регулирования и его направления Практическое занятие № 1 Составить таблицу «Монопольные и конкурентные рынки» Практическое занятие № 2 Составить таблицу «Виды конкуренции и их характеристика»
Раздел 2 Тема 2.1 Выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением Тема 2.2 Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов Тема 2.3 Предупреждение антиконкурентных действий государственных и муниципальных органов Практическое занятие № 3 Анализ нормативных правовых актов Практическое занятие № 4 Составить таблицу «Перечень соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию» Практическое занятие № 5 Анализ нормативных правовых актов
Раздел 3 Тема 3.1 Государственный контроль экономической концентрации   Тема 3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства   Тема 3.3 Антимонопольное регулирование естественных монополий   Практическое занятие № 6 Составить таблицу «Действия и сделки, требующие разрешения антимонопольных органов» Практическое занятие № 7 Составить таблицу «Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства» Практическое занятие № 8 Анализ нормативных правовых актов

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 8 - Перечень технологий активного обучения, применяемых в разделах

дисциплины (модуля)

№п/п Раздел (тема) дисциплины (модуля) Применяемые технологии активного и интерактивного обучения Кол-во часов
Тема 1.2 Сущность антимонопольного регулирования и его направления. Работа в парах: составление тестов и решение их в группах
Тема 2.1 Выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением. Работа в парах: анализ нормативно-правовых актов
Тема 3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Работа в парах: анализ судебной практики

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы

1. Подготовка докладов по темам разделов 1, 2, 3 (по выбору студента).

2. Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.

3. Подготовка к тестированию по всем темам курса.

4. Ответы на вопросы для самоконтроля.

Перечень вопросов для самоконтроля:

1. Почему конкуренция является главным элементом механизма рыночной экономики?

2. Что такое конкуренция как экономическая категория?

3. Какое определение конкуренции дано в законе «О защите конкуренции»?

4. Какие функции конкуренции можно выделить?

5. По каким признакам можно классифицировать конкуренцию?

6. Какая конкуренция считается совершенной?

7. Назовите признаки совершенной конкуренции.

8. Что такое полиполия?

9. Что такое транспарентность рынка?

10. Что такое монополистическая конкуренция?

11. Что такое олигополия?

12. Что такое монополия?

13. Что такое монопсония?

14. Какая конкуренция называется недобросовестной?

15. Какие формы монополистических объединений Вы знаете?

16. Что такое регулирование?

17. Что такое антимонопольное регулирование?

18. По каким направлениям осуществляется антимонопольное регулирование?

19. Что относится к источникам антимонопольного права?

20. Что относится к антимонопольному законодательству?

21. На каком положении Конституции РФ основывается антимонопольное законодательство?

22. Каковы цели закона «О защите конкуренции»?

23. Какие антимонопольные органы существуют в РФ?

24. Назовите функции антимонопольных органов.

25. Какие полномочия имеют антимонопольные органы?

26. Какие права имеют работники антимонопольных органов при проведении проверок?

27. Каковы обязанности физических и юридических лиц при проведении проверки антимонопольным органом?

28. Что считается монополистической деятельностью?

29. Какие имеются основания для признания тех или иных лиц группой лиц?

30. Что такое доминирующее положение хозяйствующего субъекта?

31. Является ли доминирующее положение незаконным?

32. С помощью какого показателя определяется доминирующее положение?

33. Имеет ли право хозяйствующий субъект представлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим?

34. Что считается злоупотреблением доминирующим положением?

35. Какие действия однозначно признаются злоупотреблением доминирующим положением?

36. Какие методы применяются для обоснования монопольно высокой или монопольно низкой цены товара?

37. Какие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, могут быть признаны допустимыми?

38. В каких случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов запрещены?

39. Что можно считать соглашением между хозяйствующими субъектами?

40. Какие действия хозяйствующих субъектов можно считать согласованными?

41. Какие конкретно соглашения или согласованные действия относятся к соглашениям или согласованным действиям, ограничивающим конкуренцию?

42. Вправе ли хозяйствующие субъекты представлять доказательства того, что соглашения могут быть признаны допустимыми?

43. Что такое «вертикальное» соглашение?

44. Каким требованиям должны отвечать «вертикальные» соглашения, чтобы они признавались допустимыми?

45. На какие органы распространяются требования антимонопольного законодательства по предупреждению антиконкурентных действий?

46. Какие конкретно антиконкурентные действия запрещены государственным и муниципальным органам?

47. Какие соглашения между указанными в законе органами запрещены?

48. Какие действия запрещаются при проведении торгов?

49. Каких лиц касаются антимонопольные требования к торгам?

50. Кто может подать иск о признании торгов недействительными?

51. Каким путём должен проводиться отбор финансовых организаций?

52. В каких целях могут предоставляться государственные или муниципальные преференции?

53. Необходимо ли согласие антимонопольного органа на предоставление государственных или муниципальных преференций?

54. Какие ограничения антимонопольный орган может ввести в отношении предоставления государственных или муниципальных преференций?

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 9 - Результаты освоения компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Этапы формирования (наименование тем) Виды работ обучающихся Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.)
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков Аналитическая обработка текста. Опрос
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Сущность антимонопольного регулирования и его направления Составить таблицу «Виды конкуренции и их характеристика» Оценивание качества работы
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов Составить таблицу «Перечень соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию» Оценивание качества работы
ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Анализ нормативно-правовых актов Опрос
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Государственный контроль экономической концентрации Составить таблицу «Действия и сделки, требующие разрешения антимонопольных органов» Оценивание качества работы
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов Антимонопольное регулирование естественных монополий Анализ нормативно-правовых актов Опрос

5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Тематика эссе, рефератов

1 Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков

2 Краткий анализ антимонопольной политики и методы ее проведения в различных странах мира.

3 Модели строительства и проведения антитрестовского законодательства: административная (политическая) и юридическая.

4 Американская модель государственного вмешательства в конкуренцию на рынке.

5 Стремление государств Евросоюза к гармонизации действующего конкурентного законодательства.

6 Цель и задачи антимонопольного регулирования. Направления антимонопольного регулирования.

7 Антимонопольное законодательство РФ.

8 Функции и полномочия антимонопольных органов.

9 Понятие монополистической деятельности.

10 Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов.

11 Предупреждение антиконкурентных действий государственных и муниципальных органов.

12 Государственный контроль экономической концентрации.

13 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

14 Сфера деятельности естественных монополистов.

15 Государственное регулирование и контроль естественных монополий.

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рекомендуемый список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ принят Гос. Думой РФ 22 декабря 1995 г. // Собрания законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – ст. 410.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : федер. закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ принят Гос. Думой РФ 1 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации РФ 14 ноября 2001 г. // Собрания законодательства РФ. – 2001. – 3 декабря. – № 49. – ст. 4552.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ принят Гос. Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. // Собрания законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25. – ст. 2954.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 7 января. – № 1. – ст. 1.

6. О естественных монополиях : федер. закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ принят Гос. Думой РФ 19 июля 1995 г. // Собрания законодательства РФ. – 1995. – 21 августа. – № 34. – ст. 3426.

7. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ принят Гос. Думой РФ 22 февраля 2006 г.; одобрен Советом Федерации РФ 3 марта 2006 г. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 20 марта. – № 12. – ст. 1232.

8. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ принят Гос. Думой РФ 8 июля 2006 г.; одобрен Советом Федерации РФ 14 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 31 июля. – № 31 (ч. 1). – ст. 3434.

9. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федер. закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ. [Электронный ресурс] / Информационный банк «КонсультантПлюс: Высшая Школа».

Основная литература

1. Артемьев, И. Ю. Конкурентное право России: учебник/Артемьев И. Ю., Алешин Д. А., Башлаков-Николаев И. В..- М.: «Высшая школа экономики», 2014.- 495с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=227268&sr=1

2. Братановский, С. Н. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации.- М.: «Директ- Медиа», 2012.- 162с.- [Электроный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=131681&sr=1

3. Понятие рыночной экономики. Конкуренция и монополия в рыночной экономике, Ч. 1. Сборник студенческих работ.- М.: «Студенческая наука», 2012.- 1096с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226397&sr=1

Дополнительная литература

1. Тотьев, К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Т. 2. Нормативный пакет.- М.: «Научный эксперт», 2010.- 352с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78106&sr=1

2. Федорова, И. А. Правовое регулирование в экономике и управлении: хрестоматия.- М.: «Евразийский открытый институт», 2011.- 342с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=93150&sr=1

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. ЭБС “Университетская библиотека онлайн»: http:// biblioclub.ru

2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1358

3. Список журналов ВАК.- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/

4. Общий перечень периодики ЭБС.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1380

5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru

6. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» // http://www.akdi.ru.

7. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.

8. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" // http://www.rbc.ru/.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

8.1 Методические рекомендации преподаватель

Наши рекомендации