Акты применения права: понятие, состав и виды

Акты применения права: понятие, состав и виды

Акт применения права- это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Акты, принимаемые правоохранительными органами, должны иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Виды правоприменительных актов:

По субъектам правоприменения:

- акты органов законодательной власти;

- акты органов исполнительной власти;

- акты органов правосудия;

- акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности:

- акты применения норм уголовного права;

- акты применения норм гражданского права;

- акты применения норм других отраслей.

По функциональному признаку:

- правонаделительные;

- правообеспечительные;

- акты-регламентаторы.

По наименованию:

- приказы;

- постановления;

- указания;

- представления;

- резолюции;

- указы Президента о награждении, о помиловании;

- протоколы;

- решения;

- разрешения;

- предупреждения;

- предписания;

- приговоры.

По способу принятия:

- коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);

- единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).

Внешние функции государства: понятие, характеристика.

Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в области охраны мировой окружающей среды.

Политическая функция

Основным международным органом, которое координирует политические интересы большинства современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах межгосударственных отношений.

Помимо ООН и СНГ существуют также региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и многие другие.

Экономическая функция

Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающееся вопросами мировой экономики: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике.

Функция обороны страны

Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его деятельности. В военное время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной борьбы с противником. В современном обществе подавляющее большинство государств придерживаются оборонительной доктрины, суть которой заключается в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противостояния значительно понижает вероятность возникновения войн в жизни народов, имея в перспективе полное их исчезновение.

Коллизии в праве: понятие, виды, способы разрешения

Коллизии в российском праве – это противоречия между положениями двух или нескольких норм права, либо расхождения между содержанием общеправовых принципов, выраженных в системе норм права, и положениями конкретных норм права.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Монархия: понятие, виды

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

В свою очередь монархия делится на :

- абсолютную

- ограниченную (парламентарную)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Норма права: понятие, виды

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера - на Артериальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: - императивные (содержащие властные предписания); - диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

Акты применения права: понятие, состав и виды

Акт применения права- это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Акты, принимаемые правоохранительными органами, должны иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Виды правоприменительных актов:

По субъектам правоприменения:

- акты органов законодательной власти;

- акты органов исполнительной власти;

- акты органов правосудия;

- акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности:

- акты применения норм уголовного права;

- акты применения норм гражданского права;

- акты применения норм других отраслей.

По функциональному признаку:

- правонаделительные;

- правообеспечительные;

- акты-регламентаторы.

По наименованию:

- приказы;

- постановления;

- указания;

- представления;

- резолюции;

- указы Президента о награждении, о помиловании;

- протоколы;

- решения;

- разрешения;

- предупреждения;

- предписания;

- приговоры.

По способу принятия:

- коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);

- единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).


Наши рекомендации