Политическая система России в октябре 1905 – феврале 1917 гг. Опыт российского парламентаризма.
4 марта 1906 г. вышел указ об общественных организациях, по которым вводится регистрационная система (следовало предоставить устав организации). Партии зарегистрированы не были, но в выборах участвовали. В 1906 г. из левых в выборах участвуют только трудовики и националисты. Эсеры и эсдеки бойкотируют выборы. В Стокгольме решение о бойкоте эсдеки отменили и сумели провести в думу 18 человек.
В апреле 1906 г. идет подготовка проекта конституции. 23 апреля 1906 г. «Основные законы Российской империи» (конституция) были приняты. Подтверждались основные положения манифеста 1905 г., оговаривался порядок управления страной, оговаривалась компетенция каждой власти. Верховная власть у императора сохраняется. Император имеет ответственное перед ним правительство, осуществляет внешнюю политику (объявляет войну и заключает мир), назначает высших чиновников (военная и гражданская бюрократия), имеет право роспуска Госдумы и Госсовета, право помилования.
Исполнительная власть принадлежала объединенному правительству – Совету министров. Председатель назначался императором. Непосредственно императору подчинялись министерства: военное, морское, иностранных дел, финансов. Министерство внутренних дел подчинено непосредственно премьер-министру.
Законодательная власть делится между императором, Госдумой и Госсоветом. Последний 20 февраля 1906 г. реформировали. Он стал верхней палатой парламента. ? Госсовета избиралась православным духовенством, академиями наук, сословными организациями; другая ? часть избиралась населением. Сначала законопроекты рассматривались думой, затем – Госсоветом и потом – на подпись императору, имеющему право вето (применял его сего 2 раза). 87 статья конституции давал императору право принимать указы в обход Госдумы (в период думских каникул). Россия превращается в конституционную монархию, близкую к германскому типу с несколько большими правами короны. Российскую модель называют «Думская монархия» с 1906 по февраль 1917 г. У думы было право вотирования бюджета.
27 апреля 1906 г. I-я дума начала работу. Абсолютного большинства не было ни у кого, относительное – у кадетов, так как в их руках был контроль над СМИ. В первой думе у кадетов 179 мандатов, у октябристов – 16, у трудовиков – 97; 105 – беспартийные, 63 – автономисты, черносотенцы не представлены. Председатель думы – кадет Муромцев. Дума просуществовала 72 дня, занимаясь демагогией. 8 мая 1906 г. кадеты внесли аграрный «проект 42-х». В ней содержались положения: отобрать у помещиков землю, которую они не обрабатывают и поделить ее между крестьянами. 23 мая 1906 г. трудовики внесли свой «проект 104»: отнять у помещиков землю за выкуп, провести передел земли между крестьянами по нормам обработки (в зависимости от того, сколько семья может обработать, не прибегая к найму). 8 июня в думу внесен «проект 33» - эсеровская программа социализации земли. Думцы потребовали всеобщей политической амнистии.
С весны 1906 г. в стране происходит подъем терроризма. Наблюдается рост уголовной преступности. Амнистии не случилось. Думцы со своей стороны не осудили терроризм. Со временем Столыпин понял, что с думой договориться нельзя и поставил вопрос о роспуске думы. На этом же настаивал и премьер-министр Горемыкин. Они стали действовать совместно. После долгих уговоров им удалось убедить императора в роспуске думы.
9 июля 1906 г. дума была распущена. Новым премьер-министром стал П.А. Столыпин (он же сохранил пост министра внутренних дел). Часть депутатов отправляются в Выборг и обратились с «Выборсгским воззванием» с призывом к населению о пассивном сопротивлении (не давать новобранцев в армию, не платить налогов). Эсеры выпустили аналогичное анонимное воззвание.
В июле 1906 г. разгораются военные мятежи в Кронштадте, на ревельском рейде и в Свеаборге (здесь орудуют финские террористы). Растет уголовная преступность. На Столыпина было осуществлено покушение. Он начинает бороться с терроризмом через систему военно-полевых судов. Преступность пошла на спад. Репрессивные меры для Столыпина – это средство продолжить капиталистическую модернизацию.
В августе-сентябре 1906 г. выходят первые указы по аграрной реформе. В начале 1907 г. прошли новые выборы в думу. Левоэкстремисты уже не бойкотируют выборы. У кадетов тем сам появляются соперники в их лице и они терпят поражение. Левоэскремисты одерживают победу.
С 20 февраля по 2 июня 1907 гг. работает II-я Госдума. У кадетов – 92 мандата, у социал-демократов (эсдеков) – 65, у эсеров – 37, у народных социалистов (энесов) – 16, у трудовиков – 57 мандатов. Правоцентристы были представлены незначительно: 22 мандата – кадеты, 32 – у черносотенцев и умеренно правых, 78 – у автономистов, 16 – казачья группа, остальные – беспартийные. Всего в Госдуме – 518 депутатов.
Такой расклад сил делал думу недееспособной. Линия левых и ультралевых – отвергать все, что шло от правительства. 6 марта Столыпин зачитал правительственную декларацию, в которой содержалась программа радикальных преобразований. Помимо аграрной реформы содержались обязательства развивать рабочее законодательство, постепенного введения обязательного и бесплатного образования, создания волостных земств, расширения прав земств на всесословной основе. Говорилось о стремлении неукоснительно соблюдать положения манифеста и о проведении полицейской реформы (слияние политической и уголовной полиции в рамках Министерства внутренних дел). Т.е. программа была либеральной, но депутаты уклонились от ее обсуждения. Кадеты и левоэкстремисты вместо этого устроили говорильню о военно-полевых судах, хотя в апреле они прекратили свою деятельность. Дума отказывается осудить терроризм и отказывается рассмотреть проект аграрной реформы из-за того, что он идет от правительства. Поднялась говорильня о ликвидации помещичьих земель. Законопроект о призыве новобранцев и бюджет были приняты с трудом. Лишь автономисты активно способствовали проведению бюджета.
Но Россия стояла перед задачами продолжения модернизации и реформирования с/х с архаичной общиной. Россия к тому же недавно проиграла войну и должна была восстановить военно-морские силы и модернизировать армию. В Англии уже начали строить линкоры нового типа – Дредноуты. Столыпин ставит вопрос о роспуске думы и о соответствии избирательного закона 1905 г. реальному уроню политического сознания масс. Изменение избирательного законы должно быть временным явлением. Нужно было создать ответственный средний класс – носитель развитого правосознания. Когда он будет создан, все избирательные ограничения можно отменить и ввести всеобщее избирательное право.
Николай колеблется по своему обыкновении, но не было бы счастья, да – несчастье помогло: эсдеки вели агитацию в войсках, превышая свои полномочия. Столыпин потребовал исключить из думы 55 эсдеков, а 16 – лишить неприкосновенности. 1 июня он вышел в думу с соответствующими требованиями. Думцы дают уклончивый ответ.
3 июня 1907 г. выпущено 2 законодательных акта: манифест о роспуске государственной думы и новый избирательный закон. Суть последнего – перераспределение голосов. От некоторых национальных окраин (Якутской и Семиреченской областей) представительство упраздняется, так как их население не достигло должного уровня гражданственности. От Польши, Закавказья и других национальных окраин представительство уменьшается, так как их депутаты вели себя вызывающе. Рабочую курию сохранили в 6 губерниях, городскую разделили на 2: 1)крупные городские собственники, 2)все остальные городские избиратели. От крестьян и от рабочих представительство уменьшили (временная мера).
2/3 депутатов выбирали землевладельцы и 1-я городская курия, остальные – 1/3. Этот избирательный закон называют третьиюньским государственным переворотом. Но это – не так: насильственного захвата власти не было, нарушения конституции не было.
о, но существовала тактика блоков. Решающую роль (роль центра) играли октябристы – 148 мандатов; правые, русские националисты и умеренно-правые – 94 мандата; самые правы – черносотенцы – 50; слева: кадеты – 54, прогрессисты 28 (очень близки к кадетам, голосовали вместе); автономисты, стоявшие особняком – 26 мест, крайне левые: – 19 мест, у социал-демократов, 14 – у трудовиков. Таким образом в государственной думе были возможны два большинства: правооктябристское (октябристы + те, кто справа) или октябристско-кадетское (октябристы + кадеты + прогрессисты). Столыпин договорился с октябристами. Они до весны 1911 г. его поддерживают. По одним вопросам они голосуют вместе с правыми, а по другим – с кадетами. Такая тактика лавирования между двумя большинствами, применяемая Столыпиным, получила название «Думский бонапартизм».
Основные результаты революции 1905 – 1907 гг. остаются прежними. В 1907 – 1911 гг. чувствуется наступление предпринимателей на рабочих. Там, где во время революции удалось ввести 8-часовой рабочий день, предприниматели удлиняют его до 9 – 11 часов и злоупотребляют сверхурочными работами. Количество крестьянских движений резко падает. Сохраняются все права и свободы, закрепленные в конституции. Периодическая печать неподцензурна. Политические партии, начиная от кадетов, действуют вполне легально; те, кто левее от них легальными не считались, но это не мешало им выпускать свою печать. Аннулировать мандаты левых партий правительство так и не решилось.
Количество смертных казней увеличивалось. До 1905 г. она была крайне редким явлением. В связи с революцией и подъемом терроризма их количество увеличилось. Но Россия сравнялась по их числу с США, Францией и Германией. С 1907 по 1910 гг. – 5 тыс. смертных приговоров (3500 привели в исполнение). С конца 1909 г. их количество резко упало. Для Столыпина такие жесткие меры – это средство модернизации.
В 1908 г. через думу прошел законопроект о народном образовании. Начальное образование предполагалось сделать к 1920 г. всеобщим, обязательным и бесплатным. После принятия закона ассигнования на образование увеличились (с 40 млн. в 1905 до 300 млн. в 1908).
В 1908 г. в думу внесен законопроект о расширении социального страхования рабочих (ранее существовало страхование по случаю смерти или по потери работоспособности). Теперь добавилось страхование по болезни. Эти пособия выдавались больничными кассами из отчислений рабочих и предпринимателей. Но против законопроекта высказалась партия октябристов. Они сочли его слишком невыгодным. Его пришлось отложить в сторону и только 23 июня 1912 г. он был принят.
Предполагалось провести административные преобразования – введение земств в западных губерниях. Принят в 1911 г. Столыпин также внес законопроект об ограничении автономии Финляндии. В Финляндскую конституцию внесли уточнения по вопросам суда, полиции, выдачи преступников и прав русских подданных (если с конституцией Финляндии были расхождения, то первенство в этих вопросах было за Российскими законами).
В период работы Третьей думы активно продолжается военная реформа, начатая еще в 1905 г. Третья дума выделяла ассигнования. На первом этапе реформы 1905 – 1908 гг. осуществляется децентрализация военного управления. Военному министерству оставили административно-хозяйственные функции, расширив полномочия Генштаба. Был создан совет Гособороны во главе с Н.Н. Романовым (двоюродный дядя царя). Он осуществлял руководство Генштабом и отвечал за разработку реформ в армии: провел омоложение офицерского состава, ввел аттестационную комиссию. По итогам деятельности последней уволили 7 тыс. офицеров. Была расширена сеть военно-учебных заведений. Пересматриваются сроки военной службы (в сухопутных войсках служба составила 3 года, в морских – 5 лет).
Повышенное внимание в период проведения военной реформы было уделено созданию обученного резерва. Были созданы отдельные, не зависящие от военного ведомства управления (по пехоте, по артиллерии, кавалерии, по военно-учебным заведениям).
На втором этапе в 1908 – 1912 гг. военная реформа проводилась военным министром генералом Сухомлиновым – фанатиком централизации. Он передал функции совета государственной обороны военному ведомству, подчинил Генштабу с 1909 г. высшую аттестационную комиссию, сам же ее и возглавив, а также управления. Была проведена переаттестация. Упразднены резервные и крепостные войска (вместо них созданы пехотные дивизии). Сухомлинов создает авиационные соединения, увеличивается количество артиллерии, создается служба радиосвязи. Были ликвидированы некоторые приграничные крепости в Польше, так как в случае войны они могли бы быть окружены А-В и Германией. Было решено перенести линию обороны на восток – на приграничную полосу от Шаулея до Белостока и Бреста.
Большое внимание было уделено развитию сети военно-учебных заведений. Улучшилась программа обучения, стали изучать военные доктрины противников. Германские уставы использованы при составлении новых уставов вооруженных сил. Расширяется прием в военно-учебные заведения. Все ограничения (кроме возрастных и медицинских) ликвидируются. Повышается офицерское жалование и жалование сверхсрочникам и пенсионное обеспечение. Параллельно улучшилась подготовка унтер-офицерского (сержантского) состава. Уменьшается время на парады, увеличивается время на военное обучение.
В целом русская армия в первую мировую войну показала себя гораздо лучше, чем в русско-японскую. Военная реформа была осуществлена, а военная программа – нет.
В 1912 г. была принята военная и морская программы. Военная – полное перевооружение; морская – строительство Дредноутов. Обе программы должны были завершиться к 1917 г. Николая гипнотизировала Цусима. Он перераспределил расходы с упором на военно-морские силы. Но роль ВМС в первой мировой войне оказалась минимальной.
К началу первой мировой войны Россия имела самую большую армию: 1 млн. 423 тыс. человек (больше чем у Германии (683 тыс.) и Австро-Венгрии (478 тыс.) вместе взятых). Артиллерийских орудий у России 6848 против 6429 у немцев, но они превосходили нашу армию по тяжелым орудием (2076 против 240). У Австро-Венгрии 3401 легкое орудие и 506 – тяжелых.
В 1909 г. в связи с обсуждением морской программы у Столыпина возник конфликт с октябристами. Гучков, участвовавший в англо-бурской и македонской войнах, считал себя специалистом и поставил вопрос о некомпетентности части военно-морского комсостава. Столыпин говорил, что проверка компетенции не входит в обязанности думы. Столыпин дожидается думских каникул и провел проект программы по 87-й статье конституции. Столыпин впоследствии создает фракцию русских националистов (правые и часть октябристов).
Национализм в понимании П.А. Столыпина. Национализм – это чувство общности судьбы со своим народом и ответственность за нее. Столыпин трояко понимал национализм:
1.Понимание национализма через идею национального суверенитета. Он (суверенитет) принадлежит ни одному лицу, а – народу в исторической преемственности. Власть, все ее институты и функции исходят от нации. Власть делегируется лицам в силу их компетенции. Если власть зарывается, то – она сборище сбесившихся холопов. Власть без ответственности нации лишена легитимности (18 в.). Столыпин понимал, что существующие порядки нужно совершенствовать. Цель реформ – укрепление российского государства и благоденствие русской нации. При этом он понимал самодержавие как власть монарха как выразителя и защитника народных интересов.
2. Национализм состоит в безусловном признании верховенства российских национально-государственных интересов перед остальными.
3. Национализм – это безусловный приоритет общенациональных интересов перед узкоклассовыми и узкосословными. Верность этому он продемонстрировал во введении земств в Западных губерниях. Столыпин хотел расширить права земств, оградить их от излишней опеки. Ему это в большей степени удалось.
С земствами наладилось сотрудничество еще с началом проведения аграрной реформы. Начать решено с Западных губерний (Правобережная Украина и Западная Белоруссия). Здесь следовало вводить земство на особых условиях, так как в этих регионах было много польского дворянства. Столыпин предложил провести выборы не по сословным куриям, а – по национальным. Система давала преимущество крестьянству. Это вызвало негодование дворянской реакции. Николай колеблется, но все же после убеждений Столыпина в начале 1911 г. он санкционировал обсуждение проекта. В думе он проходил с трудом. Его атаковали либералы и дворянские круги. Образовался трогательный союз ультралевых и ультраправых. Дума приняла законопроект, но в Госсовете при обсуждении в начале марта 1911 г. он потерпел неудачу. В нем были сильны позиции консерваторов. Помещики видят в нем опасность возвышения крестьянства. Столыпин добился объявления 3-х дневного перерыва в работе Госсовета, санкционированного императором. Закон был принят по 87 статье. Дума и госсовет вновь созываются. Возникает парламентский кризис. Гучков сложил полномочия председателя думы. Дума и Госсовет выступили с резкой критикой Столыпина. Октябристы перешли в оппозицию.
Одновременно резко ослабились позиции Столыпина при дворе. Он даже направил Николаю прошение об отставке, но получил отказ. Вместе с тем, Столыпин продолжил настаивать на проведении реформы земств в Польше. По некоторым данным он вынашивал проект предоставления Польше полной самостоятельности во внутренних делах, но при сохранении личной унии с Россией. В некоторых уездах Люблинской и Седцлецкой губерний преобладало русское население. На случай реформы он полагал вывести эти уезды из состава Польского государства. Он разрабатывает проект создания единой Холмской губернии. Император в конце-концов склонился на это, но реформа была проведена после смерти Столыпина в 1912 г, а в 1913 г. губерния была создана.
Позиции Столыпина постепенно ослабевали. 1 сентября 1911 агент охранки и экстремист Багров совершил покушение на Столыпина. 5 сентября 1911 г. последнего реформатора Российской империи не стало. Его приемником на посту премьера стал В.Н. Коковцов – хороший экономист, но не политик. Положение осложнялось новым всплеском массового движения с 1912.
Билет 16