Правовые принципы гражданской службы
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Также регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется согласно ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
1) Конституцией РФ;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
4) указами Президента РФ;
5) постановлениями Правительства РФ;
6) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
7) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
8) нормативными правовыми актами государственных органов.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» определяет основные термины правового обозначения положения государственных служащих:
1. Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации (государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.
2. Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Федерации.
3. Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
4. Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
5. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Федерации (гражданская служба субъектов Федерации).
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.