Указ Сенатский, по Высочайшему повелению 5 марта 1849 г. - О освобождении содержащихся в арестантских ротах арестантов Магометанского и Еврейского исповеданий от работ для молитвы
Правительствующий Сенат слушали рапорт Военного Министра, в коем изъясняет, что Государь Император в 9 день сего Февраля Высочайше повелеть соизволил: 1) Содержащихся в арестантских ротах инженерного ведомства арестантов Магометанского и Еврейского исповеданий, освобождать от работ для молитвы, первых по пятницам, а последних по субботам, не освобождая их за тем от работ в воскресные дни, дабы арестанты всех исповеданий имели не более как по одному свободному дню в неделе, и именно: тогда, когда по обрядам их совершается Богослужение. 2) Правило сие распространить и на арестантские роты гражданского ведомства.. О сих Высочайших повелениях, он, Военный Министр, доносит Правительствующему Сенату, для обнародования оных. Приказали: О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении для надлежащего исполнения послать всем Губернским, Войсковым и Бессарабскому Областному Правлению указы, каковыми уведомить Министров.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.142.
Высочайше утвержденное положение Военного Совета, объявленное в приказе Военного Министра 7 июля 1860 г. - О производстве жалованья Магометанским священникам, за исполнение в военных госпиталях треб для больных чинов Магометанского исповедания
Государь Император, согласно положению Военного Совета, в 7 день Июля Высочайше повелеть соизволил: Магометанским священникам, которые будут исполнять в военных госпиталях духовные требы для больных чинов Магометанского исповедания, производить наравне с Еврейскими Раввинами, исполняющими духовные требы в военных госпиталях, жалованья по двадцати восьми рублей пятидесяти копеек в год, без различия класса госпиталей.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.163.
Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть первая. - Свод законов Гражданских. Издание 1900 года. Книга первая. О правах и обязанностях семейственных. Раздел первый. О союзе брачном. Глава третья. О браках нехристиан между собою и с Христианами (извлечения)
79. Лицо нехристианского исповедания, по восприятии св. Крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещеной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви.
80. Если жена или одна из жен магометанина или другого лица нехристианского исповедания примет св. Крещение, то брак ее может оставаться в своей силе, без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющих родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в Православную веру, ни прельщениями, ни угрозами, ни же другими какими либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание Православной веры, поношения и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшей св. Крещение, во все время ее жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того должно быть известно, что принявшая св. Крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать вышеизложенные обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицом Христианского исповедания.
Буде новокрещеный имел прежде нескольких жен, то, по восприятии св. Крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожелает, преимущественно же обратившуюся равномерно к Христианству, и тогда брак их благословляется по Церковному чиноположению. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями.
Если ни одна из жен креститься не пожелает (ст. 82), и муж не изъявит согласия жить с некрещеной, то ему дозволяется вступить в новый брак с Православной.
Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в Христианство, хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковью возбраненных.
Отделение второе.
О браках Христиан с лицами, не принадлежащими к Христианству.
Российским подданным Православного и Римско-Католического исповедания брак с нехристианами, а Протестантского - брак с ламаитами и язычниками вовсе запрещается.
Брак Российских подданных евангелического исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России[3].
Отделение третье. О браках нехристиан между собой.
Каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона, или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или Христианского духовного правительства.
Запрещение вступать в брак прежде достижения женихом или невестой определенного выше в статье 3, возраста распространяется как на исповедующих магометанскую веру, так и на принадлежащих к иудейскому закону подданных Империи Российской [4].
О заключении и расторжении браков магометан записывается в особые шнуровые книги по правилам, изложенным в Законах о Состояниях.
По магометанским правилам жены отбывающих обязательную военную службу магометан имеют неотъемлемое право выходить замуж за других, если только имеют разводные письма; но для пресечения средств пользоваться сим дозволением вступать в новые супружества тем, которые на то не имеют права, установлены правила, изложенные в нижеследующих (94 и 95 статьях).
Предоставляется вступать в новые браки тем только женам отбывающих обязательную военную службу магометан, которые будут иметь разводные от их мужей письма, и когда развод с ними будет сделан по магометанским законам. Те только разводные письма магометан признаются действительными, которые записаны в метрические книги по предписанному в Законах о Состояниях порядку и подписаны приходскими Имамами или Муллами. Женам магометан, получившим разводные письма, должны быть выдаваемы выписки из метрических книг, содержащие в себе упомянутые разводные письма, с тем чтобы они по истечении срока, в тех письмах назначенного, объявляли непременно, для записки в метрические книги, о своем желании вступить в новое супружество. Вменяется в обязанность приходским Имамам и Муллам, при совершении второго бракосочетания, рассматривать разводные письма и, по надлежащем удостоверении в их существе и форме, совершать бракосочетание только тогда, когда нет причины к спорам.
Как браки, с соблюдением всех вышеозначенных правил совершившиеся, так и рождаемые в оных дети признаются законными; напротив того, браки, основанные на неправильном разводе и заключенные вопреки правил, выше сего постановленных, должны быть признаваемы недействительными.
Общий закон о дозволении женам лиц, лишенных всех прав состояния, выходить за других мужей, распространяется и на магометан, по разрешениям на сие магометанских Духовного Собрания или Духовного Правления каждого по его ведомству.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.186 -187.
Правила для обучения горцев, подготавливаемых для службы в Собственном Его Императорского Величества конвое в Дворянском полку, составленные управляющим Главной Императорской квартирой генерал-адъютантом А.Х. Бенкендорфом в 1829 г.
Не давать свинины и ветчины.
Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними.
Ружьем и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы охотой занимались этим в свободное время.
Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, "которому лучше известно, с каким народом как обращаться".
Не заставлять самих чистить свое платье, для чего имеются собственные служители из их крепостных.
Не запрещать умываться, по обычаю, несколько раз в день. Позволить каждому класть свое оружие и платье возле своей постели, как пожелает.
Не воспрещать надевать оружие, а прапорщик Туганов постарается постепенно их от этого отучить. Вне классов позволить курить трубки.
Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах. Наблюдать, чтобы во время молитвы горцев, дворяне им не мешали.
В свободное от учения время разрешить ездить верхом на своих лошадях, за которыми будет посылать прапорщик Туганов.
Не препятствовать свиданию с единоплеменниками. Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменять ее.
Наконец, разрешить по желанию иметь свои постели.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.262.
2.12. Присяга мусульман, поступающих в военную службу (по «Своду военных постановлений 1869 года»). Приложение Б к статье 6. (извлечения)
5. Поступающие на военную службу... магометане приводятся к присяге по особой форме, указанной ниже в Приложении III, на том из принятых в оной пяти языков (лит. А-Д), какой известен присягающему. Порядок приведения к присяге магометан следующий: 1) присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом Алкоране, повторять слова присяги, которые ему читает духовное лицо магометанской веры, и по окончании клятвы целовать слова Алкорана; 2) лицо, наряженное для присутствования при принятии присяги, обязано: а)поверять правильность выполнения оной…, и б) наблюдать, чтобы духовные лица магометанской веры, во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, отнюдь не произносили фразы по-арабски: инша аллах, а по-татарски: аллах-тилясе (т.е. Богу угодно), а также не переменяли своего места и положения, и чтобы после каждого продолжительного с их стороны перерыва чтения, как-то: кашля, обморока и проч., они возобновляли чтение присяжного листа; 3) в тех местах, где не окажется духовного лица магометанской веры, приведение к присяге магометан должно быть возлагаемо на кого-либо из мусульман грамотных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому предоставляется читать слова присяги. За неимением же грамотных мусульман и за безграмотностью приводимого к присяге, лицо, наряженное для привода его к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами.
(лит. А-Д: Джагатайско-Татарское наречие, Персидский язык, Турецкий язык, Арабский язык, Азербайджано-Турецкое наречие).
Приложение III.
«Клятвенное обещание, с переводом оного на Джагатайско-Татарское наречие, Персидский язык, Турецкий язык, Арабский язык, Азербайджано-Турецкое наречие.
Я, написавший внизу бумаги сей имя свое, клянусь Господом Всемогущим, в присутствии преславного Корана, произнося клятву: валлахи, билляхи, таллахи, в том, что взял на себя и обязался служить верою и правдою Его Императорскому Величеству, моему Августейшему Владыке и Повелителю, Всемилостивейшему Императору, Самодержавному Государю всея России Николаю Александровичу, и истинному и природному Наследнику Его Царства, Его Императорскому Высочеству Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексию Николаевичу, и Им во всем повиноваться; и на службе Их не отступать от пролития крови моей и ради Их не задуматься жертвовать моей жизнью до последнего вздоха; предостерегать и оборонять всеми силами души и тела и всею возможностью моей все, что относится Самодержавству Повелителя моего, Августейшего Императора, силе и власти Его принадлежащим правам и преимуществам, как существующим ныне и узаконенным, так и тем, которые будут существовать когда либо; употреблять все мои усилия на исполнение всего того, что потребуют обязанности верного служения Его Величеству, так же как и того, что касалось бы, каким бы то ни было образом, пользы и блага оного. Если же узнаю об упущениях по службе Его Величества или о случае и происшествии, могущих обратиться во вред интересам Его Величества, или хоть на сколько нибудь нанести им ущерб, обязуюсь не только извещать об этом немедленно тех, к кому, по службе, должно относиться подобное уведомление, но также с поспешностью устранять и отвращать их; хранить крепко всякую Государственную тайну, которая бы мне открылась случайно, или доверена бы была мне от Высочайшего Императорского Правительства; исполнять с верностью и честью, надлежащим образом все, что потребует чин, который бы на меня был возложен, как по сему генеральному обещанию, так и согласно тому, что потребует всякое другое особливое и определенное обещание, и наконец, по всем приказам и инструкциям, определяемым Именем Его Величества от предустановленных надо мной Начальников. Для личной пользы своей, или в видах собственного интереса, или родственника, приятеля, или из личной вражды не делать ничего такого, что бы было противно требованиям моего долга службы и условиям клятвы моей; во всем вести себя так, как прилично верному слуге и честному подданному Его Императорского Величества, и как я должен буду во всем этом отдать отчет перед Богом в страшный день судный. Беру Бога Всевышнего и Правого в свидетели сей моей клятвы. Да требует Он с меня в ней отчета вечно и беспрерывно и да лишит Он меня Своего покрова и Своего милосердия, если я не выполню оной. И потому прошу Его послать мне помощь и возможность душевную и телесную для выполнения клятвы сей. И Бог, конечно, есть наше прибежище и Он внемлет молитвам нашим. Заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана. Аминь.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.263-265.
2.13. Материальное положение мусульман – чиновников и офицеров, духовных лиц и служащих мусульманских духовных управлений (XIX- нач. XX вв.)
Рубль и его содержание. С 1704 г. в России систематически выпускался серебряный рубль весом около 28 г (вес западноевропейского талера, а также 100 серебряных копеек). В 1764 г. содержание серебра в рубле снизилось до 18 г, таким его вес оставался до 1915 г. В 1769 г. при Екатерине II начали выпускать бумажные деньги - ассигнации. Постоянный рост эмиссии ассигнаций вызвал их обесценение сравнительно с серебряной монетой. Так, после Отечественной войны 1812 г. ассигнационный рубль равнялся 1/3 серебряного рубля. В 1839 г. была проведена девальвация ассигнаций: серебряный рубль был приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигнациям. Сложность жизни в такой системе денежного обращения заключалась в том, что размеры денежного содержания устанавливались государством, как правило, в серебряных рублях, выплачивали жалованье весьма часто ассигнациями, а цены, прежде всего плата за квартиру, устанавливалась владельцами в серебряном эквиваленте. В 1843 г. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, окончательно они были упразднены в 1849 г. В 1897 г. основной денежной единицей стал золотой рубль.
Источники существования мусульманского прихода. Традиционным центром любой мусульманской общины является мечеть. По русскому дореволюционному законодательству в штат мечети могли входить имам, хатиб, мударрис, муэдзин, сторожа и слуги. Их содержание должны были обеспечить отчисления из доходов прихожан мечети, сборы с вакуфной собственности, платы за выполнение свадебных и погребальных обрядов, за занятия с учениками мусульманской начальной школы (мектеб) и т.д. С установлением системы государственного регулирования деятельности мусульманского прихода русские власти стали вводить фиксированные размеры сборов за проведение свадебных (завадж) и погребальных (джаназа) обрядов. В начале XIX в. эта сумма не должна была превышать 20 коп., в конце XIX в. в сельской местности плата мулле за участие в погребальном обряде колебалась в пределах от 20 коп. до 2 руб.; за участие в свадьбе мулла мог получить от 15 до 20 коп.; за составление обязательного брачного договора кадий получал установленную администрацией сумму: за брак мусульманина с девицей - 2 руб., за брак с вдовой - 1 руб. В городах размеры оплаты труда мусульманских духовных и судейских лиц, видимо, могли быть более высокими. Для сравнения можно привести сведения о расходах прихожан на оплату труда православного духовенства. Так, в 1908 г. средняя стоимость крещения младенца в православной церкви равнялась 50 коп., венчание обходилось в 5 руб., похороны - в 3 руб.
В целом можно отметить, что доходы причта мечети от совершения ритуальных обрядов были крайне нестабильны, зависели от целого ряда факторов, прежде всего от увеличения или уменьшения числа прихожан. Поэтому семьи служителей приходов местных мечетей, особенно в сельских районах, жили во многом за счет огородов, выпаса скота и других обычных для данной местности источников существования.
Формы и размеры казенного содержания военных, гражданских и духовных чинов и служащих. В Российской империи система государственной службы выстраивалась в соответствии с "Табелью о рангах" 1722 г., причем главным было старшинство в чине, а не принадлежность к той или иной конфессии. Поэтому на мусульман-офицеров и гражданских чиновников распространялись практически все виды денежных и материальных выплат, которые они должны были получать в соответствии со своими чинами, должностями и служебным положением.
По существующему законодательству чины православного духовенства были равны в начале XX в. следующим воинским чинам: протопресвитер (глава военного православного духовенства) - генерал-лейтенант (III класс), настоятель военного собора - полковник (VI класс), священник - капитан (IX класс), дьякон – поручик (X класс). Для неправославных духовных лиц, в частности военных мулл, такая система ранжирования не была установлена. Тем не менее включенные в штаты государственной службы мусульманские духовные лица имели право (если это было определено законом) также пользоваться следующими видами денежного и материально-то довольствия:
Денежное содержание (оклад).В него могли включаться денежное жалованье и столовые деньги.
Жалованье могло назначаться: а) по чинам; б) по должности; в) по разрядам должностей; г) по званиям. В отдаленных районах и в военное время могли устанавливаться так называемые усиленные оклады. За выслугу лет, за сложные условия службы (карантин и т.д.) могли даваться периодические прибавки к жалованью. Выдача жалованья производилась ежемесячно 20 числа за выслуживаемый месяц, а в военное время выдавалось военным в начале каждого месяца за месяц вперед. Этот порядок жестко соблюдался в Российском государстве со времен Екатерины II вплоть до 25 октября 1917 г.
Столовые деньги присваивались званию или должности в размере постоянного оклада, определявшегося штатами и особыми расписаниями.
Достаточно значительным был разрыв в окладах и в среде православного духовенства. Так, в 1833 г. в Екатеринбурге годовое денежное содержание епископа равнялось 3000 руб., протоиерей городского кафедрального собора получал 600 руб., священник - 400, дьякон 300 руб. в год. Оклады сельских священнослужителей были значительно меньшими: в первой половине ХIХ в. они колебались в пределах 100-180 руб. (в среднем 144 руб.), в конце 60-х гг. XIX в. сумма увеличилась до 240 руб. в год. Подобное положение дел приводило к постоянным жалобам младшего чиновничества и офицерства, низшего, особенно сельского, приходского духовенства на недостаточное денежное содержание.
Подъемные деньги: как правило, предоставлялись при назначении на новую должность, переезде к новому месту службы и т.д.
Прогонные и разъездные деньги. Выделялись при командировках по службе, поездках для инспектирования, отъезде в выслуженный отпуск и т.д. Прогоны, выдаваемые для дальних поездок, рассчитывались по расстоянию, видам транспорта и времени пребывания в дороге. При командировках по службе при передвижении по сухопутным дорогам прогонные деньги выдавались по следующему расчету: генералам - на 6 лошадей, полковникам - на 3 лошади, младшим офицерам и гражданским чинам - на 2 лошади. Со второй половины XIX в. взамен прогонов могли выдаваться служебные проездные билеты на ж/д транспорт. Разъездные деньги выдавались для оплаты разъездов по службе внутри города или по сельской местности в границах территории, определяемой обязанностями непосредственной служебной деятельности.
Суточные деньги. Отпускались при командировках по службе, участии в комиссиях и совещаниях и т.д. Их размеры колебались от 1,5-1 руб. в день генералам и старшим чинам и офицерам до 60 коп в день младшим офицерам и чиновникам.
Суточное походное довольствие. Оно выдавалось в полевых условиях в размерах от 1,5 до 2,5 руб. в день. В случае длительных командировок в отдаленные районы размеры суточных могли увеличиваться до 4 руб. 50 коп. в день.
Провиантское и фуражное довольствие. Право на продовольственное обеспечение, а также на фураж для закрепленных за ним лошадей имели офицеры и генералы-мусульмане, а также военные муллы.
Вещевое довольствие. Им обеспечивались все государственные служащие Российской империи. Так, чиновники ДДДИИ МВД имели право на получение денег для шитья форменных вещей (повседневный мундир - на 2 года, парадный мундир - на 5 лет) и на заготовление форменных вещей, не отпускаемых натурой (покупка шпаги для парадного мундира и т.д.).
Довольствие лагерем.Так, военному мулле полагалась одна лагерная палатка, на содержание которой он получал ремонтные деньги - 1 руб. 16 коп. в год.
Снабжение денщиками. Каждый офицер, начиная с прапорщика, имел право, как минимум, на одного денщика, то есть отрываемого от строя и службы нижнего чина, находившегося в услужении. Как известно, в соответствии с нормой "Соборного уложения" 1649 г. и по указу 1829 г. офицеры мусульмане должны были иметь денщиками мусульман же.
Квартирное довольствие. Оно состояло из: а) денег, выделявшихся на оплату жилья; б) снабжения жилья необходимой мебелью; в) оплаты расходов на отопление и освещение.
Квартира могла сниматься в виде отдельного дома или отдельной его части, в ряде случаев оплачивалось лишь проживание без выделения отдельного помещения в домах местных жителей (обывательские деньги). Нуждающиеся в жилье должны были сами его снимать, имея на руках квартирные деньги; в случае неудачи местная администрация должна была в приказном порядке размещать в первую очередь военнослужащих в домах местных обывателей. Нормы выдачи квартирных денег, право на размеры снимавшегося жилья определялись по чинам и занимаемым должностям. Так, военный мулла, как и командир роты (капитан), имел право на 2 комнаты общей площадью в 13 квадр. саженей (58м2).
Расходы на отопление определялись по климату и временам года. Территория России делилась на три полосы: северная, средняя и южная. В северной полосе зимними считались 7 месяцев (с октября по май), в средней 6 месяцев (с октября по апрель), в южной - 5 месяцев (с ноября по апрель). Нормы выдачи дров (или денег для их покупки) устанавливались из расчета: генерал-майорам - на 6 комнат, старшим офицерам - на 2 комнаты и младшим офицерам - на 1 комнату, при этом на 1 комнату полагалась 1 голландская печь. На каждую печь отпускалось в зимнее время года по 3 поленницы дров каждая размером в 1 кубическую сажень (то есть 24 куб. метра). Определенная норма дров полагалась и для топки кухни. Генерал имел право на 1 кухню с особой людской комнатой для прислуги, старший офицер - на 1 кухню, младшие офицеры - на 2 человека имели 1 кухню.
Расходы на освещение предусматривались лишь в зимнее время года. Старший офицер имел право на 4, а младший - на 2 сальные свечи в сутки.
Стоимость жизни. В целом на протяжении XIX в. можно отметить постепенное, но неуклонное подорожание жизни. В начале XIX в. среднестатистический житель России тратил в день 17 коп., человек, имевший на руках 100 рублей, считался беспримерным богатеем, к концу же XIX в. средние затраты в день уже возросли до 3 руб. 40 коп. Уровень стоимости жизни в городах и сельской местности резко отличался. Самой дорогой была жизнь в первой столице империи - Санкт-Петербурге, расходы на проживание здесь раза в два превышали стоимость жизни в большинстве губернских городов. Таким образом, низшие служащие в случае обзаведения их семьей оказывались в весьма трудном положении. Поэтому понятно, что тифлисский шиитский ахунд, видимо, человек многосемейный, бедствовал, проживая в столице Кавказа на оклад в 120 руб. в год (указ 16 мая 1833 г.).
Можно констатировать, что государственное денежное содержание было, конечно, известным материальным подспорьем для мусульманских духовных лиц, но в целом они, за исключением очень небольшой их высшей части, вели весьма скромный образ жизни. Их материальное положение вряд ли особенно заметно отличалось от положения подавляющего большинства мусульман. Общее представление о материальном положении государственных и военных служащих в XIX в. можно составить по данным таблиц 1 и 2 (см. ниже).
Таблица 1.
Примерные размеры годовых окладов военных и гражданских чинов за 1800 и 1872 гг. (по статье "Довольство войск")
Чины и классы | Оклады (в руб.) | |
1800 г. | 1872 г. | |
1. Генерал-майор, действит. статский советник (IV класс) | от 2000 до 3000 | |
2. Полковник (VI класс) | до 3000 | |
3. Подполковник, коллежский советник (VI-VII классы) | от 600 до 750 | |
4. Майор, коллежский асессор (VIII класс) | от 300 до 450 | |
5. Капитан (IX класс) | от 250 до 340 | |
6. Подпоручик (XI класс) | более 200 | |
7. Прапорщик, коллежский регистратор (XIII-XIV классы) | от 100 до 200 |
Таблица 2.
Реестр месячных расходов мелкого чиновника (XII-XIV класса), Кишинев, 60-е гг. XIX в. (по П.А. Зайончковскому)
Расходы | Стоимость |
Квартира Дрова с рубкой 30 фунтов говядины 30 хлебов по 3 коп. Зелень Круп для супа Вода 3 фунта свечей Мытье белья Стрижка Смазка сапог Ремонт и приобретение посуды Одежда и обувь Баня, лекарства Предметы роскоши | 1 руб. 35 коп. 2 руб. 1 руб. 35 коп. 90 коп. 30 коп. 40 коп. 30 коп. 60 коп. 50 коп. 10 коп. 10 коп. 3 руб. 1 руб. 20 коп. |
Итого в месяц | 11 руб. 69 коп. |
Итого в год | 140 руб. 28 коп. |
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.317-323.