Органы государственной власти в период деформации

Афинской демократии

Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой (431 – 404 гг. до н. э.) не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала одним из самых важных факторов этой деформации, вызвав к жизни усиление полномочий военных руководителей, централизованных управленческих коллегий.

В 411 г. до н. э. политические противоречия в афинском обществе вызвали новый олигархический переворот – у власти стали коллегия 30 и новосозданный Совет 400.

Были ликвидированы важнейшие гарантии неизменности государственного строя, сложившиеся при Перикле: право на иск по поводу внезаконности нового законопроекта и плата за исполнение государственных должностей.

Сокращен состав народного собрания путем введения имущественного ценза для участия в нем. Насильственно был распущен булэ.

Вскоре демократия возобладала, хотя новые тенденции были важным симптомом эволюции.

Второй попыткой выйти из политических трудностей путем разгрома демократии стала тирания 30-ти, установленная после очередного переворота в 404 г. до н. э. Политические права сохранили только 1 тыс. граждан с высоким имущественным цензом, была уничтожена гелиэйя.

Тирания не могла найти опоры в собственном населении, и для ее поддержки победившая Спарта предоставила свои вооруженные отряды. После народного возмущения спартанцы были изгнаны, а вместе с ними и новые правители[21].

Прежний демократический порядок восстановился частично, значительно сократились возможности контролировать деятельность должностных лиц, уменьшились финансовые возможности демократических учреждений, снизились налоги[22].

В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась ее конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства (афоризмом перикловской эпохи было: «Лучше добрые граждане и плохие законы, нежели плохие граждане и добрые законы»). Учреждения весили столько, сколько значили влиявшие на них люди[23].

В период упадка достаточно было личности великого оратора Демосфена (IV в. до н. э.), чтобы вызвать к жизни прежние ценности народовластия.

Но стоило городу изгнать его, и афинскую демократию стали раздирать сословные противоречия, сокрушившие Афины изнутри и сделавшие их легкой добычей набравшей силу на севере Эллады новой Македонской державы.

Социальный характер

Социальная структура афинского общества в V-IV вв. до н.э. была представлена четырьмя основными категориями населения:

1. зажиточные граждане-рабовладельцы;

2. демос - полноправное в политическом отношении, но бедное или среднее по своему имущественному положению население;

3. метеки - свободное, но политически неполноправное население неафинского происхождения;

4. рабы.

Класс рабовладельцев, состояния которых в V в. до н.э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п. По своей политической ориентации класс рабовладельцев не был однородным и делился на несколько фракций. Первую из них составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции и в политической жизни стремившиеся к сохранению олигархических порядков. Они пользовались значительным социальным престижем и политическим авторитетом, избирались на должности высших магистратов.

Вторую группу составляли рабовладельцы, связанные с ремеслом и торговлей и, следовательно, заинтересованные в развитии товарно-денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть господствующего класса, заинтересованная в проведении активной внешней политики и в реализации умеренной демократической программы внутри страны.

Афинский демос состоял из мелких землевладельцев, ремесленников, поденщиков, матросов, бедного городского люда. Имущественное положение этой группы населения было довольно скромным, хотя многие, например, крестьяне или ремесленники вели собственное хозяйство, могли иметь рабов, участки земли от 3 до 5 га.

Наименее устойчивым было имущественное положение свободных бедных горожан, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам афинского общества в V в. до н.э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли. Так, V в. до н.э. только при Перикле - в результате введения клерухий - в колониях разного типа поселено около 10 тысяч малоземельных и безземельных афинских граждан.

Кроме того, проводя социально-ориентированную политику, государство следило за ценообразованием, прежде всего на хлеб - как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон - выдача денег на посещение театра.

Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых граждан Афин распределялись обязанности по выполнению особого рода повинностей в пользу государства - литургия. Разновидностями литургии являлись хорегия - обязанность создавать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах, или триерархия - обязанность оборудовать торговое судно (государство в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса судна, а гражданин - его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.). По большому счёту литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов афинского общества.

В результате подобной политики в Афинах не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло в восточных деспотиях.

Следует заметить, что возросшие в период правления Перикла расходы, связанные с проведением демократических реформ, во многом покрывались также за счёт имперской внешней политики Афин. Так, входившие в Афинский морской союз (архэ) союзные государства должны были регулярно выплачивать Афинам особый налог - форос.

Метеки - проживающие в Афинах выходцы из других полисов и их потомки, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица - обладали ограниченной правоспособностью: они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе народного собрания, избираться на должности. Метеки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для их государственного налогообложения. В отличие от полноправных граждан метеки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям, что давало право на землю в новоприобретённых областях или завоёванных. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театрализованных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях. Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метеки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу - архонту-полемарху. Хотя метеки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные. Так, за убийство метека полагалась не смертная казнь, а каторжные работы. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, исполняли и другие повинности. В основном они занимались торговлей.

Главное, чего лишалось некоренное население Афин, составлявшее 15-20 % от общего числа их жителей - так это статуса полноправного гражданина. Подобное положение сковывало экономическую и социальную активность этой группы населения, создавало напряжённость. Однако государство имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения права гражданства отдельным метекам за особые заслуги. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н.э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.

Таким образом, свободное население Афин было неоднородно. По Закону о гражданстве Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными полноправными гражданами Афин. Гражданство устанавливалось с 18-летнего возраста. В течение двух лет юноша проходил военную службу и оставался военнообязанным до 60 лет. Полноправными афинскими гражданами признавались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданская правоспособность у мужчин наступала с возраста 18 лет, когда гражданин наделялся определёнными правами и обязанностями.

К основным правам гражданина Древних Афин относились права на свободу и личную независимость; земельный участок на полисной территории; экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; ношение оружия и службу в ополчении, участие в государственных делах; почитание и защиту отеческих богов; защиту и покровительство со стороны афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть осуждён «судом бесчестья», т.е. ограничен в правах. Физический труд, кроме земледелия, для свободного гражданина считался недостойным.

Афинские граждане были обязаны беречь своё имущество и трудиться на земельном участке; приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; защищать полис от врагов с оружием в руках; повиноваться законам и избранным властям; принимать активное участие в общественной жизни; почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии - лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, в органы власти. Кроме полной, также могла быть и частичная атимия - лишение части прав, например, вчинять иски.

Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами афинского государства. Рабами становились по рождению, по приговору суда в отношении неблагодарного метека или вольноотпущенника, захваченные в плен. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.

Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам. К IV в. до н.э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Рабский труд широко использовался в работах по дому, в сельском хозяйстве, строительстве, морских перевозках и т.п. Раб стоил достаточно дорого - цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п. Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаём. Чаще всего рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определённую ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек.

Хоть рабы и считались живой вещью, но законом запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. Однако в случае убийства раба хозяина не наказывали. Рабы в Афинах разделялись на принадлежавших частным лицам и государственных. Рабы частных лиц в правовом отношении приравнивались к вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею. Государственные рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах. В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политических преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой. Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метекам.[24]

Заключение

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Изучая историю древнего мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин “гражданин”, который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами. Представители практически всех сословий участвовали в государственном строительстве. Расцветом рабовладельческой демократии считается столетие с середины V в. до середины IV в. до нашей эры.

Расцветом рабовладельческой демократии считается столетие с середины V в. до середины IV в. до нашей эры. Начало подъема Афин как раз соответствует правлению Перикла. Перикл - вождь демократии. Многие историки называют его "тираном", Фукидид называет его "первым среди афинян". Действительно, Перикл не смотря на рознь между афинянами, сумел их объединить и что самое главное, убедить в своей правоте. Он смог доказать, что именно демократический строй необходим Афинам и их жителям.

Современники обвиняли Перикла в том, что он во всем старался угодить народу, постоянно устраивая пиршества на казенные деньги. Но по большому счету, ведь казна - это деньги народа. По-моему, такие мероприятия стимулировали народ, а соответственно, повышалась производительность, которая укрепляет экономику государства. А последняя, в свою очередь, способствует укреплению и даже возвышению державы на международной арене. Что же касается отношений Афин с государствами, входящими в Делосскую лигу, то вполне естественно, что Афины вели довольно таки агрессивную политику по отношению к ним. Афины представляли собой наиболее мощную державу и в случае войны, основной удар пришлось бы держать именно им. В конечном счете, афиняне собственными усилиями добились столь высокого положения; и плата, пусть в виде дани, более слабых союзников - естественный результат. При подавлении восстаний недовольных союзников, афиняне не брали в плен греков. Здесь можно говорить о Перикле как о дальновидном политике: гораздо выгоднее было сохранять рабочую силу в полисах, чтобы они были в состоянии платить Афинам.

Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков.

Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней.

Список использованной литературы

1. Античная демократия в свидетельствах современников / Под ред. Л.П. Мариновича, Г.А. Кошеленко – М.: Ладомир, 2006. - 322с.

2.

העבירות המינהליות, וביצוע מנהלי החקירה. מילות מפתח: התובע, התובע של פונקציות, ניהול התביעה, מנהלי החקירה, רזולוציה. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. מחבר רואה את הבעיות הנורמטיבית תקנה לגבי ההליך של עירור התובע הכללי של עניינים לגבי העבירות המינהליות, וביצוע מנהלי החקירה. מילות מפתח: התובע, התובע של פונקציות, ניהול התביעה, מנהלי החקירה, רזולוציה. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית.
Аристотель. Афинская полития. Пер. С. И. Радцига. М., Л., 1936. Переиздание.- М.: Бек, 2007. - 289с.

3.

העבירות המינהליות, וביצוע מנהלי החקירה. מילות מפתח: התובע, התובע של פונקציות, ניהול התביעה, מנהלי החקירה, רזולוציה. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. מחבר רואה את הבעיות הנורמטיבית תקנה לגבי ההליך של עירור התובע הכללי של עניינים לגבי העבירות המינהליות, וביצוע מנהלי החקירה. מילות מפתח: התובע, התובע של פונקציות, ניהול התביעה, מנהלי החקירה, רזולוציה. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית.
Боннар А. Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1. - 457с.

4.

העבירות המינהליות, וביצוע מנהלי החקירה. מילות מפתח: התובע, התובע של פונקציות, ניהול התביעה, מנהלי החקירה, רזולוציה. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה של מספקת את האמצעים של הישג ממנו חוק עשיית כפי שהודגם מיסים, דיור, הבחירות פלילי-החקיקה של הפדרציה הרוסית. מילות מפתח: מטרה, כלומר, חוק-עשיית צדק, אינטרסים, ערכים, public מוסר. המאמר חושף את מהותה של מטרות ואמצעים עכשוויים המשפט-ביצוע, דרך פריזמה של מימוש צדק חברתי; ניתוחים של נקודות מבט שונות הקיימות משפטי מדעי אמר תחום, קריטריונים לצורך חוק עשיית אמצעי הישג ממנו; substantiates הישג של צדק חברתי כמו מהותי מטרת החוק ההחלטות הדמוקרטי של המדינה; מעלה את סוגיית ההגדרה של רק למטרות הבחירה

Наши рекомендации