Сис-ма_соц_инст_принципы_функцион
Все социальные институты в различной степени объединены в сис-му, которая обеспечивает им гарантии равномерно, бесконфликтному процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества.
Основными принципами функционирования сис-мы социальных институтов явл принцип взаимосвязи и совместимости институтов и принцип их автономности и специфичности.
Существуют очевидные и скрытые прояв-ния взаимосвязи институтов, целостности их сис-мы. одна и та же личность в одно и то же время вовлечена в различные институты. Усвоенные ней нормы, принципы поведения на работе должны быть совместимы с нормами поведения в семье, с теми идеалами, которые она стремится реализовать в политике. В случае несогласованности несовместимости восходящих норм регуляции основных социальных институтов, они начинают блокировать развитие друг друга.
Начальные принципы, ценностные приоритеты, которые едины для всего общества, явл регулятивным, идейным стержнем деятельности всех социальных институтов данного общества, что и обеспечивает целостность, высокую интегрированность общества. Эти восходящие принципы могут выглядеть религиозных норм («Десять заповедей»), а в современном обществе могут быть зафиксированы в конституции, который затем конкретизируется в законах, регулирующих деятельность отдельных социальных институтов.
Религия, правительство, образование, производство и потребление - все эти институты находятся в множественной взаимодействия. Взаимосвязь институтов проявл также и в том, что изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других.
Автономия, относительная независимость социальных институтов объясняется тем, что каждый из них решает специальные задачи, специфические проблемы, удовлетворяет опр-ные потребности людей.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается в наличии отдельных профессий, отдельных учреждений, которые имеют свой интерес и предлагают личности - участнику социального института - обязанности, в наличии ролевого плюрализма и ролевых конфликтов участием тех же людей в различных социальных институтах.
Внешняя (регулятивная) автономия социальных институтов проявл в том, что нормы, регулирующие деятельность различных социальных институтов, имеющих существенное своеобразие, специфику, призванной обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, решаемых данным институтом. Подобная автономия явл огромным преимуществом и характерна для развитых обществ. Специализация институтов органически связана со специализацией норм, писаных и неписаных законов, регламентов (военный устав, профессиональная этика врачей, юристов существенно отличаются). Чем яснее и четче осознается об-вом, его отдельными гражданами необходимости учета специфики регуляции того или иного института, тем более мобильным, адаптированным к историческим условиям будет об-во.
Каждый институт стремится исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии.
Социальный порядок - это оптимальное сочетание взаимодействия институтов и сохранение ими автономии по отношению друг к другу. Это позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.
Изменения социальных институтов таят в себе риск расстройства соц-ной машины, дезорганизации, непредвиденных последствий, потери стабильности.Однако социальный институт - это всего лишь процедура взаимодействия людей, созданная людьми и, в конечном итоге, подвластна им. Но она подвластна не отдельному индивиду, а в массе.
Кроме силы заинтересованности людей важную роль в изменениях институтов играет сила власти. Именно власть имеет ф-цию нормотворчества, умноженную на невиданную силу, обязывающий людей делать то, что не хочется, включая ресурсы принуждения. Власть может не только предложить, но и реализовать новый порядок институциональных взаимодействий, подкрепив свои предложения силой авторитета или принуждения.