Двигатели

Две силы продвигают нас к достижению цели: влече­ние, основанное на любви-желании, и необходимость.

Не только руководителю полезно разобраться в этих рычагах движения на Высоты, но и каждому, сознательно восходящему, будет не лишним так же основательно изу­чить процесс нарастания и уменьшения этих сил.

Влечение порождается красотою цели, красота пре­красного поднимает завесу по мере познания ее. Конечно, необходимо соответствие сознания. Лишь то, что красиво для данного человека, повлечет его к себе. Поэтому, по­ощряя устремление к Высшему Миру, необходимо открыть человеку ту часть его, стремление к которой уже заложено в глубине сердца. Так пережившему остро несправедли­вость можно указать, что Высший Мир содержит в себе абсолютную справедливость. Эту небесную справедли­вость можно нарисовать во всей ее красоте, и возжаждав­шее сердце немедленно откликнется на зов влаги, в ко­торой оно нуждается. Людям, стремящимся к подвигу, можно сказать, что высший подвиг живет в том мире, в котором живет вообще все высшее и прекрасное. Ведь каждый человек в глубине души мечтает о чем-то высшем. Быть может, эти мечтания еще не оформились, быть может, они еще не ясны самому мечтателю, но его всегда можно заинтересовать, указав на возможность осуще­ствления его самых смелых мечтаний. Только очень неопытные полагают, что стремление к чему-то можно насадить извне. Можно только разбудить это стрем­ление, извлечь его из глубин сознания на поверхность, вырастить его, разжечь, да и то только в том случае, если пробил срок его пробуждения. Вот почему бес­полезно повторять зов там, где на него не ответили немедленно. Лишь переждав значительный промежу­ток времени можно повторить зов.

Если любовь-желание покоятся в сердце, то никакие силы не могут подавить их, ибо все препятствия лишь разжигают и увеличивают эти силы. Так, с одной сто­роны влечение красоты, а с другой — силы сопротивле­ния растят устремление. Лишь любовь и желание, ко­торые покоились в рассудке и еще недостаточно окреп­ли, без особого труда подавляются препятствиями. Здесь есть аналогия с физическим огнем: если легкий ветерок легко задует пламя спички, то никакой ветер уже не загасит костер. С ростом сознания растет представление о прекрасном, а, следовательно, и увеличивается сила влечения к нему и отвращение к безобразию. Сознание растет знанием, расширение знания-опыта усиливает устремление.

Другой двигатель — необходимость — вызывается стечением внешним обстоятельств жизни. Если вода будет наступать, то люди будут вынуждены подниматься в гору, — так состоится восхождение путем необходимости. Ко­нечно, худшим видом необходимости будет принуждение. Этим элементом пользуются, главным образом, темные, что указывает на их близорукость, с одной стороны, и на наличие страха у притесняемых, с другой стороны. Ибо необходимость повиноваться принуждениям, в сущности говоря, не есть необходимость там, где отсутствует страх последствий неповиновения. Кроме того, принуждение — внешне, оно только потенцирует силы внутренние, и свет­лыми может быть использовано лишь как крайнее сред­ство, когда надо охранить общее благо.

Так лучшим двигателем будет — любовь.

31 октября 1940 г.

ЗАПИСИ

"Записи имеют огромное значение".

(Аум, 314)

"Беспредельность" говорит, что каждая ступень эво­люции имеет свою энергию, и психическая энергия есть та энергия, которая поднимет человечество на величай­шую ступень в истории Земли. Невозможно себе предста­вить те возможности, которые даст человечеству психи­ческая энергия, если даже неограниченное и грозное по­нятие Беспредельности будет утверждено. Страшный Суд, возвещенный Заветами, есть приход психической энергии, ибо, непринятая, она будет пламенем пожирающим, но принятая сознанием — окрылит, откроет спавшие центры для полета в запланетную даль. Так в овладении огненной энергией сложится все будущее и решится участь Земли. И если это так, то как же должны стремиться мы к осознанию ее, помня, как ценно время, помня, что "осоз­нание есть уже почти овладение". "Но прежде осознания — говорит Учение — нужно научиться внимательности". "Поэтому — говорится дальше — очень полезны ЕЖЕ­ДНЕВНЫЕ записи". Даже спящая внимательность про­буждается ежедневными наблюдениями.

"Записывайте все особенные случаи. Только запись сохранит многие замечательные явления, они иначе тонут в сумерках безразличия... не стыдитесь записывать хотя бы кратко, что вам кажется особенным. Не взвеши­вайте, мало или велико, но считайте по необычности...". Многие скажут, что необычайное случается слишком ре­дко, что же будем записывать каждый день? Но Учение отвечает:

"Каждый день нечто необычайное происходит. Не нужно считать, что имеют значение лишь какие-то по­трясающие явления, иногда уловление мысли или нахож­дение нужных страниц может дать очень показательный пример работы психической энергии". "Ужас в том, что лучшие проявления энергии не вызывают внимания. Мож­но припомнить, когда люди видели и слышали очень за­мечательное, но закопали среди отбросов". "... известно, что открыть закрывшийся сосуд можно, или разбив его, или найдя тончайший ритм. Так и в прочих проявлениях... нужно привыкать не ждать явлений со слоновой поступью, но знать лет бабочки". Многие мечтают об огненных ви­дениях, тогда как от появления намека на призрак слабое сердце уже готово расколоться. Конечно, большие явления могут открыть сосуд возможностей, но это будет слишком рисковано для жизни, и большинству остается вспомнить тончайший ритм.

Но Владыка говорит: "Почему настаиваю, чтобы за­писи велись ежедневно? Чтобы ритм не нарушался"; так, сопоставляя две приведенных цитаты, мы открываем глу­бокий смысл ежедневных записей. Но кто-то все-таки будет упрямствовать, самоуничижаясь. Приведем ему сле­дующие слова Учения, уже отрезающие всякое отступле­ние: "КАЖДЫЙ может наблюдать явления психической энергии в ЛЮБОМ месте и в ЛЮБОЕ время. Нужно сосредоточить внимание и хотя бы кратко отмечать заме­ченное проявление. Наверное, среди таких заметок будут и ненужные, но этим не следует смущаться".

"Записи, — говорит Владыка, — имеют огромное зна­чение, ибо проявления психической энергии необычайно быстро забываются".

Исследуя Учение и указания с Гор, мы можем прийти к выводу о необходимости разбить записи на девять основ­ных групп, ибо это может помочь углублению наблюдений, с одной стороны, и даст новоначинающим ясное представление о том, что может быть занесено в книгу записей с наибольшей пользой. Эти девять групп следующие:

1. Проявления чувствознания. Пример: сегодня, идя по улице, внезапно вспомнил Г., о котором, не видя его уже три года, совсем забыл. Не пройдя и двух квар­талов, столкнулся лицом к лицу с г-ном Г., появившимся из-за угла. Или: отправляясь в деревню Н., чувствовал тоску и нежелание ехать, похожее на предчувствие. Приехав в Н., подвергся нападению засевшей в деревне засады и едва спас жизнь. Или: во время рукопожатия с новопредставленным г-ном Б. почувствовал скользкое отвращение; через три недели записано, что Б, оказался предателем. Или: слушая объяснения секретаря, смот­рел ему в глаза и почувствовал, что он лжет. Проверил и обнаружил. Эти три дня чувствовал, что что-то надвигается, и, действительно, через три дня наступило тяжелое жизнен­ное испытание. Можно много привести примеров, когда сердце, наполняясь психической энергией, уже не смуща­ясь сроками, проникает в будущее своими излучениями и несет предвестие наступающего, когда сердце, не сму­щаясь расстояниями и материальными преградами, свои­ми излучениями соприкасаясь с сущностью людей, мест или кармического узла, телеграфирует, как верный раз­ведчик. От таких случаев недалеко и до тех моментов, когда сердце, соприкасаясь с высшими сферами, принесет и высшее сверхзнание.

2. Проявление огня, когда мы видим, слышим, осязаем и т.д. огонь. Эти проявления Огненного Мира могут быть чрезвычайно разнообразны. В Учении упоминаются сле­дующие: самозажженный и не жгучий огонь, звезды и искры цветные, вспышки пламени. При этом Учитель советует замечать, в каком состоянии находились ис­пытавшие явление, какие были окружающие условия, при каких мыслях появляются, например, звезды, их окраска и величина. Эти наблюдения не будут носить только зри­тельный характер, но, как говорит Владыка, даже искры "начнут скоро сливаться в пламя нового понимания ос­нов", т.е. переродят мировоззрение и понимание основных истин. Также различные звучания могут быть очень зна­чительны. Например, струна в воздухе, звон колокола без колокольни, различные шумы и звоны в глубине слухового аппарата без внешних причин. Будет важно отметить, когда и при каких условиях, которые могут быть чрезвы­чайно индивидуальны, все упомянутое происходило. Ко­нечно, не менее значительны и запахи, которые могут раскрыть сущность тонкого окружения. Можно иногда ощутить во рту вкус металла и т.д.*

3. Проявления Тонкого Мира, сливающиеся с послед­ними из приведенных явлений Огненного Мира, но весьма различные в зрительном отношении. Соприкосновение с жителями Тонкого Мира и многие другие "сверхъестест­венные" явления, а также все, связанное с выходом, пол­ным или частичным, тонкого тела. Но эта область не требует примеров, ибо проявления ее всегда производят резкое впечатление и вряд ли пройдут незамеченными, чего нельзя сказать про явления огня, где быстро находят подходящее объяснение и так же быстро забывают.

4. Замечательные сны. Это целая обширная область записей, могущих приобрести исключительно важное значение, коль скоро осознано приобщение во время сна к Тонкому Миру. Во сне можно видеть прошлое и будущее. Во сне можно получать предупреждения и указания. Во сне можно участвовать в делах Тонкого Мира — сражаться и побеждать земных врагов и получать различное знание. Та же мерка — необычайность — подскажет, какой сон надо записать. Во сне возможно многое невозможное сей­час на земле — даже с Иерархами возможно встретиться во сне, сохранив реальность ощущений.

5. Замечаемые знаки. "Каждому из позванных буду давать знаки, — говорит Владыка, — но надо принять их". Трудно заметить эти вехи, часто посылаемые для облегчения кармы. Они могут быть и во сне и в повседневной жизни. Они могут быть как случайное сочетание обстоятельств и как одно слово или одна буква. "Иногда — говорит Учение — вызывает удивление, почему знаки из Тонкого Мира так странны и нуждаются в размышлении и тол­ковании. Причина этого — закон кармы. Именно раз­мышление и толкование уже возбуждают самодеятель­ность и таким образом облегчают и даже не зарождают карму... Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти таким ценным сове­там. Не только из Тонкого Мира, но и в земном сущест­вовании применялись притчи как средство косвенного указания. Но история отмечает много случаев неприятия самых спешных советов"... Каждый из нас может посе­товать на свою внимательность, прочтя следующие стро­ки "Озарения": "Даю знаки каждый день..." "Пусть сотрудники поймут, — читаем в Мире Огненном — что каждый знак имеет назначение..." "Можно привыкать, что каждая весть от Нас есть нечто нужное. Пусть это будет одно слово или одна буква, но если она послана, значит это нужно". Но, говорит Учение, "немногие по­нимают значение бдительности, для остальных руковод­ство требуется в резких и повторных наставлениях, ко­торые не могут не затронуть кармы. Но только огненное сердце поймет скрытое значение тонких знаков", потому хватит о знаках, ежедневные записи помогут и тут, они помогут также не забыть предупреждение, но только воля и энергия, только удесятеренная зоркость помогут откло­нить надвигающийся рок.

6. Явления организма, связанные с пробуждением центров и космическими явлениями. Особенно замеча­тельны эти записи бывают при сопоставлении с записями других. Различные боли и чувствования в один и тот же момент дадут яркое доказательство влияния космических токов на чуткие организмы. Различные боли могут пред­шествовать космическим катастрофам, а также предше­ствовать раскрытию центров, что будет очень важно для других в то время, когда начнется пробуждение центров у многих.

7. Чувствования и пробуждения духа. Эти порывы бес­причинной тоски или радости, припадки подавленности или сияющей легкости могут предшествовать тем земным событиям, выявление которых не замедлит последовать. Эти чувствования могут отразить и состояние Тонкого Мира и Земли. Эти чувствования духа Владыка называет очень важным показателем. Эти записи могут показать, насколько астрология или, вернее, астрохимия близки к нашей жизни и насколько близки мы к участию в жизни дальних миров.

8. Мысли, носящие характер идей или откровений. Эти мысли, как бы приходящие извне, могут стать не только нашим сокровищем, но и сокровищем всего чело­вечества, если мы утвердим себя смелыми приемниками. Сколько сокровищ скользит мимо предубежденных умов, привыкших к формам лишь дедушкиных туфель, но не­вероятная мысль уже будет необычна.

9. Утверждаемые и изживаемые качества. Каждый день, просыпаясь утром, мы записываем в дневник какое-нибудь качество, которое решаем не допускать или ут­верждать в течение всего дня, например, раздражение, грубость, ложь, выдержанность, внимательность и т.д. Это очень поможет искоренению нежелательных привычек и заменит их новыми и полезными качествами. Для этого мы можем завести листок, разделенный пополам. Направо мы занесем наши положительные качества, налево — отрицательные. Различные поступки будут открывать нам наличие тех или иных качеств, не замечаемых прежде, и так мы будем обогащать наш листок — своеобразный аттестат сущности. Мы сможем прислушиваться к мнени­ям других — ибо говорят, что со стороны виднее. Так мы можем ежедневными ударами выковывать из себя тех, кто действительно может назваться воином Владыки. Записи помогут и здесь.

Теперь остается только воскликнуть — когда же все это можно успеть? Но это только кажется, ибо записи не потребуют много времени, и если полчаса будут вырваны из суеты дня, то можно быть уверенным, что они окупятся во сто крат.

30 октября 1938 г.

Наши рекомендации