Программа преддипломной практики
Принципы формирования содержания преддипломной практики определяются целевыми установками ФГОС ВО направления «Государственное и муниципальное управление» - подготовкой магистра к профессиональной работе в государственных и муниципальных учреждениях.
Содержание практики определяется индивидуальным заданием, которое разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы (Приложение 2). Задание должна быть увязано с темой диссертационного исследования. К началу преддипломной практики в рамках НИР в семестре студентом должны быть проработаны основные теоретические вопросы по научной проблеме магистерской диссертации. Преддипломная практика осуществляется в форме исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования и темы магистерской диссертации. Выполнение исследовательского проекта должно быть увязано с конкретной проблемой государственного и муниципального управления, при раскрытии которой студент должен продемонстрировать владение навыками: формирования баз данных, оценки их полноты и качества, обоснования применения этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций; разработки программ социально-экономического развития / развития системы государственной муниципальной службы; обоснования и анализа исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа; подготовка обзоров и аналитических исследований. Работа студентов в период преддипломной практики организуется в соответствии с логикой выполнения практической части магистерской диссертацией: сбор качественных и количественных данных (статистических данных, нормативных документов, описания «лучших практик», данных социологических исследований и т. п.); обработка собранных данных с использованием обоснованных методов; анализ полученных данных; обобщение собранного материала в соответствии с программой практики, определение его достаточности и достоверности; оформление результатов исследования. При выполнении запланированных в индивидуальном задании работ магистранты консультируются с научным руководителем и ведущими преподавателями кафедры. При сборе материалов для подготовки аналитической/проектной части магистерской диссертации необходимо обратить внимание, что в анализируемых документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также иных сведений, не относящихся к предмету изучения и не входящих в программу практики студентов
Деятельность студента в ходе подготовки и прохождения преддипломной практики
предусматривает следующие этапы:
Таблица 1
Этап | Форма деятельности | Результат |
1. Подготовительный (до начала практики) | Определения направления исследования. Разработка проекта индивидуального плана прохождения практики, графика выполнения исследования. Решение организационных вопросов. Обсуждение идеи магистерского исследования, проблемного поля исследования и основных подходов к решению проблемы в современной научной литературе. Выбор темы исследования. | - утвержденное индивидуальное задание |
2. Основной | Сбор и обработка эмпирического материала для подготовки аналитической/проектной части магистерской диссертации (в том числе статистические данные, плановые и отчетные документы, материалы мониторингов, нормативно - справочные материалы, должностные инструкции, положения о подразделениях организации и т. п., а также личные наблюдения практиканта). | -обоснования способов и методов сбора и анализа данных; -данные и результаты их первичной обработки для подготовки аналитической/проектной части магистерской диссертации (в том числе самостоятельно проведенные расчеты, подготовленные документы, разработанные программы и проекты и т. д.). |
3. Заключительный (по завершении практики) | Оформление результатов исследования. Утверждение отчета по практике. | Отчет по практике |
По итогам научно-исследовательской практики студент разрабатывает аналитическую/проектную часть магистерской диссертации. Все отчетные материалы предъявляются для контроля руководителю практики.
Программа прохождения преддипломной практики в органах государственной власти и государственных (муниципальных) учреждениях
Программа предназначена для студентов, проходящих практику:
- в Министерстве финансов Российской Федерации, финансовых органах субъектов и муниципальных образо-ваний;
- в органах казначейства;
- в налоговых органах;
- в Территориальном управлении Федеральной служ-бы финансово-бюджетного надзора в субъектах Россий-ской Федерации;
- во внебюджетных фондах;
- в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.
Раздел I. Нормативно-правовое и информационное обеспечение деятельности государственного или муниципального учреждения по формированию и использованию государственных или муниципальных финансовых ресурсов
В данном разделе необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или государственного (муниципального) учреждения, особенностям разграничения финансовых полномочий.
Раскрывается порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации об исполнении бюджетных средств.
Раздел II. Экономическая характеристика деятельности органа государственной власти или государственного (муниципального) учреждения
На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.
Производится описание структуры органов государственной власти и управления или государственного (муниципального) учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.
Раздел III. Система финансового планирования и прогнозирования бюджетных показателей
В данном разделе излагается характеристика порядка планирования бюджетных показателей. Описывается исходная информация для плановых расчетов, методы ее получения, порядок финансовых расчетов, виды планов, период планирования, сроки финансовых расчетов и порядок утверждения планов (бюджетных смет или планов финансово-хозяйственной деятельности).
Исследуется сметное планирование. Порядок представления контрольных цифр (показателей), порядок расчета или получения экономических нормативов. Особенности планирования доходов и расходов.
Дается описание долгосрочного стратегического планирования.
Раздел IV. Исполнение бюджета по доходам. Организация и учет поступления финансовых ресурсов
В данном разделе производится описание источников, порядка поступления доходов и учет этих средств. Проводится анализ динамики и структуры доходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги доходной базы и факторы, их определяющие. Определяются резервы роста объема доходов и совершенствования процесса управления доходами.
Дается характеристика внебюджетных источников доходов. Оценивается их место в структуре доходов и надежность поступления. Исследуется полнота исполнения налоговых обязательств по внебюджетным источникам доходов.
Дается описание работы по взысканию недоимок (недофинансирования) с неплательщиков. Описывается порядок предоставления отсрочки и рассрочки в платежах.
Раздел V. Исполнение бюджета по расходам. Целевой характер использования бюджетных и внебюджетных средств
В данном разделе дается характеристика направлений расходования средств и расходных полномочий объекта исследования. Излагается порядок учета расходов. Проводится анализ динамики и структуры расходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги расходов и факторы, их определяющие. Определяются резервы снижения объема расходов и основные направления совершенствования процесса управления расходами.
Проводится анализ полноты финансирования расходов и степени и качества исполнения плановых показателей. Дается оценка целевому характеру использования средств. Приводятся данные об эффективности использования бюджетных средств.
Дается характеристика динамики и структуры направлений расходования внебюджетных источников доходов. Оценивается их целесообразность и эффективность.
Проводится сравнительная характеристика доходов и расходов. Оценивается степень надежности покрытия расходов поступающими доходами.
Результативность проведенных контрольных и надзорных мероприятий. Общие суммы выявленных фактов финансовых нарушений, нецелевого (неправомерного) использования бюджетных средств, доля возмещенного ущерба. Приводятся данные об эффективности работы контрольного органа – суммы выявленных и возмещенных финансово-бюджетных нарушений сравниваются с затратами на содержание аппарата органа контроля.
При анализе исполнения бюджета приводятся анализ выполнения бюджета по собственным доходам, доля безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за анализируемый период и их тенденция (к увеличению или снижению), динамика роста или уменьшения поступления доходов от оказания платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями.