Программа учебной (организационно-управленческой) практики
Цели и задачи практики
Основными целями практики являются:
- ознакомление с деятельностью конкретного элемента системы государственного и муниципального управления – органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации;
- закрепление и расширение знаний, умений и навыков работы государственного (муниципального) служащего (работника организации);
- сбор первичного материала об организации и функционировании органа государственной власти (местного самоуправления, организации), кадровом и документационном обеспечении деятельности, организации процесса принятия решений для последующего использования в учебном процессе, а также научно-исследовательской работе (под руководством преподавателя).
Задачами практики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» являются:
в части ознакомления с деятельностью органа:
- изучение студентом нормативных правовых актов, определяющих правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации), административных и должностных регламентов органа;
- ознакомление с организационной структурой органа, организацией его деятельности, порядком взаимодействия с другими органами, гражданами и организациями;
- изучение системы кадрового обеспечения и организации кадровой работы;
- изучение системы документационного обеспечения деятельности органа;
- ознакомление с общими закономерностями принятия управленческих решений;
в части усвоения и закрепления знаний, умений и навыков:
- выявление основных требований к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации);
- выполнение отдельных поручений руководителя практики по месту ее прохождения;
- изучение основных параметров профессиональной служебной деятельности в рамках должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации);
в части обеспечения последующего учебного процесса:
- сбор материалов для подготовки отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики;
- сбор материалов для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Управление персоналом», «Методы принятия управленческих решений», а также иных работ по другим дисциплинам учебного плана, для научно-исследовательской работы (под руководством преподавателя).
Содержание практики
В процессе прохождения практики студент обязательно должен изучить следующий комплекс практических вопросов государственного и муниципального управления (общее задание на учебно-ознакомительную практику):
1. Изучить нормативные правовые акты, определяющие правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации) – федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления.
2. Изучить административный регламент органа (устав, положение), административные регламенты структурного подразделения органа (положение о структурном подразделении), в котором непосредственно осуществлялась практика.
3. Ознакомиться со структурой органа, системой взаимодействия органа с другими органами, гражданами и организациями.
4. Изучить должностной регламент (должностную инструкцию) служащего (работника).
5. Изучить организацию работы по подготовке и принятию решений в органе, организацию исполнения и контроля принятых решений.
6. Изучить особенности организации документационного обеспечения деятельности органа (организации), ознакомиться с номенклатурой дел структурного подразделения, требованиями к оформлению нормативных и распорядительных актов.
7. Исполнять отдельные поручения руководителя практики по месту ее прохождения. Исполнение поручений не должно ограничивать выполнение студентом других видов работ в рамках учебно-ознакомительной практики. Самостоятельное исполнение полномочий по должности не допускается.
8. Изучить характер и содержание должностных обязанностей, прав и ответственности служащего (работника), перечни вопросов, по которым служащий принимает самостоятельные решения или участвует в принятии решений, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего.
9. Обобщить и проанализировать основные требования к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации) – квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу службы и стажу (опыту) работы по специальности.
10. Осуществить сбор материалов для написания отчета о прохождении практики, а также для написания курсовых и контрольных работ, выполнения научной работы. Объем и состав информационных материалов для написания отчета о прохождении практики определяется руководителем практики - преподавателем.
Примерный перечень материалов, необходимых для написания отчета о прохождении практики:
- нормативные правовые акты (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты);
- распорядительные акты и иные решения государственных органов или должностных лиц;
- данные статистической отчетности;
- публикации и иные информационные материалы средств массовой информации, в том числе материалы информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
- доступные рабочие материалы органа, за исключением материалов, содержащих государственную и иную, охраняемую законом, тайну;
- архивные материалы.
Индивидуальное задание может включать элементы научно-исследовательской работы. Отчет в данном случае должен содержать рабочие и итоговые (предварительные) материалы исследования.
Организация практики
Организация практики осуществляется отделом организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками, деканатом факультета государственного и муниципального управления, кафедрой государственного и муниципального управления.
Нормативная продолжительность учебно-ознакомительной практики – 3 недели.
Учебно-ознакомительная практика организуется на основе договоров, заключаемых ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с органами государственной власти и местного самоуправления.
Местом прохождения практики могут являться:
- органы государственной власти (законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации);
- иные государственные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные государственные органы субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы, военные организации;
- муниципальные органы – органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные акционерные общества;
- государственные и муниципальные учреждения и фонды;
- общественные организации (объединения), в том числе политические партии и религиозные организации.
Студенты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки, направляются для прохождения практики в распоряжение направляющей организации.
Прохождение практики в иных организациях (коммерческих и некоммерческих) допускается в исключительном случае деканом факультета государственного и муниципального управления с согласия заведующего кафедрой государственного и муниципального управления.
Отдел организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками предлагает места прохождения практики, обеспечивает заключение договоров об организации практики с государственными органами и органами местного самоуправления.
Кафедра государственного и муниципального управления как выпускающая кафедра по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»:
- назначает руководителя учебно-ознакомительной практики. Руководителем может быть преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»;
- контролирует качество прохождения практики.
Руководитель - преподаватель:
- выдает индивидуальное задание на практику и контролирует его выполнение студентом;
- консультирует студента в период прохождения практики;
- принимает отчет о практике.
Руководитель практики по месту ее прохождения:
- создает условия для прохождения учебно-ознакомительной практики и обеспечивает предоставление необходимой для подготовки отчета о прохождении практики информации, а также оказывает содействие в поиске информации для выполнения курсовых и контрольных работ;
- знакомит студента с правилами внутреннего служебного распорядка и контролирует их исполнение;
- знакомит студентов с работой государственного органа (органа местного самоуправления, организации), его структурного подразделения;
- привлекает к участию в проведении мероприятий, совещаний, разработке документов, выполнению других операций, связанных с деятельностью соответствующего подразделения государственного органа (органа местного самоуправления, организации).
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ) ПРАКТИКИ