Тема 1. Сущность института «нотариат»: история становления и развития, понятие, задачи и принципы деятельности.
Институт нотариата: история формирования, развития, современное состояние.История нотариата восходит к Древнему Риму. Термин «нотариат» происходит от лат. слова nota – «знак». Слово «нотариус» означало «писец», «скорописец». Нотариусами называли людей, которые оставляли проекты сделок и для скорости записи употребляли стенографические знаки.
В ХIХ веке образцом устройства нотариата стала Франция. Первоначально нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда, который составлял договоры и передавал их на подпись судье. Затем, достаточно быстро, нотариус наравне с судьёй стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее шести лет в нотариальной конторе в качестве помощника и сдавшего специальный квалификационный экзамен.
Нотариусы во Франции, да и в других странах Европы, обладали очень широкими полномочиями. Они свидетельствовали все юридические акты и гражданские договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. К занятию этих должностей допускались только «благонадёжные лица», внесшие залог, размер которого зависел от доходов нотариальной конторы.
Наибольшее развитие нотариат получил в условиях капиталистического общества, поскольку он неразрывно связан с рыночной экономикой. Дореволюционный нотариат с победой Октябрьской революции прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.
С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота, роль нотариата существенно возросла. Необходимо было усилить государственный контроль над законностью сделок, не допускать злоупотребление правом, обхода закона. В этой связи 15 октября 1921 г. Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также в Минске при Наркомюсте БССР.
В январе 1922 г. в республике, после ликвидации уездных бюро юстиции, учреждаются должности уездных народных нотариусов. Общее руководство ими осуществлялось Нотариальным подотделом, который был сформирован при Общем отделе в Наркомате юстиции. В 1923 г. самостоятельным структурным подразделением Наркомата юстиции стал нотариальный отдел.
6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, подробно регламентировавшее организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий. Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г.
В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялась компетенция нотариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должность нотариусов.
Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР от 12 января 1967 г., сеть и штаты государственных нотариальных контор устанавливались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов.
Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота, которое повлекло увеличение числа совершаемых сделок, что вызвало необходимость юридического закрепления приобретаемых по таким сделкам прав и обязанностей в нотариальной форме.
В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.
Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 по 1997 гг.
Модели организации нотариата. Существует две модели организации нотариата: англосаксонская и латинская.
Нотариус англосаксонской системы права является государственным служащим и занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичность подписи. Он менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.
Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Он консультирует клиента при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред его интересам.
Существует три разновидности латинского нотариата: немецкая (характерна незначительная активность нотариуса при обращении клиента, как правило, действия нотариуса сводятся к составлению документов и их заверению), французская (характеризуется активной позицией нотариуса, начиная со сбора необходимых документов, проведения переговоров, заканчивая регистрацией документов в соответствующих органах) и смешанная (сочетающая в себе черты двух предыдущих).
Понятие нотариата и его особенности. Нотариат в Республике Беларусь представляет собой систему органов и должностных лиц, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г., нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов (далее, если не указано иное, – нотариусы), уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (далее – уполномоченные должностные лица), дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь (далее, если не определено иное, – должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь), обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.
Таким образом, исходя из определения понятия «нотариат», можно выделить следующие категории лиц, имеющие право осуществлять нотариальную деятельность:
· государственные нотариусы государственных нотариальных контор и частные нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность на основании специального разрешения (лицензии);
· уполномоченные должностные лица – в населенных пунктах, в которых отсутствуют государственные нотариальные конторы и нотариальные бюро;
· руководитель, его заместитель, секретарь или член местного исполнительного и распорядительного органа – при соответствующем решении данного органа;
· дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь и консульские должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь.
Помимо органов, осуществляющих нотариальную деятельность, законодательство Республики Беларусь наделило полномочиями по удостоверению сделок, приравниваемых к нотариально удостоверенным, должностных лиц, не входящих в систему нотариальных органов. Совершение данных действий регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь. В частности, согласно п. 3 ст. 186 ГК РБ доверенности:
· военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях, удостоверяются начальниками таких учреждений, их заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами;
· военнослужащих – командирами (начальниками) этих частей;
· лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, или местах содержания под стражей, удостоверяются начальниками соответствующих учреждений, исполняющих наказание, или руководителями администраций мест содержания под стражей;
· совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверяются начальниками соответствующих учреждений.
Особенности института нотариата заключаются в том, что:
· нотариат является органом, наделенным полномочиями по осуществлению бесспорной юрисдикции, так как предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Нотариус делает свои выводы на основании сведений о фактах, подтвержденных документами, указанными в законе и иных нормативных правовых актах, а также путем непосредственного восприятия фактов, например, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, в определенном месте. При возникновении спора нотариус объясняет лицу право на обращение в суд, а нотариальное действие приостанавливается;
· нотариат в Республике Беларусь выполняет правоохранительную функцию: выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу;
· нотариат облегчает защиту прав и охраняемых законом интересов граждан в случае возникновения судебных споров, поскольку, например, договор, удостоверенный с соблюдением основных правил совершения нотариальных действий, предполагается достоверным;
· нотариальное производство осуществляется единолично лицом, уполномоченным на осуществление нотариальных действий;
· при осуществлении нотариального производства отсутствует принцип состязательности и публичности.
Основными задачами нотариата в Республике Беларусь являются:
· обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь;
· оказание гражданам РБ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, организациям всех форм собственности квалифицированной юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий;
· укрепление законности и правопорядка;
· предупреждение правонарушений;
· разъяснение законодательства населению.
Данные задачи решаются путем:
· консультирования по вопросам нотариальной деятельности;
· квалифицированного и своевременного совершения нотариальных действий;
· реагирования на обнаруженные нарушения законодательства, прав и законных интересов граждан и ЮЛ путем сообщения об этом в соответствующие компетентные органы РБ;
· проведения лекция, бесед, среди населения, выступлений в СМИ с разъяснениями действующего законодательства.
Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности.Основным нормативным правовым актом, регулирующим нотариальную деятельность в Республике Беларусь, является Закон Республике Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности». Закон состоит из пяти разделов: раздел первый регулирует основы, задачи и принципы деятельности нотариата; раздел второй – нотариальные действия и основные правила совершения нотариальных действий; раздел третий регламентирует правила совершения отдельных видов нотариальных действий; раздел четвертый – применение Закона в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и международных организаций, применение норм иностранного права, международные договоры; раздел пятый посвящен заключительным положениям.
Указы Президента Республики Беларусь: «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РБ» от 3 мая 1997 г. № 12; «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 г. № 450; «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» от 15 октября 2007 г. № 504 и др.
Кодифицированное законодательство Республики Беларусь: например, Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет форму сделок, нотариальное удостоверение сделок, общие положения об институте наследования и наследственных прав и др.
Важное значение имеют многочисленные постановления и приказы Министерства юстиции Республики Беларусь: «О некоторых вопросах осуществления нотариальной деятельности» от 1 декабря 2010 г. № 107; «Об утверждении Инструкции о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия» от 7 июня 2005 г. № 26; «Об утверждении норм времени на совершение нотариальных действий государственными и частными нотариусами Республики Беларусь» от 20 июля 2007 г. № 48; «Об утверждении правил профессиональной этики нотариуса» от 16 ноября 2004 г. № 37 и др.
Принципы нотариальной деятельности.Нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия.
Принцип законности при осуществлении нотариальной деятельности заключается в том, что нотариусы, уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь о нотариате и нотариальной деятельности и другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.
Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны отказать гражданам и юридическим лицам в совершении нотариального действия в следующих случаях, если:
· совершение такого действия противоречит законодательству и нарушает государственные интересы;
· действие подлежит совершению другим нотариусом, уполномоченным должностным лицом;
· с просьбой о совершении нотариального действия обратились недееспособное лицо или представитель гражданина либо юридического лица, не имеющий необходимых полномочий;
· сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям и (или) предмету деятельности, указанным в его учредительных документах;
· сделка совершается организацией в качестве юридического лица или гражданином в качестве индивидуального предпринимателя без соответствующей государственной регистрации;
· совершение такого действия противоречит иным требованиям законодательства Республики Беларусь.
2. Нотариус, уполномоченное должностное лицо, отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариального действия, по письменному заявлению последних должны в трехдневный срок изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования.
Принцип беспристрастности при осуществлении нотариальной деятельности состоит в том, что нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес.
Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или местного исполнительного и распорядительного органа.
Уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
В вышеперечисленных случаях нотариальные действия совершаются государственным нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа.
Данный принцип исключает возможность личной и иной заинтересованности лиц, совершающих нотариальные действия.
Принцип независимости при осуществлении нотариальной деятельности заключается в том, что в своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь.
Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается и влечет за собой установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.
Принцип тайны нотариального действия. Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия.
Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются только гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие.
Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются по письменному требованию:
· судей общих судов по имеющимся в их производстве уголовным или гражданским делам;
· судей хозяйственных судов по имеющимся в их производстве делам, связанным с рассмотрением хозяйственных (экономических) споров;
· прокуроров и заместителей прокуроров;
· органов уголовного преследования по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам. Документы по совершенному нотариальному действию выдаются органам уголовного преследования по находящимся в их производстве уголовным делам в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь для проведения выемки документов;
· органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
· таможенных органов по имеющимся в их производстве делам об административных таможенных правонарушениях;
· налоговых органов по проводимым ими налоговым проверкам;
· других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Сведения о завещании при жизни завещателя выдаются завещателю, а после его смерти – лицам и органам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также супругу, родителям, детям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам завещателя.
Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лицо, которому о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением им служебных обязанностей.
Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.
В литературе указывается. Что систему принципов нотариальной деятельности нельзя ограничивать только указанными принципами. В этой связи выделяются и другие принципы.
Принцип обоснованности нотариальных действий, суть которого заключается в том, что выполняемые нотариальные действия должны быть основаны на действительных обстоятельствах, подтвержденных необходимыми документами, которые нотариус оценивает с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а в необходимых случаях направляет документы на экспертизу.
Принцип языка нотариального производства. Если гражданин не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему нотариусом, если нотариус владеет соответствующим языком, либо переводчиком.
Тема 2