Глава 13. особенности квалификации и расследования
КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Преступления, связанные с коррупцией, многообразны и разнообразны.
Традиционно к ним относят преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»[33], а также преступления, предусмотренные ст. ст. 201, 204, 204.1, 204.2 УК РФ (включенные в главу 23 УК РФ[34] «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»), преступления, предусмотренные ст. 184 УК РФ, и преступления, предусмотренные ст. 304 УК РФ.
Хотя связаны с коррупцией могут быть практически любые преступления!
Надо сказать, что уголовное антикоррупционное законодательство довольно динамично.
Так, например, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ российский уголовный закон был значительно изменен и дополнен мерами, направленными на усиление и совершенствование борьбы с коррупцией.
Была усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления. Так, признаны преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа. Смягчено наказание за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество (в размере не более десяти тысяч рублей). Однако одновременно предусмотрена повышенная ответственность за повторное совершение данных деяний. Уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.
Также предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на длительные сроки).
Итак, рассмотрим вышеупомянутые преступления.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), то есть использование должностным лицом[35] своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность; а вышеописанные деяния, повлекшие тяжкие последствия (ч.3 ст. 285 УК РФ), влекут еще большую уголовную ответственность.
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), то есть расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере; то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору[36] или в особо крупном размере[37] (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность.
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), то есть расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере; то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере[38] (ч. 2 ст. 285.2 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность.
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ), то есть умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации; те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 285.2 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность; а вышеописанные деяния, повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285.2 УК РФ), влекут еще более строгую уголовную ответственность.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2ст. 286 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность; вышеописанные деяния, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения, или с применением оружия или специальных средств, или с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК РФ), влекут еще более строгую уголовную ответственность.
Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ), то есть умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой[39], а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 286.1 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность.
Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ), то есть неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию; те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 287 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность; а вышеописанные деяния, если они сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, или совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или повлекли тяжкие последствия (ч. 3 ст. 287 УК РФ), влекут еще более строгую уголовную ответственность.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), то есть присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), то есть учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ), то есть получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации[40] лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе; те же деяния, совершенные в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ), влекут более строгую уголовную ответственность; те же действия, совершенные за незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290 УК РФ) влекут еще более строгую уголовную ответственность; вышеописанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК РФ), влекут намного более строгую уголовную ответственность; деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой ст. 290 УК РФ, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ), наказываются еще более строго; деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой ст. 290 УК РФ, совершенные в особо крупном размере[41] (ч. 6 ст. 290 УК РФ), наказуемы максимально.
Дача взятки (ст. 291 УК РФ), то есть дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу); те же деяния, совершенные в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность; те же деяния за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (ч. 3 ст. 291 УК РФ) влекут еще более строгую уголовную ответственность; деяния, предусмотренные частями первой – третьей ст. 291 УК РФ, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ), наказуемы еще более строго; деяния, предусмотренные частями первой – четвертой ст. 291 УК РФ, совершенные в особо крупном размере[42] (ч. 5 ст. 291 УК РФ), наказуемы максимально. При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере; те же деяния за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ) влекут повышенную уголовную ответственность; те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (ч. 3 ст. 291.1 УК РФ), влекут еще более строгую уголовную ответственность; те же деяния, совершенные в особо крупном размере[43] (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ), наказываются еще более строго; обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ) также уголовно наказуемы. При этом лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 291.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ), то есть получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей; те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ (ч. 2 ст. 291.2 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность. При этом лицо, совершившее дачу взятки в вышеуказанном размере, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Служебный подлог (ст. 292 УК РФ), то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности; те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность.
Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ), а именно: незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, или неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.
Халатность (ст. 293 УК РФ), то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; то же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба[44] (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность; халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ), влечет еще более повышенную уголовную ответственность; халатность же, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ), влечет максимальную уголовную ответственность.
Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), то есть использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации[45], своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; то же деяние, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность.
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), то есть незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию); те же деяния, совершенные в значительном размере (ч. 2 ст. 204 УК РФ) влекут повышенную уголовную ответственность; те же деяния, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере (ч. 3 ст. 204 УК РФ), влекут еще более строгую уголовную ответственность. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей статьи 204 УК РФ, совершенные в особо крупном размере[46] (ч. 4. ст. 204 УК РФ), наказуемы еще более строго. При этом незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (ч. 5 ст. 204 УК РФ) также наказуемы; а деяния, предусмотренные частью пятой ст. 204 УК РФ, совершенные в значительном размере (ч. 6 ст. 204 УК РФ), наказываются еще строже; деяния же, предусмотренные частью пятой ст. 204 УК РФ, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа; в) совершены за незаконные действия (бездействие); г) совершены в крупном размере (ч. 7 ст. 204 УК РФ), наказываются еще более строго; деяния же, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» - «в» части седьмой ст. 204 УК РФ, совершенные в особо крупном размере (ч. 8 ст. 204 УК РФ), наказываются наиболее строгим образом. При этом лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ), то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере; те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере (ч. 2 ст. 204.1 УК РФ), влекут повышенную уголовную ответственность; те же деяния, совершенные в особо крупном размере[47] (ч. 3 ст. 204.1 УК РФ) влекут еще более строгую уголовную ответственность. Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе (ч. 4 ст. 204.1 УК РФ) также уголовно наказуемы. При этом лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 204.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ), то есть коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей; то же деяние, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 204, 204.1, 204.2 УК РФ (ч. 2 ст. 204.2 УК РФ), влечет повышенную уголовную ответственность. При этом лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.
Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ), то есть передача спортсмену, спортивному судье, тренеру, руководителю спортивной команды, другому участнику или организатору официального спортивного соревнования (в том числе их работнику), а равно члену жюри, участнику или организатору зрелищного коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса, либо принуждение или склонение таких лиц к оказанию этого влияния, либо предварительный сговор с такими лицами в тех же целях; те же деяния, совершенные организованной группой (ч. 2 ст. 184 УК РФ), влекут более строгую уголовную ответственность. По этой же статье наказуемо и получение спортсменом, тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, а равно участником зрелищного коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) либо предварительный сговор таких лиц в целях противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 3 ст. 184 УК РФ); эти же деяния, совершенные спортивным судьей или организатором официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 4 ст. 184 УК РФ), влекут более строгую уголовную ответственность. Посредничество в совершении всех вышеописанных деяний в значительном размере[48] (ч. 5 ст. 184 УК РФ) также уголовно наказуемо. Однако лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой, второй или пятой ст. 184 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
Из числа рассмотренных преступлений, судебно-следственная практика преимущественно имеет дело с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 285, 286, 290, 291, 201, 204 УК РФ.
Таким образом, объектом преступных посягательств при злоупотреблении должностными полномочиями и при превышении должностных полномочий является регламентированная нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
Объектом взяточничества являются основы государственной власти, нормальная управленческая деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений с подрывом их авторитета, деформированием правосознания граждан, создания у них представления о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, нормальная конкуренция и экономическое развитие.
Основные положения, содержащие разъяснения по вопросам, могущим возникать в правоприменительной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Так, в частности, при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом.
При этом следует исходить из того, что в соответствии с п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию. Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью. Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 1 ст. 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ или ч. 2 ст. 286 УК РФ, следует исходить из пп. 2 и 3 примечаний к ст. 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (п. 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (п. 3 примечаний).
Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 (в ред. от 1.12.2008).
Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по ч. 2 ст. 285 УК РФ и ч. 2 ст. 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации). В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по ст. 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголо<