Глава 12. антикоррупционная правовая экспертиза
Основополагающие вопросы противодействия коррупции в нашей стране отражены в Национальной стратегии противодействия коррупции, а также Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.
Совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, повышение ее результативности является в соответствии с названными документами важнейшей задачей всего юридического (и не только юридического) сообщества.
Отличительным признаком коррупциогенного законодательства следует считать наличие норм, допускающих их произвольную трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими.
Идея проверки российского законодательства на коррупциогенность возникла в 2003 - 2004 гг. среди юридической общественности.
В наиболее общем виде основание для такого рода деятельности содержится в ст. 5 Конвенции ООН против коррупции (ратифицирована Россией 8 марта 2006 г.): «Каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней».
В настоящее время институт антикоррупционной экспертизы закреплен и на уровне российского законодательства.
2 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013), которым определены субъекты проведения такой экспертизы – прокуратура[22], Министерство юстиции РФ[23], органы, организации, их должностные лица, а также институты гражданского общества.
Этим Федеральным законом установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) названы:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Так, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, лесного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Министерство юстиции РФ проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Экспертиза на стадии разработки[24] и принятия проекта нормативного правового акта всегда будет являться наиболее эффективной с точки зрения устранения выявленных недостатков, а также наименее затратной. Избавиться от недостатков в нормативных актах проще всего на стадии их подготовки. Юридическая экспертиза сама по себе неминуемо способствует повышению качества нормативного акта в целом, устранению пробелов и противоречий. Антикоррупционная экспертиза как разновидность юридической преследует более узкие и специальные цели – оценить возможности применения норм в процессе деятельности органов власти с точки зрения потенциальных коррупционных возможностей для недобросовестных государственных (муниципальных) служащих. В этом плане очевидна связь антикоррупционной экспертизы с распространенной в ряде стран оценкой регулирующего воздействия, посредством которой прогнозируются различные варианты влияния акта на систему общественных отношений. Разница лишь в том, что при оценке регулирующего воздействия антикоррупционной составляющей вообще не отводится места, а рассматриваются вопросы экономического прогнозирования, собираемости налогов, состояния рынка труда и др.
Таким образом, именно в России антикоррупционная экспертиза становится специальным этапом нормотворческой процедуры.
К причинам этого можно отнести: масштабность коррупции, толерантное к ней отношение наших сограждан, отсутствие специальных действенных барьеров для государственных и муниципальных служащих, позволяющих воспрепятствовать проникновению в органы власти потенциальных коррупционеров, распространенную схематичность в описании деятельности органов власти, наличие пробелов, дефектов, которые могут быть исправлены только антикоррупционой экспертизой, наличие множества нормативных ситуаций, по сути легализующих коррупционное поведение, когда чиновник использует несовершенство законодательства в своих целях, что приводит к тому, что нередко взятки дают лишь за то, что служащий и так обязан делать в соответствии с законом, но взяткой он просто «стимулируется» к более быстрому и качественному исполнению своих непосредственных обязанностей[25].
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» на Министерство юстиции Российской Федерации возложено, в частности, осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации[26] как комплексной и плановой деятельности, осуществляемой по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов.
Правила проведения и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 (ред. от 18.06.2015), с принятием которого утратили силу ранее регулировавшие эти вопросы постановления Правительства РФ от 5 марта 2009 года №№ 195 и 196.
Так, постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 по новому определен круг документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
Это нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза которых осуществляется в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Согласно данному постановлению, Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу:
а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина[27], устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы либо в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой эти ведомством.
Независимая же антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, тоже в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем на семь дней.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем на семь дней.
Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
Юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:
а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;
б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Министерство юстиции Российской Федерации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в течение семи дней информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа.
Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная вышеупомянутым правительственным постановлением, применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Этой методикой предписано руководствоваться и независимым экспертамы, получившим аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
Итак, антикоррупционная экспертиза проводится (при проведении их правовой экспертизы) в отношении проектов федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иным государственными органами и организациями.
При их государственной регистрации органами юстиции проводится антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Нормативные правовые акты субъектов РФ подвергаются антикоррупционной экспертизе в ходе мониторинга их применения органами Министерства юстиции РФ[28].
Итак, постановлением определен субъект государственной антикоррупционной экспертизы – Министерство юстиции РФ, и такая экспертиза становится этапом государственной регистрации нормативных правовых актов. Заключение органов Министерства юстиции РФ должно содержать сведения о наличии, либо отсутствии в проекте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции[29].
Таким образом, отрицательный результат антикоррупционной экспертизы является основанием к отказу в регистрации акта.
Независимая антикоррупционная экспертиза[30], являясь формой участия гражданского общества в антикоррупционной политике, проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов[31]. Думается, что ее могут осуществлять, в первую очередь, общественные палаты, торгово-промышленные палаты, объединения бизнеса, правозащитные организации и т.п.
Следует обратить внимание на то, что при проведении антикоррупционной экспертизы и независимые, и государственные эксперты обязаны руководствоваться методикой, установленной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, что позволит сопоставлять результаты государственной и независимой экспертизы, равно как и результаты нескольких разных заключений независимой экспертизы между собой.
К недостаткам рассматриваемого постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 следует, пожалуй, отнести то, что в нем (в отличие от действовавшего ранее) ничего не говорится о проектах документов, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Таким образом, вопрос о том, возможна ли экспертиза на коррупциогенность подобных документов, что называется «завис в воздухе»[32].
По нашему мнению, не могут быть независимыми экспертами юридические и физические лица, которые принимали участие в подготовке документа (впрямую этот вопрос в комментируемом правительственном постановлении, к сожалению, не затронут).
Следует отметить также, что Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, обязывает разработчиков проектов актов размещать эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, что может несколько ограничивать возможности независимых экспертов и отрицательно сказываться на качестве их работы. Впрочем, и по поводу самих сроков могут быть самые разные толкования.
Не затронут в упомянутом постановлении важный вопрос о необходимости и содержании реакции органов исполнительной власти на поступившие заключения независимой экспертизы.
Итак, государственная и независимая антикоррупционная экспертиза проводятся согласно единым требованиям. В основе методики ее проведения лежат выделение, описание и классификация типичных коррупциогенных конструкций, используемых при разработке проектов документов. Соответственно при обнаружении подобной коррупционной конструкции в тексте проекта документа коррупционные риски в случае его принятия (и последующего применения) резко возрастают. Здесь имеется в виду именно потенциальная способность возможности использования нормы в коррупционных целях.
Типичные коррупциогенные факторы подразделяются в упомянутом правительственном постановлении на две категории.
К первой их них относятся факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрении или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Это: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага); и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Ко второй категории коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, относятся: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Впрочем, представляется, что при проведении антикоррупционной экспертизы не менее важно указывать и на коррупциогенные факторы, не описанные в правительственном постановлении. К таковым могут быть отнесены, например, ложные цели и приоритеты, нарушение порядка принятия или формы принятия акта, неустановление сроков для принятия актов, в том числе актов меньшей юридической силы, способное привести к неконтролируемому временному разрыву между данными актами, закрепление привилегий одной группы субъектов в ущерб интересам других, передача публичных функций частным субъектам, отсутствие правовой связи между правом гражданина и обязанностью органа и др.
Методика рассчитана на широкое применение и в отношении действующих нормативных актов.
Необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа, излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
По результатам экспертиз должно составляться заключение, в котором целесообразно отражать все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для коррупции, указывать структурные единицы проекта и соответствующие коррупциогенные факторы.
Совершенствованию антикоррупционной деятельности могло послужить бы и правило, в соответствии с которым должно осуществляться единообразное оформление результатов экспертизы, проводимой разными экспертами (например, с приложением таблиц, в которых бы перечислялись обнаруженные коррупциогенные факторы, что позволило бы сравнивать разные заключения, учитывать совпадения и разногласия и т.п.).
В заключение надо сказать, что в настоящее время в большинстве федеральных органах исполнительной власти изданы приказы, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы собственных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Все эти документы (довольно краткие по содержанию) носят исключительно отсылочный характер, направляя правоприменителя к вышеупомянутым законам и правительственным постановлениям. Как правило, в них определяются субъекты экспертиз (обычно это сотрудники юридических служб), перечни документов, направляемых вместе с проектом, сведения технического характера и т.п.
Ведомственные приказы обычно предписывают заключение по результатам антикоррупционной экспертизы направлять в службу, подготовившую проект; разногласия по поводу проекта разрешает руководитель органа (или его заместитель).
Мониторинг же правоприменения нормативных актов может возлагаться (чаще вообще не возлагается) на службы (должностных лиц), непосредственно применяющие акт (на постоянной основе и по отдельным поручениям).