Методическая разработка учебных занятий
Лекция по теме: Субъекты политики.
Цель занятия – дать студентам знания о функционировании и специфике основных субъектов политики, научить студентов грамотно анализировать деятельность политических акторов, обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата по теме, дать характеристику основных субъектов политики в современной России.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Место проведения занятия – лекционная аудитория.
Материально-техническое обеспечение занятия - ноутбук, проектор, экран, аудитория с плотными шторами или жалюзи, микрофон.
Основные этапы лекции
№ п/п | Этапы | План | Время (мин.) |
§ | Подготовительный этап | Назвать тему и структуру лекционного занятия, продиктовать перечень основной литературы по теме | |
§ | Основной этап | Изложение материала по лекционным вопросам с обеспечением возможности его записи студентами в своих конспектах и использованием презентационных материалов | |
§ | Заключительный этап | Подведение кратких итогов лекции, ответы на вопросы студентов |
Деловая игра: Политические дебаты в процессе выборов в Государственную Думу РФ.
Цель занятия – сформировать у студентов навыки ведения диалога и дискуссий по актуальным проблемам функционирования государства и общества в современной России с программных позиций основных политических партий РФ и навыков по поиску решений в конкретных ситуациях, осуществляемому по заданным правилам.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Место проведения занятия – учебная аудитория.
Материально-техническое обеспечение занятия - ноутбук, проектор, экран, аудиоколонки, аудитория с плотными шторами или жалюзи.
План и правила игры
Орг. часть: постановка целей и задач занятия, доведение до студентов правил игры, в том числе регламента дебатов.
Учебная группа делится на 4-5 подгрупп (в соответствии с количеством основных политических партий России). Далее члены каждой подгруппы распределяют между собой определенные ролевые функции, например, лидера партии; помощников лидера, готовящих вопросы к представителям партий-соперников; имиджмейкеров, обеспечивающих предвыборную агитацию.
В ходе подготовки к дебатам каждая команда внимательно изучает программу партии, которую она представляет, а также программы партий-соперниц. Лидеры партий продумывают форму и тактику своих выступлений в процессе дебатов. Помощники лидеров готовят вопросы к представителям партий-конкурентов. Имиджмейкеры могут подготовить рекламные слоганы, плакаты, раздаточный материал или создать вместе с лидерами партии компьютерные презентации.
Преподаватель вправе предлагать для обсуждения в процессе дебатов актуальные политические проблемы, выступая в роли телеведущего.
Занятие заканчивается подведением итогов. Преподаватель анализирует достоинства и недостатки в выступлениях команд, оценивает работу отдельных участников игры.
Основными источниками в процессе подготовки студентов к игре являются программы основных политических партий РФ, которые можно найти на официальных сайтах партий.
Основные этапы занятия
№ п/п | Этапы игры |
Орг. часть: постановка цели и задач, доведение до слушателей правил игры | |
Выступление лидера от «Единой России» (основа выступления – представление программных тезисов партии) | |
Блиц-ответы лидера от «Единой России» на вопросы представителей групп-соперников (по 1-2 вопроса от каждой группы) | |
Выступление лидера от КПРФ | |
Блиц-ответы лидера от КПРФ на вопросы представителей групп-соперников | |
Выступление лидера от ЛДПР | |
Блиц-ответы лидера от ЛДПР на вопросы представителей групп-соперников | |
Выступление лидера от «Справедливой России» | |
Блиц-ответы лидера от «Справедливой России» на вопросы представителей групп-соперников | |
Ответы представителей групп на вопросы ведущего (по одному вопросу каждой группе) | |
Подготовка группами антикризисной программы или программы решения одной из актуальных политико-правовых или социально-экономических проблем | |
Изложение лидерами групп основных тезисов антикризисной программы с ответами на вопросы от оппонентов (по одному вопросу) | |
Обращение лидеров групп к своим избирателям | |
Подведение итогов игры |
Приложение 2.
Методические указания студентам
по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и семинарских занятиях.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2. углубления и расширения теоретических знаний;
3. формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
4. развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
5. формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
6. развития исследовательских умений.
Часть времени, отведенного на самостоятельную работу, должна использоваться на подготовку к аудиторным занятиям, другая часть – на самостоятельное изучение и проработку соответствующих вопросов (заданий), написание контрольной работы и подготовку к зачету.
При подготовке к занятиям студенту полезно:
7. изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
8. ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
9. ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
10. составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;
11. заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.
Таким образом, самостоятельная работа студентов должна предусматривать изучение лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, работу с рекомендованными источниками и литературой, чтением материалов хрестоматии по политологии.
Индивидуальная работа студентов под контролем преподавателей обычно включает самостоятельную, углубленную проработку отдельных тем, не включенных в лекционный материал, либо консультирование учащихся по вопросам написания контрольных работ.
Вопросы для самостоятельной работы по всем темам дисциплины
1. Чем занимается прикладная политология?
2. С какими науками наиболее тесно взаимосвязана политология?
3. Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?
4. Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»?
5. Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?
6. Чем политическая власть отличается от неполитической?
7. Какие ресурсы власти являются наиболее влиятельными и эффективными в современном мире?
8. Каково значение демографических ресурсов для современных государств?
9. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.
10. Раскройте содержание следующих понятий: политическая система общества, вход и выход политической системы, внешняя среда политической системы, подсистемы политической системы, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
11. Используя материалы учебного пособия А.П. Цыганкова Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995 дайте ответы в письменном виде на следующие вопросы: - каковы характерные признаки тоталитарных, авторитарных и демократических политических режимов, их достоинства и недостатки? (подготовьте ответ в виде табличных данных); - каковы особенности современного российского политического режима?; - кокай из политических режимов, с Вашей точки зрения, наиболее пригоден в условиях современной России?; - какой политический режим утвердится, по Вашему мнению, в обозримом будущем в России?
12. Проблемы формирования правового и социального государства в современной России.
13. «Партия власти» как феномен российской партийной системы.
14. Оппозиционные партии в современной России.
15. Механизмы и формы воздействия институтов гражданского общества на государство в современной России.
16. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты на территории России и перспективы их разрешения.
17. Нужно ли в идеологическом плане при активном участии государства идеализировать свою историю (через создание документальных и художественных фильмов, специальных передач, издание книг и т.д.) с целью воспитания национальной гордости и величия или историческая правда, какой бы горькой она ни была, всегда важнее?
18. Существует ли необходимость введения в нашей стране цензуры и ограничения свободы СМИ (в том числе регулирования Интернет-пространства) в целях государственного контроля процесса политической социализации и образования граждан, защиты населения от экстремизма, радикализма и пр.
19. Почему в России функционируют профашистские политические силы? Как изменилась за последние годы этнополитическая ситуация в России? Можно ли победить фашизм в нашей стране?
20. Каковы пути формирования толерантных взаимоотношений народов, проживающих на территории России?
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Нижегородский институт управления
Кафедра информатики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по методической работе
______________ В.А. Шехмаметьева
«30» августа 2011г.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ