Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 г.Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией

Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики

На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью

31. Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках СНГ.

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что СССР как субъект МП больше не сущестувует

Целями Содружества являются:

1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

2. развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;

3. обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП

4. свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

5. правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

6. мирное разрешение споров между государствами - членами СНГ

Членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему. Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны - не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Государство -участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода

В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего СССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины

Правовая природа:

1. СНГ создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации

2. СНГ имеет свой устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации

3. СНГ имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов

И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами МП, есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта МП.

Принципы:

1. Взаимное признание и уважение государственного суверенитета и суверенного равенства

2. неотъемлемого права на самоопределение

3. равноправия

4. невмешательства во внутренние дела

5. отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления

6. мирного урегулирования споров

7. уважения прав и свобод человека

8. добросовестного выполнения обязательств

9. и других общепризнанных принципов и норм МП

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания 2 раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. межгосударственная ассоциация свободной торговли;

2. таможенный союз;

3. общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

4. валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

Был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза - Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в на­стоящее время на территории государств -членов СНГ.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, тамо­женный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств - участников СНГ

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества — Совет министров обороны

32. Европейский союз: правовая природа, цели, система органов

27 государств

Договор о ЕС подписан в Нидерландах в 1992 году. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние состоят из Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества

Цели ЕС:

1. Образование тесного союза народов Европы

2. Содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка

3. Усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза

4. Проведение совместной внешней политики и политики в области безопасности

5. Сохранение и приумножение общего достояния

ЕС руководствуется следующими принципами:

1. Уважение национальной идентичности членов с демократическими системами правления

2. Уважение прав человека

Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС является зашита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содействие развитию международного сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека

Основными органами ЕСявляются Европейский парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европейский совет.

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение.

Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами ЕС и государствами-членами, между органами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе

РФ и ЕС заключили соглашение о партнерстве и сотрудничестве, целями которого являются обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям, базирующимися на принципах рыночной экономики, укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике

33. Совет Европы: правовая природа, цели, принципы, система органов

Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 года

Цель организации – достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах:

1. Правовое обеспечение прав человека

2. Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности

3. Поиск совместных решений социальных проблем – национальные меньшинства, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД

4. Развитие политического партнерства с новыми демократическими странами

В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права:

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

3. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств

В рамках Совета Европы создан механизм контроля и предотвращения нарушения прав человека в государствах-участниках – Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств-участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав

Руководящие органы – Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органов СЕ. Он принимает решения по поводу программу работу организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов СЕ

Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок

Согласно Уставу Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия:

1. соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим

принципам демократии, а также соблюдение прав человека;

2. избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов

Наши рекомендации