Байгельдина Динара Шамилевна
Творческий проект по Политологии
ТЕМА: ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Выполнила студентка группы
«Искусство графики»
Факультета МД и ДПИ
Курс
Байгельдина Динара Шамилевна.
Москва 2015
Вступление
Любое общество всегда состоит из множества подгрупп. Эти группы можно разделить по возрасту, мировоззрению, политическим взглядам и по многим другим признакам, в том числе по тому, к какой нации человек себя относит. Когда мы имеем такие различные группы, не стоит удивляться тому, что их мнения могут быть противоположными, а интересы противопоставляться друг другу. Конфликты между различными группами – явление вполне естественное. Хорошо, когда сам факт наличия противоречия способствует развитию общества, выходу его на новый, но бывают конфликты деструктивного характера, раздирающие общество, разрушающие его изнутри.
Российский народ не исключение, наше государство соединяет людей разных верований, культур, убеждений, разного материально достатка. Не стоит забывать, что Россия – многонациональное государство, на территории которого проживает более 200 различных народов (согласно последней переписи населения). К сожалению, в последнее время мы все чаще слышим националистические лозунги и отмечаем враждебное отношение к людям, выглядящим и живущим не совсем так, как большинство населения страны, поэтому проблема этнических конфликтов встает в современной России особенно остро.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.
Существование этносов подразумевает наличие некоторых стереотипов, к ним относящихся. Так каждому народу могут приписывать некоторые черты и особенности, далеко не всегда относящиеся к каждому из его представителей. Такое положение вещей ведет к непониманию и неумению общаться. Человека могут обидеть, ущемить его права, например, не давай ему работу. Конечно, у таких стереотипов есть свои объяснения. В последние годы в Москве и других крупных городах отмечается большое количество приезжих из стран бывшего СССР. Это люди без образования, порой не знающие русский, язык, но их труд дешев и именно поэтому востребован. Каждый человек понимает, как живут эти люди, в каких тяжелых условиях, как мало они получают. Обычаи и законы чужие и непривычные, множество искушений больших городов порождает зависть, все это ведет к преступлениям. Вполне естественно, что коренное население с опаской относится к приезжим, старается обходить места, где они живут и работают. Как мы видим, конфликт между этими двумя группами назревает. Достаточно какой-то мелочи, чтобы эта пороховая бочка взлетела на воздух. Например, одна кража – и оскорбленный человек бежит поджигать дом, в котором живут мигранты. Сколько невинных людей, соблюдающих законы и живущих спокойно, может при этом пострадать?
Нередко конфликты на национальной почве возникают ни с того, ни с сего, когда одному человеку необходимо выплеснуть накопившуюся агрессию, и она направляет ее на «других», людей с другой внешностью, культурой. В этой связи мне очень не нравится термин, которым сейчас стараются описывать отношения между разными этническими группами: «толерантность». Толерантность, то есть терпимость, предусматривает, что человеку что-то не нравится, его что-то не устраивает, но дать выход своим негативным чувствам он права не имеет. Он копит агрессию так долго, как ему позволяют нервы, а потом может выплеснуть ее. Вместо цивилизованного разговора человек дает волю своим чувствам, он кричит, лезет в драку, угрожает жизни других людей, тем самым подвергая опасности в том числе свою жизнь. Для возникновения бытового конфликта нужно немного, его первопричина может даже не иметь никакого отношения к национальности. Например, человек паркует свою машину на чужом месте. Хозяин вместо того, чтобы выяснять отношения лично с обидчиком в порыве гнева кидает фразу в духе: «Все вы такие!», - обижая тем самым целый народ, и вот конфликт обрастает национальным колоритом. Бытовой конфликт может очень быстро расширяться. Вместо двух что-либо не поделивших людей, в него вовлекается, например, вся диаспора, а в некоторых случаях дело может дойти и до гражданской войны. Однако, гражданская война порождает беженцев, что вовлекает в конфликт другие страны, а значит, и другие этносы.
Мне кажется, каждый человек должен понимать и осознавать, что нет плохих народов, в каждом из них есть свои преступники и праведники, не стоит всех загонять под одну гребенку. Одной из задач государства является просвещение. Да, все люди разные, даже в обществе, состоящем из одной этнической группы найдутся «чужаки» и «инакомыслящие», те кто недостаточно истово молятся или вовсе перешедшие кому-то дорогу. Это превентивные меры, но что же делать, если конфликт уже возник?
Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов, в разных частях мира не могут быть решены используя только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.
Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования. Именно в силу появления новых аспектов в отношениях между сторонами-участниками конфликта они могут прийти к согласию, которое еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.
Таким решение может быть устранение или разделение предмета конфликта (например, когда разные народы претендуют на некоторую землю для расселения), разведение сторон конфликта, перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса, например, появление общего врага.
Длительные этнические конфликты, имеющие глубокие исторические корни скорее требуют технологий, разрабатываемых в рамках "миростроительства".
Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.
Заключение
Как мы видим, конфликты, возникающие на этнической почве явление весьма распространенное и естественное, однако каждое общество должно следить за безопасностью своих членов и стараться оставлять эти противоречия в форме, не грозящей опасностью для жизни и здоровья людей. Полностью решить такие конфликты иногда не представляется возможным, однако можно и нужно приучать людей уважать друг друга и искать компромиссы.