Билет № 6 вопрос 1. Парламентские и президентские типы современных государств.
Из существующих подходов к проблеме наиболее взвешенным представляется сегодня так называемый "традиционный" или "классический", то есть выделяющий в качестве основных форм правления республику и монархию. В свою очередь, в рамках республиканской формы правления обоснованнее всего выделять президентскую, полупрезидентскую или президентско-парламентскую и парламентскую (или парламентарную) системы или типы правления. Некоторые специалисты, прежде всего юристы-государствоведы, выделяют также суперпрезидентскую (или ультрапрезидентскую) систему, хотя не лишено оснований рассматривать ее в качестве подвида президентской республики. В конечном итоге, нас будут интересовать прежде всего основные характеристики президентской и парламентской систем, а также все больше распространяющийся в последние годы промежуточный между ними тип - "полупрезидентская" республика.
Президентская республика во всех ее разновидностях (включая "полупрезидентскую") является на сегодня наиболее распространенной в мире системой правления. Из 183 стран, входивших в ООН на начало 1993 года, более 130 имели в своей политической системе институт или пост президента. Возникшая на протяжении 90-х годов целая группа новых независимых государств из-за особой склонности к президентской системе правления еще более укрепила позиции этой последней и на сегодня, по некоторым данным, уже почти 90% государств мира имеют в своем устройстве пост президента.
Наличие такого поста не означает однако существования президентской республики. Пост президента имеется и в странах с парламентарной системой правления. Поэтому необходимо различать властные полномочия и возможности президента при парламентской и собственно президентской системах правления. При этом следует иметь в виду, что феномен президентской власти не ограничивается только относящимися к президентству конституционными и другими правовыми нормами. Очень большое значение имеет соотношение этих норм с конкретной политической практикой конкретных президентов. Надо учитывать также, что учреждение в той или иной стране поста президента не означает одномоментного возникновения института президентства с необходимо присущими ему нормативными актами, соответствующими структурами различных уровней, тесными связями с другими политическими институтами и обществом в целом. Становление института президентства - длительный исторический процесс.
Соответственно, и полномочия президента при различных системах правления и в разных странах могут различаться и видоизменяться в самых широких пределах. Тем не менее, основные из этих полномочий вполне возможно систематизировать таким образом, чтобы представить себе и основные различия между системами президентской, полупрезидентской и парламентской республик. Вот какая сводная таблица на этот счет представлена, например, в книге Н.А.Сахарова "Институт президентства в современном мире" (М., 1994).
Институт президентства быстро превратился в один из важнейших в политической системе. Особую роль и значение придали ему не только различные нормативные акты и сопутствующие структуры, но и практика избрания президента в ходе всенародного голосования. Приходя к власти в соответствии с волеизъявлением народа, непосредственно от него получая свой мандат, президент получает возможность в случае необходимости противостоять парламенту, диктовать ему свою волю, обходить не устраивающие его решения законодательной власти. Сосредоточение в руках президента огромной региональной власти, использование им не только законодательно определенных, но и так называемых "подразумеваемых" полномочий чревато угрозой крена к режиму личной власти. Опасность этого особенно велика там, где президент обладает почти неограниченными или очень слабо ограниченными и контролируемыми полномочиями, то есть при системах так называемой суперпрезидентской (или ультрапрезидентской) республики. Такие системы отличаются особым перекосом власти в пользу исполнительных структур и прежде всего их главы, "маргинализацией" представительных, контролирующих и судебных органов в условиях, как правило неразвитости гражданского общества и отсутствия подлинной независимости средств массовой информации.
Несмотря на широкое распространение президентской системы правления в современном мире и во многом универсальный характер одноименного ей института, президентскую республику вряд ли можно рассматривать в качестве оптимальной "модели" государственного устройства. Имеющаяся практика не дает оснований утверждать об особой эффективности системы президентского правления. В еще меньшей степени институт президентства является критерием и гарантом демократического политического устройства государства. Отсюда поэтому приверженность многих стран системе парламентарной (или парламентской) республики.
Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики. Из приведенной ранее таблицы полномочий президентов при различных системах правлений можно судить и о главных особенностях этой республики. Исполнительная власть в ней возглавляется премьер-министром, который может называться по-разному. Так, например, в ФРГ он именуется канцлером. Глава правительства является, как правило, одним из ведущих лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте. Формируемое им правительство ответственно только перед парламентом. Члены правительства, подотчетные его главе, осуществляют практическое руководство важнейшими сферами жизнедеятельности общества и государства. Изменения в составе и курсе правительства диктуются в первую очередь состоянием дел в парламенте. Таким образом, парламентская республика - это система правления, важнейшие черты и особенности которой определяются волей высшего представительного органа страны.
Билет 8
Вопрос 2. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства
Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественнополитических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.
Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.
Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 - 1903 гг. в результатеполитических реформ.
Признаки политической партии:
·
Партия-это всегда носитель идеологии; Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного. Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти. Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства). Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства). Функции политической партии: Обеспечение связи между обществом и государством; Стимулируют активное участие граждан в политической жизни; Оказывают влияние на формирование государственной политики; Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;
Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней.
Виды политических партий. По идеологической направленности выделяют:
1. Консервативные партии. Характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен.
2. Либеральные партии. Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных.
3. Социалдемократические партии. Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.
4. Коммунистические партии. В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата.
5. Религиозные партии. Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.
6. Националпатриотические или фашистские партии. В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.
По способу связи с государством партии подразделяют на: Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства); Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).
В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии. Их особенности таковы: Поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности; Выражают общенациональные интересы; Выражают идеи компромисса, соглашения между различными слоями общества; Отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жестко определенной идеологии.
Классификаций политических партий очень много, существует множество подходов к классификациям