Глава 4. основные принципы противодействия коррупции
Итак, совершенствование организационных основ борьбы с коррупцией, то есть злоупотреблениями служебным положением, дачей и получением взяток, злоупотреблениями полномочиями, коммерческим подкупом либо иными незаконными использованиями физическими лицами своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами, совершением этих же деяний от имени или в интересах юридического лица; повышение результативности этой борьбы являются в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции важнейшей задачей всего юридического (и не только юридического) сообщества.
Важным показателем степени зрелости конкретно-исторической системы является состояние правовой культуры любого государства. Достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития отражается в правовой системе современной России.
Для того, чтобы противодействие коррупции было достаточно успешным, эта деятельность должна соответствовать ряду принципов (основополагающих идей, подходов).
В ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится перечень принципов противодействия коррупции.
Рассмотрим их подробнее.
Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Данный принцип является конституционным (ст. ст. 2, 18 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина определяют содержание и применение законов. Коррупция же приводит к нарушению прав граждан, несоблюдению норм и условий конкуренции, дискредитации института государственной службы.
Принцип законности.
Данный принцип также является конституционным. Под законностью понимается состояние точного, неуклонного выполнения требований законодательства всеми субъектами права.
В соответствии с рассматриваемым принципом должно обеспечиваться точное исполнение законов и подзаконных правовых актов всеми служащими, исключающее коррупцию, а также точное исполнение требований законодательства всеми гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения, и точное исполнение требований законодательства правоохранительными органами в процессе противодействия коррупции, что восстанавливает состояние законности.
Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Нередко требования этого принципиального положения подменяют требованиями необходимости обеспечения гласности в работе государственных (муниципальных) структур.
Это довольно узкий подход. Следует иметь в виду, что свободный доступ к информации обеспечивается положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Федерального закона от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Публичность, открытость власти влечет за собой подконтрольность ее обществу, а, следовательно, и к снижению уровня коррупции в стране.
Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Это принципиальнейшее положение почему-то исчезло в последние годы из российского законодательства, однако Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возвращает его в правовое пространство.
Серьезная антикоррупционная политика действующей российской власти ориентирует на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции с назначением справедливого наказания за коррупционные правонарушения.
Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Борьба с коррупцией требует адекватного и систематического реагирования на все, что связано с этим феноменом.
Комплексное применение принимаемых мер должно быть направлено и на профилактику коррупции и на борьбу с ней.
Только вдумчивое отношение к проблемам противодействия коррупции позволит избежать кампанейщины, перегибов, показательных «порок» и процессов.
Деятельность по противодействию коррупции должна стать одним из компонентов государственного управления.
Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Данный принцип предполагает необходимость осуществления повседневной работы по профилактике коррупции, воспитания в обществе нетерпимого отношения к коррупции, повышения престижа государственной и муниципальной службы, ее стабильности, воспитания нового поколения служащих, преодоления коррупциогенности в нормативной базе, регулирующей деятельность служащих.
Так, 2 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013), которым определены субъекты проведения такой экспертизы – прокуратура, Министерство юстиции РФ, органы, организации, их должностные лица, а также институты гражданского общества.
Таким образом, именно в России антикоррупционная экспертиза становится специальным этапом нормотворческой процедуры.
Правила проведения и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 (ред. от 18.06.2015).
Важную роль в предупреждении коррупции должны играть общественные институты.
Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Этот принцип предполагает высокий уровень развития демократических институтов, политической и трудовой активности населения, политический плюрализм, свободу и независимость средств массовой информации.
Опора на институты гражданского общества является неотъемлимым признаком демократического государства. Наше государство находится лишь в начале этого пути.
В нашей стране, в частности, действуют правовые механизмы, позволяющие защитить лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях.
Эта правозащитная деятельность осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», что полностью соответствует ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 2006 года.
Таким образом, антикоррупционная деятельность всех государственных (муниципальных), общественных структур, физических лиц должна выстраиваться с учетом вышеописанных принципов, а все принимаемые антикоррупционные нормативные акты должны на них основываться и развивать их положения в своих нормах.