Неаполь. Национальный музей.
Сеян уничтожил всех законных наследников императора и с помощью закона об оскорблении величия расправился с враждебными ему сенаторами. Однако Тиберий всецело доверял своему любимцу и, возможно, даже собирался сделать его своим наследником. Сеяну уже совсем немного недоставало для достижения желанной цели, когда в 31 г. он вдруг был обвинён Тиберием в заговоре против императора и казнён. По версии античных писателей, причиной столь неожиданного поворота событий стало то, что Тиберию сообщили об убийстве Сеяном в 23 г. его сына Друза (ранее считалось, что он умер от болезни).
После казни Сеяна Тиберий впал в меланхолию и все последующие годы до самой своей смерти в 37 г. с невероятной жестокостью преследовал всех подозреваемых в близости к бывшему фавориту. В римском обществе сложилась столь нездоровая обстановка, что многие сенаторы кончали жизнь самоубийством; даже близкий друг Тиберия Кокций Нерва, проживший рядом с принцепсом все годы на Капри, не выдержал напряжения и покончил с собой. Смерть Тиберия 16 марта 37 г. была встречена в Риме с радостью.
Калигула. Бронза. 37—41 гг. н. э.
Цюрих. Частная коллекция.
18 марта 37 г. сенат при всеобщем ликовании народа вручил полномочия принцепса внуку Тиберия Гаю Цезарю Августу Германику, по прозвищу Калигула (Сапожок). Первые мероприятия молодого принцепса (ему было 25 лет, когда он пришёл к власти) были встречены с одобрением. Он обещал править в согласии с сенатом и под его руководством, а также прекратить действие закона об оскорблении величия. В Риме были возобновлены в небывалых масштабах любимые народом представления: гладиаторские бои и травли зверей, которые почти совершенно прекратились при Тиберии. Праздничный угар, однако, закончился довольно
быстро. Через несколько месяцев принцепс заболел. После выздоровления Гай Калигула решительно порывает с римскими традициями предков, охранителями которых объявляли себя принцепсы Август и Тиберий. Увлечение гладиаторскими и цирковыми играми перерастает в желание самому принять в них участие. И вот римское общество видит своего принцепса, первого гражданина великой империи, сражающимся на сцене амфитеатра гладиатором и возницей на цирковой арене. По римским понятиям, выступать на сцене и арене цирка — это удел рабов, преступников или вольноотпущенников, т. е. людей с ущербным социальным статусом. Полноправный гражданин, тем более глава государства, не имел права опускаться до занятий такого рода.
Ещё большее изумление вызывала религиозная политика Калигулы. Он объявил себя живым божеством и, стоя в храме между статуями богов, принимал подобающие богу почести от посетителей или «беседовал» с самим Юпитером Капитолийским. В обществе заговорили о сумасшествии принцепса. Оснований для такого вывода было, с точки зрения современников Калигулы, более чем достаточно. Принцепс, казалось, задался целью доказать всему роду человеческому, что для него нет ничего невозможного. Безумные траты на зрелища, пиры, раздачи подарков, бессмысленные, но грандиозные постройки, опустошив совершенно казну, сменились не менее безумной налоговой политикой для её пополнения. Возобновились судебные процессы об оскорблении величия, единственной целью которых часто была конфискация имущества обвиняемого.
Трудно сказать, что определяло поведение Гая Калигулы, — болезнь или совершенно иное, чем у его предшественников, понимание власти принцепса: не первый гражданин, а господин, по отношению к которому все, от простолюдина до высокопоставленного сенатора, — рабы. «Мне можно всё в отношении всех», — утверждал Калигула и доказывал это на деле. Если Тиберий переходил все принятые границы в своём почтении к сенату, то Калигула ещё более безгранично унижал его. По утверждению Светония, он даже хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата. В 39 г. Гай Цезарь Калигула издал эдикт, в котором объявил о своей враждебности сенату и отказе сотрудничать с ним. Римская знать восприняла это как узурпацию власти и установление режима тирании в Риме. Она ответила на новый политический курс принцепса серией заговоров. 24 января 41 г. Гай Калигула был убит. Впечатление, произведённое его правлением на римское общество, оказалось столь сильным, что на созванном консулами заседании сената заговорили о восстановлении республики. Но пока в сенате спорили о политическом устройстве государства, преторианцы и римский народ уже решили этот вопрос. Окружив курию, толпа скандировала имя нового императора. Им оказался дядя Калигулы Клавдий.
Избрание Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Гер-
маник) принцепсом оказалось полной неожиданностью прежде всего для него самого. Он был уже пожилым человеком, в доме Юлиев-Клавдиев его считали умственно неполноценным и держали в стороне от государственных дел. В детстве он перенёс паралич, у него была неуклюжая походка, тряслась голова и заплетался язык. Калигула держал его возле себя на положении шута. Шутом на троне считала его и римская знать, хотя проводимая им политика не давала к тому никаких оснований. Прежде всего он объявил о возврате к политической системе Августа и постарался наладить нормальную жизнь в Риме. Процессы об оскорблении величия были прекращены, введена разумная финансовая политика, улучшено снабжение Рима продовольствием.
Клавдий.
Халцедоновая камея
Гг. н. э.
Отказавшись от скандальных и неприемлемых для римского общества форм утверждения единовластия, Клавдий повёл планомерную и спокойную работу по укреплению чисто монархических институтов власти и расширению их социальной базы. Сенат и магистратуры продолжают существовать, и Клавдий оказывает им должное уважение. Но параллельно с ними, соперничая и тесня, всё большую роль начинает играть придворная внесенатская администрация. Она создавалась на основе управления личным хозяйством императора. Подобная система имелась в хозяйстве каждого богатого римлянина и состояла из рабов и вольноотпущенников. Клавдий, почти ничего не меняя в этой системе, возводит службу в хозяйстве императора на уровень государственной и награждает своих наиболее выдающихся вольноотпущенников знаками отличий магистратов.
Клавдий был единственным императором из дома Юлиев-Клавдиев, решившимся продолжить политику Юлия Цезаря по распространению прав римского гражданства на жителей провинций и привлечению провинциальной знати к управлению империей. При нём очень интенсивно шёл процесс романизации Галлии. В 48 г. знать Нарбонской Галлии получила право добиваться сенаторского достоинства, что положило начало формированию общеимперской знати.
Привлечение провинциалов в сенат, рост значения императорского аппарата управления вызывали недовольство среди римско-италийской знати. Крупных заговоров против Клавдия, однако, не составлялось. Оппозиция знати ограничивалась ропотом и злословием. Привязанность старого императора к своим жёнам и вольноотпущенникам предоставляла богатую пищу для самых невероятных слухов. Враждебные Клавдию представители знати группировались вокруг его последней, четвёртой жены Агриппины, расчищавшей дорогу к власти своему сыну от первого брака Луцию Домицию Агенобарбу, вошедшему в историю под именем императора Нерона. После смерти Клавдия, отравленного, как предполагают, Агриппиной 13 сентября 54 г., префект претория Афраний Бурр представил Нерона преторианцам, которые провозгласили его императором.
Нерон. Мрамор. 60—68 гг. н. э.
Рим. Национальный музей.
Новому главе Римской империи едва исполнилось 17 лет, и вопросы государственной политики его мало интересовали. Реально государственными делами руководили воспитатель императора философ Луций Анней Сенека и Афраний Бурр. Они представляли оппозиционные Клавдию круги знати, поэтому их политика была направлена на восстановление главенствующего положения сената и магистратур в системе административного управления империей. Первые пять лет правления Нерона прошли в согласии с сенатом. Но при дворе императора шла ожесточённая борьба между его
матерью и наставниками, которая закончилась тем, что сначала Нерон приказал убить Агриппину, а затем избавился, после смерти Бурра в 62 г., и от Сенеки, заставив его уйти в отставку. Теперь он мог беспрепятственно заниматься тем, что его увлекало больше всего, — пением и декламацией на сцене театра. Чувство вседозволенности превратило Нерона в чудовище, заставившее Рим вновь пережить ужасы времён правления Гая Калигулы.
Знать прибегла к испытанному средству борьбы — заговору. Но заговорщики никак не могли решить, кому и где убить императора. В результате заговор был раскрыт в 65 г., и это дало Нерону повод для массовых репрессий против римской знати. Наконец, устав от казней и пригрозив сенаторам их полным уничтожением, Нерон отправился в 66 г. в артистическое турне по Греции. Тем временем обстановка в Риме и провинциях всё более накалялась. Восстала Иудея, восстал наместник Лузитанской Галлии Гай Юлий Виндекс, к нему присоединился наместник Испании Сервий Гальба, в Риме начали колебаться преторианцы. Нерон совершенно растерялся и ничего не предпринимал для того, чтобы изменить ситуацию. Наконец, сенат объявил его «врагом отечества». Император бежал из Рима и после долгих скитаний покончил с собой. Молва утверждала, что, умирая, он повторял: «Какой артист погибает!»
Со смертью Нерона прекратилась династия Юлиев-Клавдиев. В течение её правления монархический элемент в системе принципата, то активизируясь, то отступая, вытеснял республиканские институты из государственного устройства империи. Возрастала роль провинций, права римского гражданства распространялись за пределами Италии.
Веспасиан.
Мрамор. 70—79 гг. н. э.
Копенгаген.
В 68—69 гг. Рим оказался во власти своих собственных войск, различные группировки которых
боролись между собой за то, чтобы возвести на престол каждая своего ставленника. Победителем в этой борьбе оказался Тит Флавий Веспасиан, посланный в 67 г. императором Нероном на подавление восстания в Иудее (см. ст. «Иудея и иудейские войны»). Он стал основателем новой императорской династии в Риме — династии Флавиев (69—96 гг.). Веспасиан был человеком очень скромного происхождения; трезвый ум, осмотрительность и осторожность позволили ему пережить тяжёлые времена принципата Гая Калигулы и Нерона. По мнению римского историка Тацита, Веспасиан был единственным императором, которого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону. Скромный и неприхотливый в личной жизни, обладающий колоссальной трудоспособностью, он и на троне оставался прежде всего великим тружеником. Светоний сообщает, что, приступив к восстановлению Рима, сильно пострадавшего во время гражданской войны 68—69 гг., он собственными руками расчищал развалины сожжённого солдатами храма Юпитера Капитолийского и выносил обломки на спине.
Первым делом Веспасиана было приведение в порядок государственной финансовой системы, совершенно расстроенной сумасбродствами Нерона. Были сокращены расходы императорского двора, введены новые налоги в Италии и провинциях. Император не брезговал никакими доходами для пополнения казны. Он ввёл даже налог на общественные уборные. Своему сыну Титу, возмущённому этим нововведением, он поднёс к лицу монету и спросил, пахнет ли она? (Отсюда и пошло выражение «деньги не пахнут».) Результаты финансовой политики Веспасиана были блестящими, что позволило ему начать обширное строительство в Риме. Им был построен новый форум с храмом Мира, начато строительство грандиозного амфитеатра на 50 тыс. зрителей, позднее получившего название Колизей.
Веспасиан продолжил политику императора Клавдия по распространению прав римского гражданства на западные провинции империи. При нём знать галльских и испанских общин прочно утверждается в римском сенате, став надёжной опорой власти принцепса.
Веспасиан умер летом 79 г. Присущее ему чувство юмора, говорят, не покинуло императора и на смертном одре. Почувствовав приближение смерти, он сказал: «Увы, я, кажется, становлюсь богом». Дело в том, что римских императоров после смерти причисляли к сонму богов, если, конечно, сенат не объявлял кого-нибудь из них «врагом отечества». Веспасиан передал власть своему старшему сыну Титу Флавию Веспасиану, правление которого оказалось очень недолгим. Он умер в 81 г., оставив хорошую память о себе благодаря тому, что продолжал политику отца.
Последним императором династии Флавиев стал Тит Флавий Домициан, младший сын Веспасиана, которого основатель династии не любил и держал в стороне от государственных дел. Домициан, обладавший крутым и властным характером, испортил
отношения с сенатом открытой демонстрацией своей власти. Он требовал, чтобы его называли господином (dominus) и даже богом (deus noster). Знать не любила Домициана и дала ему прозвище «лысый Нерон» — за то, что он возобновил преследования сенаторов по закону об оскорблении величия и пытался завоевать любовь народа организацией зрелищ и щедрых раздач подарков.
Тит. Мраморный фрагмент.
Гг. н. э. Рим.
Музей Ватикана.
Обострение отношений между принцепсом и знатью совпало с наступлением варварских племён на дунайской границе империи. В 86 г. племена даков вторглись в римскую провинцию Мезия. Война приняла затяжной характер, и Домициану удалось закончить её, лишь откупившись от варваров выплатой контрибуции (89 г.). Это сильно подорвало его авторитет в обществе, что в свою очередь толкнуло императора на путь репрессий. Развязав террор против знати, Домициан сам подписал себе приговор. Он был убит заговорщиками в сентябре 96 г.
Сенат провозгласил императором Марка Кокция Нерву, с которого начинается история правления династии Антонинов (96—193 гг.). Преемственность власти при Антонинах обеспечивалась не родственными узами, а усыновлением и провозглашением соправителем императора кого-либо из наиболее авторитетных военачальников и администраторов. Этот принцип наследования императорской власти избавлял римское общество от возможности появления на троне таких фигур, как Калигула или Нерон. Императоры Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий были, несомненно, выдающимися политическими деятелями. Лишь последний из Антонинов, Коммод, выпадает из этого ряда. Он был родным сыном Марка Аврелия и, получив императорскую власть как родовую собственность, заставил Рим вспомнить и Калигулу, и Нерона.
Время правления первых четырёх императоров династии Антонинов (96—161 гг.) было «золотым
веком» в истории Римской империи. Уже при Флавиях принципат перестал быть противоречивой, республиканско-монархической системой, поэтому самодержавный характер власти Антонинов не подвергался сомнению. Старая римская аристократия, заставившая когда-то Октавиана Августа установить с ней отношения партнёрства, давно ушла с исторической сцены. В римском сенате теперь заседала знать из самых различных областей Средиземноморья, как западных, так и восточных. Этот сенат уже полностью утратил республиканские иллюзии, и все его требования сводились лишь к одному: не казнить сенаторов без разрешения самого сената. Клятву соблюдать это условие, данную императором Нервой, нарушил только Коммод.