Неаполь. Национальный музей.

Сеян уничтожил всех законных наслед­ников императора и с помощью закона об оскорблении величия расправился с враждебными ему сенаторами. Однако Тиберий всецело доверял своему любимцу и, возможно, даже собирался сделать его своим наследником. Сеяну уже совсем немного недоставало для достижения желанной цели, когда в 31 г. он вдруг был обвинён Тиберием в заговоре против императора и казнён. По версии античных писателей, причиной столь не­ожиданного поворота событий стало то, что Тиберию сообщили об убийстве Сеяном в 23 г. его сына Друза (ранее считалось, что он умер от болезни).

После казни Сеяна Тиберий впал в меланхолию и все последующие годы до самой своей смерти в 37 г. с невероятной жестокостью преследовал всех подозреваемых в близости к бывшему фавориту. В римском обществе сложилась столь нездоровая об­становка, что многие сенаторы кончали жизнь са­моубийством; даже близкий друг Тиберия Кокций Нерва, проживший рядом с принцепсом все годы на Капри, не выдержал напряжения и покончил с собой. Смерть Тиберия 16 марта 37 г. была встрече­на в Риме с радостью.

Калигула. Бронза. 37—41 гг. н. э.

Цюрих. Частная коллекция.

18 марта 37 г. сенат при всеобщем ликовании народа вручил полномочия принцепса внуку Тиберия Гаю Цезарю Августу Германику, по прозвищу Калигула (Сапожок). Первые мероприятия молодо­го принцепса (ему было 25 лет, когда он пришёл к власти) были встречены с одобрением. Он обещал править в согласии с сенатом и под его руковод­ством, а также прекратить действие закона об ос­корблении величия. В Риме были возобновлены в небывалых масштабах любимые народом представ­ления: гладиаторские бои и травли зверей, которые почти совершенно прекратились при Тиберии. Праздничный угар, однако, закончился довольно

быстро. Через несколько месяцев принцепс забо­лел. После выздоровления Гай Калигула решитель­но порывает с римскими традициями предков, ох­ранителями которых объявляли себя принцепсы Август и Тиберий. Увлечение гладиаторскими и цирковыми играми перерастает в желание самому принять в них участие. И вот римское общество видит своего принцепса, первого гражданина вели­кой империи, сражающимся на сцене амфитеатра гладиатором и возницей на цирковой арене. По римским понятиям, выступать на сцене и арене цирка — это удел рабов, преступников или вольно­отпущенников, т. е. людей с ущербным социальным статусом. Полноправный гражданин, тем более гла­ва государства, не имел права опускаться до заня­тий такого рода.

Ещё большее изумление вызывала религиозная политика Калигулы. Он объявил себя живым бо­жеством и, стоя в храме между статуями богов, при­нимал подобающие богу почести от посетителей или «беседовал» с самим Юпитером Капитолийским. В обществе заговорили о сумасшествии принцепса. Оснований для такого вывода было, с точки зрения современников Калигулы, более чем достаточно. Принцепс, казалось, задался целью доказать всему роду человеческому, что для него нет ничего невоз­можного. Безумные траты на зрелища, пиры, раз­дачи подарков, бессмысленные, но грандиозные постройки, опустошив совершенно казну, смени­лись не менее безумной налоговой политикой для её пополнения. Возобновились судебные процессы об оскорблении величия, единственной целью кото­рых часто была конфискация имущества обвиня­емого.

Трудно сказать, что определяло поведение Гая Калигулы, — болезнь или совершенно иное, чем у его предшественников, понимание власти принцепса: не первый гражданин, а господин, по отноше­нию к которому все, от простолюдина до высоко­поставленного сенатора, — рабы. «Мне можно всё в отношении всех», — утверждал Калигула и дока­зывал это на деле. Если Тиберий переходил все при­нятые границы в своём почтении к сенату, то Ка­лигула ещё более безгранично унижал его. По ут­верждению Светония, он даже хотел назначить кон­сулом своего любимого коня Инцитата. В 39 г. Гай Цезарь Калигула издал эдикт, в котором объявил о своей враждебности сенату и отказе сотрудничать с ним. Римская знать восприняла это как узурпацию власти и установление режима тирании в Риме. Она ответила на новый политический курс принцепса серией заговоров. 24 января 41 г. Гай Калигула был убит. Впечатление, произведённое его правлением на римское общество, оказалось столь сильным, что на созванном консулами заседании сената загово­рили о восстановлении республики. Но пока в се­нате спорили о политическом устройстве государ­ства, преторианцы и римский народ уже решили этот вопрос. Окружив курию, толпа скандировала имя нового императора. Им оказался дядя Кали­гулы Клавдий.

Избрание Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Гер-

маник) принцепсом оказалось полной неожидан­ностью прежде всего для него самого. Он был уже пожилым человеком, в доме Юлиев-Клавдиев его считали умственно неполноценным и держали в стороне от государственных дел. В детстве он пе­ренёс паралич, у него была неуклюжая походка, тряслась голова и заплетался язык. Калигула дер­жал его возле себя на положении шута. Шутом на троне считала его и римская знать, хотя проводи­мая им политика не давала к тому никаких осно­ваний. Прежде всего он объявил о возврате к по­литической системе Августа и постарался наладить нормальную жизнь в Риме. Процессы об оскорбле­нии величия были прекращены, введена разумная финансовая политика, улучшено снабжение Рима продовольствием.

Клавдий.

Халцедоновая камея

Гг. н. э.

Отказавшись от скандальных и неприемлемых для римского общества форм утверждения едино­властия, Клавдий повёл планомерную и спокойную работу по укреплению чисто монархических инсти­тутов власти и расширению их социальной базы. Сенат и магистратуры продолжают существовать, и Клавдий оказывает им должное уважение. Но па­раллельно с ними, соперничая и тесня, всё большую роль начинает играть придворная внесенатская ад­министрация. Она создавалась на основе управле­ния личным хозяйством императора. Подобная сис­тема имелась в хозяйстве каждого богатого рим­лянина и состояла из рабов и вольноотпущенников. Клавдий, почти ничего не меняя в этой системе, возводит службу в хозяйстве императора на уровень государственной и награждает своих наиболее вы­дающихся вольноотпущенников знаками отличий магистратов.

Клавдий был единственным импера­тором из дома Юлиев-Клавдиев, решив­шимся продолжить политику Юлия Цезаря по распространению прав римского граж­данства на жителей провинций и привлечению про­винциальной знати к управлению империей. При нём очень интенсивно шёл процесс романизации Галлии. В 48 г. знать Нарбонской Галлии получила право добиваться сенаторского достоинства, что по­ложило начало формированию общеимперской знати.

Привлечение провинциалов в сенат, рост значе­ния императорского аппарата управления вызыва­ли недовольство среди римско-италийской знати. Крупных заговоров против Клавдия, однако, не сос­тавлялось. Оппозиция знати ограничивалась ропо­том и злословием. Привязанность старого импера­тора к своим жёнам и вольноотпущенникам пре­доставляла богатую пищу для самых невероятных слухов. Враждебные Клавдию представители знати группировались вокруг его последней, четвёртой жены Агриппины, расчищавшей дорогу к власти своему сыну от первого брака Луцию Домицию Агенобарбу, вошедшему в историю под именем импе­ратора Нерона. После смерти Клавдия, отравлен­ного, как предполагают, Агриппиной 13 сентября 54 г., префект претория Афраний Бурр представил Нерона преторианцам, которые провозгласили его императором.

Нерон. Мрамор. 60—68 гг. н. э.

Рим. Национальный музей.

Новому главе Римской империи едва исполни­лось 17 лет, и вопросы государственной политики его мало интересовали. Реально государственными делами руководили воспитатель императора фило­соф Луций Анней Сенека и Афраний Бурр. Они представляли оппозиционные Клавдию круги зна­ти, поэтому их политика была направлена на вос­становление главенствующего положения сената и магистратур в системе административного управ­ления империей. Первые пять лет правления Не­рона прошли в согласии с сенатом. Но при дворе императора шла ожесточённая борьба между его

матерью и наставниками, которая за­кончилась тем, что сначала Нерон при­казал убить Агриппину, а затем изба­вился, после смерти Бурра в 62 г., и от Сенеки, заставив его уйти в отставку. Теперь он мог беспре­пятственно заниматься тем, что его увлекало боль­ше всего, — пением и декламацией на сцене театра. Чувство вседозволенности превратило Нерона в чу­довище, заставившее Рим вновь пережить ужасы времён правления Гая Калигулы.

Знать прибегла к испытанному средству борьбы — заговору. Но заговорщики никак не могли ре­шить, кому и где убить императора. В результате заговор был раскрыт в 65 г., и это дало Нерону повод для массовых репрессий против римской зна­ти. Наконец, устав от казней и пригрозив сенаторам их полным уничтожением, Нерон отправился в 66 г. в артистическое турне по Греции. Тем време­нем обстановка в Риме и провинциях всё более на­калялась. Восстала Иудея, восстал наместник Лузитанской Галлии Гай Юлий Виндекс, к нему при­соединился наместник Испании Сервий Гальба, в Риме начали колебаться преторианцы. Нерон совер­шенно растерялся и ничего не предпринимал для того, чтобы изменить ситуацию. Наконец, сенат объявил его «врагом отечества». Император бежал из Рима и после долгих скитаний покончил с собой. Молва утверждала, что, умирая, он повторял: «Ка­кой артист погибает!»

Со смертью Нерона прекратилась династия Юли­ев-Клавдиев. В течение её правления монархичес­кий элемент в системе принципата, то активизиру­ясь, то отступая, вытеснял республиканские инсти­туты из государственного устройства империи. Воз­растала роль провинций, права римского граждан­ства распространялись за пределами Италии.

Веспасиан.

Мрамор. 70—79 гг. н. э.

Копенгаген.

В 68—69 гг. Рим оказался во власти своих соб­ственных войск, различные группировки которых

боролись между собой за то, чтобы возвести на пре­стол каждая своего ставленника. Победителем в этой борьбе оказался Тит Флавий Веспасиан, пос­ланный в 67 г. императором Нероном на подавление восстания в Иудее (см. ст. «Иудея и иудейские вой­ны»). Он стал основателем новой императорской ди­настии в Риме — династии Флавиев (69—96 гг.). Веспасиан был человеком очень скромного проис­хождения; трезвый ум, осмотрительность и осто­рожность позволили ему пережить тяжёлые време­на принципата Гая Калигулы и Нерона. По мнению римского историка Тацита, Веспасиан был единст­венным императором, которого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону. Скромный и непри­хотливый в личной жизни, обладающий колоссаль­ной трудоспособностью, он и на троне оставался прежде всего великим тружеником. Светоний сооб­щает, что, приступив к восстановлению Рима, силь­но пострадавшего во время гражданской войны 68—69 гг., он собственными руками расчищал раз­валины сожжённого солдатами храма Юпитера Ка­питолийского и выносил обломки на спине.

Первым делом Веспасиана было приведение в порядок государственной финансовой системы, со­вершенно расстроенной сумасбродствами Нерона. Были сокращены расходы императорского двора, введены новые налоги в Италии и провинциях. Им­ператор не брезговал никакими доходами для по­полнения казны. Он ввёл даже налог на общест­венные уборные. Своему сыну Титу, возмущённому этим нововведением, он поднёс к лицу монету и спросил, пахнет ли она? (Отсюда и пошло выраже­ние «деньги не пахнут».) Результаты финансовой политики Веспасиана были блестящими, что позво­лило ему начать обширное строительство в Риме. Им был построен новый форум с храмом Мира, на­чато строительство грандиозного амфитеатра на 50 тыс. зрителей, позднее получившего название Колизей.

Веспасиан продолжил политику императора Клавдия по распространению прав римского граж­данства на западные провинции империи. При нём знать галльских и испанских общин прочно ут­верждается в римском сенате, став надёжной опо­рой власти принцепса.

Веспасиан умер летом 79 г. Присущее ему чувст­во юмора, говорят, не покинуло императора и на смертном одре. Почувствовав приближение смерти, он сказал: «Увы, я, кажется, становлюсь богом». Дело в том, что римских императоров после смерти причисляли к сонму богов, если, конечно, сенат не объявлял кого-нибудь из них «врагом отечества». Веспасиан передал власть своему старшему сыну Титу Флавию Веспасиану, правление которого ока­залось очень недолгим. Он умер в 81 г., оставив хорошую память о себе благодаря тому, что про­должал политику отца.

Последним императором династии Флавиев стал Тит Флавий Домициан, младший сын Веспасиана, которого основатель династии не любил и держал в стороне от государственных дел. Домициан, обла­давший крутым и властным характером, испортил

отношения с сенатом открытой демонстрацией сво­ей власти. Он требовал, чтобы его называли госпо­дином (dominus) и даже богом (deus noster). Знать не любила Домициана и дала ему прозвище «лысый Нерон» — за то, что он возобновил преследования сенаторов по закону об оскорблении величия и пы­тался завоевать любовь народа организацией зре­лищ и щедрых раздач подарков.

Тит. Мраморный фрагмент.

Гг. н. э. Рим.

Музей Ватикана.

Обострение отношений между принцепсом и зна­тью совпало с наступлением варварских племён на дунайской границе империи. В 86 г. племена даков вторглись в римскую провинцию Мезия. Война при­няла затяжной характер, и Домициану удалось за­кончить её, лишь откупившись от варваров выпла­той контрибуции (89 г.). Это сильно подорвало его авторитет в обществе, что в свою очередь толкнуло императора на путь репрессий. Развязав террор против знати, Домициан сам подписал себе приго­вор. Он был убит заговорщиками в сентябре 96 г.

Сенат провозгласил императором Марка Кокция Нерву, с которого начинается история правления династии Антонинов (96—193 гг.). Преемствен­ность власти при Антонинах обеспечивалась не род­ственными узами, а усыновлением и провозглаше­нием соправителем императора кого-либо из наи­более авторитетных военачальников и администра­торов. Этот принцип наследования императорской власти избавлял римское общество от возможности появления на троне таких фигур, как Калигула или Нерон. Императоры Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий были, несомненно, выдающимися политическими деятелями. Лишь последний из Антонинов, Коммод, выпадает из этого ряда. Он был родным сыном Марка Аврелия и, получив импера­торскую власть как родовую собственность, заста­вил Рим вспомнить и Калигулу, и Нерона.

Время правления первых четырёх императоров династии Антонинов (96—161 гг.) было «золотым

веком» в истории Римской империи. Уже при Флавиях принципат перестал быть противоречивой, республиканско-монархической системой, поэтому самодержавный характер власти Антонинов не подвергался сомне­нию. Старая римская аристократия, заставившая когда-то Октавиана Августа установить с ней от­ношения партнёрства, давно ушла с исторической сцены. В римском сенате теперь заседала знать из самых различных областей Средиземноморья, как западных, так и восточных. Этот сенат уже пол­ностью утратил республиканские иллюзии, и все его требования сводились лишь к одному: не каз­нить сенаторов без разрешения самого сената. Клятву соблюдать это условие, данную императо­ром Нервой, нарушил только Коммод.

Наши рекомендации