Тема 4. Толкование и реализация права
1. Понятие и необходимость толкования норм права.
2. Основные приемы (способы) толкования права.
3. Виды толкования норм права.
4. Акты толкования права: особенности, виды.
5. Понятие и формы реализации права.
6. Применение норм права.
7. Акты применения норм права.
8. Классификация (виды) актов применения права.
1. Понятие и необходимость толкования норм права
Толкование в самом общем смысле означает объяснение чего-нибудь, изложение точки зрения, способ познания или понимание различного рода письменных источников.
Толкование в интересующем нас плане (юридическое толкование) – один из видов познания, интеллектуально-волевая деятельность, объектом которой выступают правовые нормы, изложенные в текстах нормативных правовых актов.
Юридическое толкование представляет собой уяснение смысла норм права, установление их действительного содержания.
Объектом толкования в юридической литературе признается право, выраженная в нем воля. То есть в процессе толкования установлению подлежит государственная воля (воля законодателя), которая выражена и закреплена в нормативных правовых актах.[47]
Непосредственным предметом толкования – нормативные правовые акты, содержащие нормы права. В юридической литературе также существует мнение, что толкованию подлежат все правовые акты (нормативные, договоры, правоприменительные)[48].
Цель – правильное и точное понимание и применение права.
Субъектами толкования могут быть должностные лица, органы государства, представители общественных формирований, граждане – никто не ограничен в возможности раскрывать смысл правовых норм. Однако юридическое значение деятельности разных субъектов толкования права различно в связи с официальным и неофициальным характером того или иного вида толкования и их юридической значимостью.
Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание смысла нормы права включает следующие два обязательных элемента: уяснение смысла правовых норм «для себя» и разъяснение их смыслового содержания для других.
Толкование-уяснение – первое предварительное условие правильного понимания текста нормативного правового акта и содержащихся в нем норм права. Имеется в виду внутренний мыслительный процесс познания, направленный на раскрытие содержания юридических норм «для себя», для реального субъекта, для конкретного правоприменителя, принимающего правовое решение. В большинстве случаев достаточно уяснить смысл правовой нормы, чтобы вынести правильное решение по делу.
Например, законодатель, обсуждая проект закона, должен прежде всего понять для самого себя его смысл, что является предпосылкой принятия окончательного решения о его последующем издании.
Толкование-разъяснение – это деятельность, получающая внешнее выражение, осуществляемая компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности относительно содержания нормы права, внести определенность в ее понимание другими субъектами. Разъяснения дают Конституционный Суд РФ, пленумы Верховного суда РФ, прокуроры, юрисконсульты и др.
В одних случаях такое разъяснение оформляется в виде определенного документа, носит официальный характер. В других – оно может быть устным, неофициальным, принимать форму советов, рекомендаций.
Существенно то, что толкование может ограничиваться лишь одним уяснением. Вместе с тем, возникает необходимость в толковании-разъяснении, в тех случаях, когда в процессе толкования-уяснения в содержании закона или правовых норм обнаруживаются противоречия, либо, когда норма права требует дополнительной конкретизации и обоснования возможности ее применения к данной правовой ситуации. Следовательно, подобное разъяснение не носит обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме. Оно требуется тогда, когда надо обеспечить одинаковость понимания толкуемой юридической нормы другими лицами.
Итак, уяснение и разъяснение – это две связанные стороны процесса толкования права, призванные давать правильное, точное понимание правовых норм в каждом конкретном случае.
Необходимость толкования обусловлена несколькими факторами.
1. Уяснение любого письменного документа требует мыслительной деятельности, нацеленной на понимание слов, предложений, их логической связи.
2. Толкование вызывается особенностями самих норм права, их общим характером, в то время как реальные общественные отношения, к которым применяются эти нормы, всегда конкретны. Данное обстоятельство требует использования юридических познаний, т.е. юридического толкования для правильной практической реализации норм права.
3. Краткость и лаконичность отдельных формулировок правовых норм, содержащаяся в них специальная терминология, а также оценочные понятия («корыстные мотивы и побуждения», «крупный размер хищения», «тяжкие телесные повреждения» и др.) предполагают соответствующее профессиональное разъяснение[49].
4. Иногда в законодательных актах используются такие обороты, как «в аналогичных случаях», «и другие», «и т.д.», что требует установления соответствующего смысла.
5. Толкование норм права вызывается в том числе несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, не всегда ясным, четким и понятным языком нормативного правового акта, в связи с этим некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда и двусмысленными[50].
6. Толкование норм права предопределяется и их свойством системности, взаимосвязи и взамообусловленности. В связи с этим одна норма может содержать положения, которые дадут возможность реализовать другую норму[51]. Понять, осмыслить такие связи юридических норм, т.е. их «взаимоотношения» с другими нормами права, можно посредством юридического толкования.
Напомним, особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, общий характер), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным юридическим нормам, недостатки юридической техники – все это порождает необходимость юридического толкования.
Необходимость и значение толкования проявляется на всех стадиях правового регулирования:
- в процессе правотворчества;
- в проведении систематизации нормативных правовых актов;
- при разных формах реализации права.
2. Основные приемы (способы) толкования права
Процесс толкования осуществляется посредством использования определенных приемов и способов анализа правовых норм. Способы толкования – это относительно обособленные приемы и средства, способствующие познанию смысла и содержания правовых норм в целях их практической реализации. С этой точки зрения способ толкования – понятие сложное, включающее специальные технические приемы (средства). Например, логический способ толкования включает такие приемы как логическая дедукция, тождество, отрицание отрицания и др.
В зависимости от используемых приемов и средств установления смысла правовой нормы различают различные способы толкования. Уделим внимание их особенностям.
Грамматический (филологический) способ толкования направлен на уяснение текста нормативного правового акта. Поскольку воля законодателя, выраженная в правовой норме, представлена в словесной форме, постольку прежде всего необходимо проанализировать текст нормативного правового акта. Таким образом в рамках грамматического способа толкования происходит уяснение смысла правовых норм в соответствии с их текстуальным содержанием.
С этой точки зрения процесс толкования имеет следующую последовательность: а) выясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и в специальном юридическом смысле (например, «конституционный строй», «правоспособность», «неприкосновенность личности», «состязательность сторон», «осужденный» и т.д.); б) осмысливается значение оценочных понятий, с помощью которых обозначаются самые различные состояния: «произвольное вмешательство» - ст. 1 СК РФ; «действия – позорящие» - ст. 129 УК РФ; «результаты действий – крупный размер хищений» - ст. 174 УК РФ; «мотивы и побуждения – корыстные» - ст. 126 УК РФ; «хулиганские» - ст. 105 УК РФ и т.д.; в) обращается внимание на роль использования союзов, предлогов, знаков пунктуации и т.д. В частности, определяется значение союза «и», который обычно используется как соединительный «лишение свободы и конфискация», а также в разделительном смысле союза «или» (лишение свободы или конфискация); г) обращается внимание на форму и вид глаголов. Известно, что глаголы совершенного вида означают, что юридическое значение придается только совершившимся действиям. Например, согласно ст. 33 УК РФ подстрекателем признается лицо, склонившее кого-либо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Следовательно, лицо, пытавшееся склонить другого субъекта к совершению преступления, но не добившееся результата, не может быть признано подстрекателем[52].
Любая правильная мысль, в том числе выраженная в нормативно-правовом предписании, имеет определенную логическую структуру, содержание. Толкование нормы с этой точки зрения, когда законы и правила формальной логики применяются непосредственно, самостоятельно, носит название логического[53].
Логический способ толкования включает различные приемы:
а) логическое преобразование;
б) логический анализ понятий;
в) вывод по аналогии и др.
Логическое преобразование – мысленная операция, используемая для уяснения смысла текста закона. Так, в ст. 158 УК РФ сказано: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается…». В качестве подлежащего этого предложения выступает «кража». По буквальному выражению она и наказывается. Преобразовав это предложение в другое: «Лицо, совершившее тайное хищение…», мы получим более точное значение самой нормы. Такие логические преобразования требуются и в других подобных случаях. Примером логического преобразования служит также формирование правовой нормы, которая содержится в различных статьях нормативного правового акта, а в некоторых случаях в различных нормативных актах.
Анализ понятий – раскрывается смысл не отдельных слов, а обозначаемых ими понятий, явлений соотносимых с ними. Это позволяет более точно определить сферу действия рассматриваемых и сопоставляемых понятий. Примером такого анализа является сопоставление категорий «система права» и «правовая система», позволяющее выделить их существенные отличительные признаки, специфический смысл, объем содержания. С этой точки зрения понятие «система права» не тождественно понятию «правовая система». Система права характеризует внутреннюю структуру права, соотношение его отраслей, подотраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система – более широкое понятие, означающее конкретно-историческую совокупность законодательства, юридическую практику и господствующей в данном государстве правовой идеологии и др.
Вывод по аналогии – данный логический способ ставит задачей выяснение того, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Процесс выведения такого логического умозаключения, в частности позволяет преодолеть обнаруженный пробел в законодательстве, разрешить дело, используя аналогию закона или аналогию права. Имеется в виду: решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на данный и сходные случаи, а также решение конкретного дела на основе общих принципов и смысла права.
Названные логические приемы относятся к числу наиболее распространенных в деятельности по толкованию правовых норм. При использовании данного способа применяют и такие приемы, как доведение до абсурда, толкование «от противного», заключение от меньшего к большему и наоборот и др.
Систематический (системный) способ толкования обусловлен системностью права и законодательства, состоит в установлении места нормы права в системе права, отрасли, института, в нормативном правовом акте. В этом аспекте необходимо уяснение смысла нормы права, исходя из особенностей, связанных с ней правовых норм, развивающих, детализирующих ее содержание. Уяснение системных связей позволяет уточнить направленность толкуемой (интерпретируемой) нормы, правильно определить сферу ее действия, выяснить круг лиц, на которых распространяется регулирующее воздействие нормы.
В специальной литературе указывается, что под системным способом толкования норм права необходимо понимать совокупность приемов, использование которых, базируясь на сопоставлении двух или более юридических норм, позволяет раскрыть смысл толкуемой нормы[54].
Существенно то, что в ходе систематического толкования необходим учет наиболее типичных связей норм права, оказывающих влияние на раскрытие смысла толкуемой нормы. К числу таких связей относятся: а) сопоставление норм Общей части отрасли права с Особенной частью, например, норм Общей части Уголовного кодекса РФ и норм его Особенной части; б) связь толкуемых регулятивных норм с нормами охранительными. Например, если регулятивные нормы ГК РФ (главы 13-19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников и т.д., то охранительные нормы главы 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника. К тому же, охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственника; в) связи отсылочных статей. Из текста самой отсылочной статьи видно, что норма права в ней сформулирована не полностью. Чтобы уяснить норму, содержащуюся в отсылочной статье, необходимо обратить внимание на ту статью, к которой дается ссылка. Например, в ст. 109 Конституции РФ сказано «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации». Эта статья отсылочная[55].
Уяснить смысл нормы права, исходя из содержания связанных с ней правовых норм, необходимо и в других подобных ситуациях. Примечательны, например, связь бланкетных норм с нормами, которые содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться для вынесения обоснованного решения. Так, ст.143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Особенность в том, что эти правила в УК РФ не раскрываются, а содержатся в различных нормативных правовых актах – источниках трудового права. Соответственно, в процессе правоприменения необходимо установить содержание этих правил.
Толкование предполагает также раскрытие особенностей связи близких по содержанию норм права, например, ст. 129 (клевета) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ и др.
Специально-юридический способ толкования. Этот способ основывается на юридическом знании (т.е. на знании юридических понятий, терминов, юридических конструкций, правил юридической техники, закономерностей правового регулирования и др.). Такие сведения необходимы для выяснения подлинного смысла и содержания норм права, их правильной и последовательной реализации, последующего совершенствования правовых предписаний.
Существенно то, что в области законодательства используется свой язык законов, многие законодательные положения «нуждаются» в разъяснении («расшифровке» на основании специальных познаний). Приведем в этой связи следующие положения гражданского законодательства: «исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством». В каждом из содержащихся здесь терминов («неустойка», «штраф», «пеня», «залог», «поручительство») заложен специальный смысл, который выражает особое построение нормативного материала.
Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулировать новые юридические понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор (субъект толкования) вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий («тяжкие последствия», «существенный вред», «особо крупный размер» и др.), которые влияют на практику решения конкретных дел[56].
Историко-политический способ толкования. Названный способ используется для уяснения воли законодателя, содержащейся в нормативном акте, приятом в предшествующий период во времени. Он основан на учете конкретно-исторических условий, в которых принималась та или иная норма права. В этой связи историко-политическое толкование предполагает обращение к первоначальному законопроекту, к последующему ходу его изменений, к прениям в процессе его обсуждения, выступлениям по вопросам внесения поправок в разрабатываемый нормативный правовой акт и др. Важно в этой связи использовать документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, литературу, отражающую политику государства по указанному вопросу. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, тексты старых, отмененных актов по рассматриваемому вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Однако толкование, безусловно, должно проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла[57].
Так, анализируя ст. 71 УК РФ (пропаганда войны) следует обратиться к истории Российского государства, его миролюбивой политике. Появление данной статьи в уголовном законе является логическим выражением последовательной политики борьбы за мир, против всяческих попыток вовлечь страну в новую войну. Именно об этом говорят слова закона: «Пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась...». Вместе с тем существенно то, что знание истории создания нормативно-правового акта способствует раскрытию общего его характера, но не может быть положено в основу решения юридического дела.
В юридической литературе, наряду с названными способами толкования, называют телеологическое толкование. Здесь прежде всего принимаются во внимание цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма. Примером телеологического толкования Конституции служит также дело о проверке конституционности ст. 560 ГК РСФСР от 16 января 1996 г., в решении которого прямо сказано, что «правила статьи 560 ГК РСФСР ограничивают конституционные права наследодателей и наследников не соответствующим Конституции Российской Федерации образом, несоразмерно указанным в ней целям и в силу этого противоречат Конституции Российской
Федерации».
Иногда цели принятия нормативного правового акта определяются непосредственно в его тексте. Например, в преамбуле Указа Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации прав граждан на землю» закреплено, что этот акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю».
С учетом названной цели субъекты права должны толковать (и применять) положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан (а не государственных органов, сельскохозяйственных организаций).